Найти тему
7ДнейКино

Именем закона: 10 захватывающих судебных драм, от которых не оторваться

Оглавление

Жанр, где на первый план выходит качество сценария и актерской игры.

«Линкольн для адвоката», 2011. Фото: кадр из фильма
«Линкольн для адвоката», 2011. Фото: кадр из фильма

«Всем встать, суд идет»: если, слыша эту фразу в кино, вы загораетесь неподдельным интересом, то наша сегодняшняя подборка — для вас. Рассказываем о лучших судебных драмах в истории — фильмах, где напряжение и саспенс создаются не благодаря скримерам или погоням на дорогих авто, а за счет допросов свидетелей и сопоставления улик.

«12 разгневанных мужчин», 1956

«12 разгневанных мужчин», 1956. Фото: кадр из фильма
«12 разгневанных мужчин», 1956. Фото: кадр из фильма

Классика американского кино, экранизация Сидни Люметом одноименного телеспектакля Реджинальда Роуза. Эта камерная драма виртуозно следует канонам классической драматургии (единство места, времени и действия), а Генри Фонда сыграл здесь одну из лучших ролей в карьере. История о том, как 12 присяжных решают, виновен ли выросший в трущобах подросток в убийстве собственного отца, потрясла в свое время не только зрителей, но и экспертов: в активе картины — «Золотой медведь» Берлинского фестиваля, четыре номинации на «Золотой глобус» и три — на «Оскар».

«Линкольн для адвоката», 2011

«Линкольн для адвоката», 2011. Фото: кадр из фильма
«Линкольн для адвоката», 2011. Фото: кадр из фильма

Экранизация одноименного романа Майкла Коннелли, главную роль в которой исполнил Мэттью Макконахи — и исполнил столь ярко, что в итоге именно эта работа проложила ему дорогу к главной роли в первом сезоне «Настоящего детектива». История блистательного адвоката Микки Холлера, решившего вывести на чистую воду своего же клиента, получилась захватывающей. Да и в целом все компоненты картины работали как единое целое, и хотя наград это авторам не принесло, кассовые сборы более чем в два раза превзошли бюджет в 40 миллионов долларов.

«Время убивать», 1996

«Время убивать», 1996. Фото: кадр из фильма
«Время убивать», 1996. Фото: кадр из фильма

И вновь экранизация (на этот раз — одноименного романа Джона Гришэма), а в главной роли — все тот же Макконахи. А также — Сандра Буллок, Сэмюэл Л. Джексон и Кевин Спейси. Роскошный актерский состав и крепкий первоисточник, повествующий о деле отца, расстрелявшего тех, кто изнасиловал его дочь, даже Джоэл Шумахер не смог испортить своей режиссурой, а ведь этот человек всего через год снимет один из худших фильмов всех времен!

«Убить пересмешника», 1962

«Убить пересмешника», 1962. Фото: кадр из фильма
«Убить пересмешника», 1962. Фото: кадр из фильма

Экранизации культовых книг не всегда удаются, но это определенно не тот случай. Фильм по роману Харпер Ли об адвокате Аттикусе Финче, защищающем в суде ложно обвиненного в изнасиловании чернокожего, получил восемь номинаций на «Оскар», три из которых оказались победными — в том числе за лучшую мужскую роль (Грегори Пек) и лучший адаптированный сценарий. И надо сказать, несмотря на солидный возраст, картина и сегодня смотрится на одном дыхании.

«Первобытный страх», 1996

«Первобытный страх», 1996. Фото: кадр из фильма
«Первобытный страх», 1996. Фото: кадр из фильма

Сначала роль юного служки Аарона, которого обвиняют в убийстве чикагского архиепископа, планировали отдать Леонардо Ди Каприо, но тот так вымотался на съемках ленты «Что гложет Гилберта Грейпа?», что отказался. Очень хотел сыграть в «Первобытном страхе» Мэтт Деймон, но кастинг он провалил. Эдвард Нортон же с ролью справился на таком высоком для начинающего актера уровне, что был удостоен «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар», а также — билета в светлое голливудское будущее.

«Приговор», 2010

«Приговор», 2010. Фото: кадр из фильма
«Приговор», 2010. Фото: кадр из фильма

Драма режиссера Тони Голдуина основана на реальных событиях — это история о том, как женщина, не верящая в виновность брата, обвиняемого в жестоком убийстве, посвящает 16 лет своей жизни поиску оправдательных улик. Фильм-бенефис Хилари Суонк, поддержали которую во второстепенных ролях Сэм Рокуэлл, Минни Драйвер и Мелисса Лео. Вдохновляющий и жизнеутверждающий сюжет о неустанной борьбе человека за справедливость.

«Несколько хороших парней», 1992

«Несколько хороших парней», 1992. Фото: кадр из фильма
«Несколько хороших парней», 1992. Фото: кадр из фильма

Сложно представить себе еще более звездный состав: в режиссерском кресле — Роб Райнер («Останься со мной», «Мизери»), автор сценария — Аарон Соркин (в будущем — один из самых узнаваемых голливудских авторов), а в главных ролях — Том Круз, Деми Мур, Джек Николсон и Кевин Бейкон. В центре сюжета — дело двух морпехов, обвиняемых в расправе над товарищем. Ожидания картина оправдала с лихвой — сборы в 243 миллиона долларов при бюджете в 40 миллионов и четыре номинации на «Оскар», в том числе за «Лучший фильм».

«Судья», 2014

«Судья», 2014. Фото: кадр из фильма
«Судья», 2014. Фото: кадр из фильма

Успешный адвокат в исполнении Роберта Дауни-младшего приезжает на похороны матери в родной город и узнает, что подозрения в убийстве пали на его отца, городского судью. Фильм Дэвида Добкина филигранно совмещает драму судебную с драмой семейной, выдерживая между ними почти идеальный баланс. Это неспешное, но глубокое кино, которое хоть и не разрешает извечный спор отцов и детей, но в своих ответах подбирается как никогда близко к неуловимой истине.

«Мавританец», 2021

«Мавританец», 2021. Фото: кадр из фильма
«Мавританец», 2021. Фото: кадр из фильма

Литературной основой сценария «Мавританца» стали мемуары Мохаммеда Ульд Слахи — власти США продержали его в Гуантанамо, одной из самых страшных тюрем мира, без предъявления обвинений с 2002 по 2016 год, где Слахи подвергался так называемым «расширенным методам допроса» (то есть пыткам) в связи с терактами 11 сентября. Лента режиссера Кевина Макдональда получилась, быть может, излишне схематичной и политизированной, но все же цепляющей за живое. А Джоди Фостер она принесла «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана.

«Суд над чикагской семеркой», 2020

«Суд над чикагской семеркой», 2020. Фото: кадр из фильма
«Суд над чикагской семеркой», 2020. Фото: кадр из фильма

Дело «Чикагской семерки» прогремело в марте 1969 года — группу протестующих против войны во Вьетнаме обвинили в заговоре о пересечении границы штата с целью подстрекательства к беспорядкам. Уже упоминавшийся ранее Аарон Соркин написал сценарий в 2007 году для Стивена Спилберга, но тот по разным причинам за проект не взялся, так что в итоге Соркин рискнул самостоятельно сесть в режиссерское кресло 13 лет спустя. Вышло недурно — шесть номинаций на «Оскар» не дадут соврать.

Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Присоединитесь к обсуждению этого материала в комментариях или на нашем сайте.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.