Выдали фотоаппарат, карту и компас, наскоро показали, как со всем этим надо обращаться, переодели в красноармейскую форму и ночью перебросили в расположение советских войск.
Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 6 февраля 1942 г., пятница:
Фашистский шпион
Из зала суда
Когда отца раскулачили и сослали, Владимир Харитонов—тогда еще подросток— перекочевал неподалеку от родного села в городишко Смоленской области, к дяде. Там он несколько лет учился в школе, а затем пошел работать на фабрику. Скрыв свое происхождение, он сумел даже пробраться в комсомол, но злоба на советскую власть не покидала этого кулацкого выродка.
Началась война. Как рабочий оборонного предприятия, Харитонов не был призван в армию. Когда же фронт приближался и фабрика вместе с работавшими на ней эвакуировалась в тыл, он решил не уезжать, а ждать прихода, немцев.
С фашистами Харитонов снюхался очень быстро. Уже на второй или третий день он встретился с немецким офицером, которому поведал свою биографию. Офицер заинтересовался Харитоновым и предложил ему стать шпионом.
— Только имей в виду,— предупредил его немец.— Если хочешь жить с нами в согласии, то должен хорошо выполнять наши задания.
Шпиона сфотографировали, сняли оттиски пальцев и отобрали подписку в том, что он добровольно переходит на службу к немцам и обязуется беспрекословно выполнять все их задания.
Тут же он получил первое задание: пробраться через линию фронта на советскую сторону, разведать, занести на карту и по возможности сфотографировать расположение огневых точек, зенитных установок, скопление автомашин, склады боеприпасов.
Ему выдали фотоаппарат, карту и компас, наскоро показали, как со всем этим надо обращаться, переодели в красноармейскую форму и ночью перебросили в расположение советских войск. Два дня бродил здесь шпион и кое-что ему удалось выведать. Он засек на карте несколько зенитных установок, запомнил, что к одной деревушке стягиваются войска и сделал десяток снимков, которые по возвращении отдал немецкому офицеру непроявленными.
Немцы остались довольны Харитоновым.
— Если и дальше будешь работать так хорошо, то после войны представим к награде,— пообещал ему офицер.
Второе задание было сложнее. Шпиону следовало пройти в деревню, находящуюся в советском тылу, установить, где именно находится штаб соединения, посмотреть, нет ли там скопления автомашин, выяснить, имеется ли зенитная артиллерия и по какой дороге подвозятся боеприпасы. Попутно надо было разузнать настроение местных жителей.
— Только не пускайтесь в излишние разговоры, а то еще попадетесь и провалите все дело,— напутствовал офицер.
На сей раз шпион ходил по деревне в штатском платье под видом колхозника. Ни карты, ни фотоаппарата у него не было. Все, что видел, он запоминал и занес на карту уже по возвращении к немцам. Офицер похвалил Харитонова и выдал ему даже вознаграждение — 40 рублей.
В третий раз немцы послали Харитонова на советскую сторону в качестве связного. Он должен был встретиться в одной деревне с другим немецким агентом. На выполнение этого задания ушло четыре дня. Как и в предыдущие разы, он благополучно пробрался в деревню. Ему повезло, и нужный человек был отыскан легко. После обмена паролями Харитонов получил для передачи немцам сведения о том, где расположен штаб воинской части, в каких деревнях находятся советские войска.
Когда шпион явился с этими сведениями к своему немцу, тот был невесел.
— Мы отсюда, очевидно, скоро уйдем,— сообщил он Харитонову.— Вам отступать с нами не придется. Вы оставайтесь здесь. Постарайтесь вступить в Красную Армию, желательно в танковую часть. Нам нужны там свои люди.
И шпион получил новое задание: распространять в советском тылу пораженческие слухи, портить материальную часть, нарушать связь, сигнализировать ракетами во время налетов немецкой авиации. Для этого ему дали ракетницу и несколько зеленых ракет.
— Вам удалось это выполнить?—спрашивает суд.
— Немного. За все время я перерезал три кабеля и выпустил только две ракеты...
При попытке выпустить третью ракету предатель был пойман на месте преступления. Под тяжестью улик он полностью признался во всех своих злодеяниях.
Военный трибунал Западного фронта приговорил фашистского шпиона к расстрелу. (Л. САВЕЛЬЕВ).
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.