Найти в Дзене

Опера "Мастер и Маргарита" в постановке САТОБ. Спектакль 18.02.2024

В воскресенье 18.02.2024 в зале Самарского театра оперы и балета был аншлаг. Билеты на оперу "Мастер и Маргарита" были раскуплены за долгое время до спектакля. Премьера состоялась в Самаре 6 октября 2023 года. Затем был триумфальный показ в Мариинском театре С-Петербурга, я читала хвалебные отзывы знатоков оперного искусства и решила пойти обязательно на очередной спектакль в Самаре и увидеть все своими глазами.

-2

Для лучшего понимания сюжета прочла еще раз роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". И посмотрела новый фильм "Мастер и Маргарита" режиссера Михаила Локшина. Это конечно же, хорошо, но как я позже поняла, для просмотра оперы этого не достаточно. Искусство не простое и не очевидное, поэтому необходимо обязательно дома до спектакля познакомиться с либретто и желательно послушать музыку Сергея Слонимского. Найти либретто в Интернете у меня не получилось, видимо, потому, что Самарский театр поставил эту оперу первым в России.

Этот спектакль не обычный, называется оперой, но на самом деле это экспериментальная вещь, можно сказать, драматический спектакль с музыкой. Большого симфонического оркестра нет. Актеры разговаривают пением, причем по замыслу автора, почти всех героев сопровождает свой определенный музыкальный инструмент. Маргариту сопровождает скрипка, Коровьева-фагот, Кота Бегемота-флейта, Понтия Пилата-кларнет. Это, видимо, я смогу услышать лишь при повторном просмотре спектакля, пока об этом не знала и, соответственно, в спектакле не услышала. Правда, обратили на себя мое внимание своей музыкальностью два персонажа- Коровин и Кот Бегемот. Они такие симпатяги, в спектакле у них нет слов, но они и без слов были очень блистательными и яркими персонажами и было интересно на них смотреть.

-3

Еще мне понравился в спектакле Понтий Пилат. Он был убедительным, в нем была красота и стать и чувствовался характер этого героя.

Хор пел очень красиво, сплетая из голосов прекрасные кружевные мелодии. Правда одеты артисты хора были мрачно- в черные бесформенные балахоны. Видимо, так выглядел простой народ во времена Иешуа.

Еще один положительный момент в спектакле-наличие бегущей строки. Она помогает следить за конвой событий, на слух мне не всегда было понятно.

-4

Последовательность событий в спектакле иная, чем в романе Булгакова. Одновременно проходят две линии повествования евангельская и современная, а именно Москвы 30-ых годов ХХ века. Мытарства Мастера идут параллельно со сценами страданий Иешуа. Воланд со своей свитой является связующим звеном между временами. Переход времен на сцене происходит при использовании средств кинематографии. "Синема " быстро переключает внимание зрителей с одного пласта повествования на другой. С подобным в опере я еще не встречалась.

-5

-6

Мой интерес к спектаклю нарастал по мере развития спектакля. Чем дальше, тем было интереснее. Понравился Бал сатаны с его бурными плясками. Это было шумно, ярко и по-бесовски красочно !

-7

Согласна с утверждением, что эту оперу трудно воспринимать во всех нюансах с первого раза, можно получить только общее размытое впечатление.

У меня это первое впечатление положительное. Мощный заряд энергии со сцены я получила, еще и повод для размышлений. Рекомендую для просмотра взрослым думающим зрителям.