Кто научил вязать вас? Бабушка? Подружка? Блогер на ютубе? Меня — мама. Показала, как набирать петли и вязать лицевые, когда мне было лет 8. Тогда я связала свой первый клочок-образец из кислотного акрила (который, конечно, задумывался как шарф для куклы) и про вязание забыла лет на 20.
Моя мама много вязала в начале 90-х, в декрете. Модели из журналов, с узорами, интарсией. Получалось ярко, очень аккуратно. Но продлилось увлечение недолго. Хобби быстро ушло из ее жизни.
Мамина мама — моя бабушка — вязала почти всю жизнь, пока совсем не потеряла зрение. Помню, как днями напролет она сидела за прялкой, а потом долгими вечерами «цокала» на металлических самодельных спицах шерстяные носки. Меня все время удивляло, как она не запутывается в этой мудреной конструкции из пяти спиц? Как из квадрата получается круглая «труба» носка?
Я в вязание ударилась спонтанно, запойно, страстно. Думаю, когда сын будет вспоминать свое детство, я буду представляться ему только со спицами или крючком. Дома, в гостях, в парке, в электричке, на пляже, в поезде, даже во сне рукодельничала!
Я третье поколение вязальщиц в семье. И, конечно, были попытки научить четвертое. Сын просил сам. Давала толстую пряжу, крючок. Показывала воздушные цепочки, объясняла, подсказывала. Все без толку. Ничем, кроме психов опыты не заканчивались: мальчишеские пальцы «деревянные», руки не слушались. И я оставила попытки. В учебе должно быть не только преодоление, но и ситуация успеха. Не получается — значит не время.
Время пришло в первом классе. Видно, судьба — уметь вязать. Нашлась такая школа, где вязание в «началке» чуть ли не самый важный предмет, и такая учительница, которая с песней научила петлям.
«Через одну, через одну,
Не через две, не через две
Он чудный ковер себе ткет»
Сначала на уроке рукоделия разобрали принцип — как петли надеваются друг на друга. Вязали на пальцах, как на вилке, длинные шарфы-скакалки. Хорошо пошло, быстро. После первого урока уже было чем похвалиться.
Потом вязали плед. Научились набирать петли "методом пистолета" на толстую деревянную спицу и освоили лицевые. От каждого ученика требовалось связать квадрат 15*15 платочной вязкой. Все квадраты учительница сшила в единое полотно. Готовый плед подарили детскому саду.
Затем взялись за свое первое изделие — чехол для флейты. Вязали из нескольких цветов, сами подбирали оттенки. Пряжа тоньше — сыну сложнее. Распускал несколько раз: то терял петли, то лишние набирал. Рассказывает, что пока вяжут, поют вслух всем классом. На дом брать работу не разрешали: все сами.
В Вальдорфской педагогике считается, что первые 7 лет жизни ребенку нужно развивать вовсе не интеллект, а тело. Тело — главный инструмент познания мира. Если не научим его двигаться, слышать, нюхать, видеть, чувствовать, то не сможем и полноценно изучать мир. Поэтому движению — и мелкой моторике в том числе — уделяют так много внимания в нашей школе.
Вяжут все: и девочки, и мальчики. В первом классе — квадраты-образцы и шарики, во втором — шапки, коврики, прихватки. Дальше — носки, варежки.
И какой же это обогащающий опыт! Развивает терпение, аккуратность, внимательность. Счет, пространственное мышление, опять же. Благодаря рукоделию ребенок впервые может смело сказать "Я творец. Я могу создавать что-то своими руками".
Пригодится ли сыну вязание в жизни? Не знаю. Но точно пригодятся нейронные связи, которые образовались благодаря вязанию! И ситуация успеха в памяти отложится.
Дочитали до конца? Поставьте лайк и подписывайтесь на канал "Будет связано!", чтобы не пропустить новые публикации.