«Пресвятая Дева Мария, эмблему украли! Какой смысл, Боже, иметь Хонду, если никто не понимает, что это Honda?» (сцена из 8-го сезона мульсериала «Симпсоны», где суперинтендант Чалмерс — управляющий Начальной школы в Спрингфилде — хвастается своим новым автомобилем директору Скиммеру).
Логотип Хонды в виде буквы H явно имел важное значение для суперинтенданта Чалмерса в популярном эпизоде «Симпсонов» из далёкого 1996 года. Хотя зрители наверняка удивлялись, почему Чалмерс говорит о хорошем заработке, но при этом покупает себе 17-летнюю Хонду Accord.
Ещё более зоркие глаза могли заметить, что эмблема, сорванная с передней части его Аккорда, на самом деле не соответствует году выпуска автомобиля. На капоте видны очертания более широкой буквы «H», которая появилась спустя два года после того, как была выпущена принадлежавшая герою модель 1979 года.
С 1963 года, когда компания начала производить автомобили в Японии, у соответствующего подразделения Хонды было всего четыре значимых эмблемы. Всё изменится в 2026 году, когда на свет появится машина из новой впечатляющей линейки электромобилей с переосмысленной «H» — это будет первое серьёзное обновление логотипа с 2000 года. Но если взглянуть на каждый из них по очереди, то, несмотря на очевидные различия, станет очевидно, что Honda решила не мудрить с одним из самых узнаваемых автомобильных шильдиков в мире.
Перая «H»: 1961-69 гг.
Официального объяснения, почему логотип Хонды выглядел именно так, не существует. Считается, что впервые оригинальная «H» возникла в 1961 году — знаменательную дату в истории марки, когда их первая победа в гонках Tourist Trophy на острове Мэн совпала с открытием нового научно-исследовательского центра в японской Сайтаме, однако на тот момент Honda всё ещё использовала свой знаменитый крылатый логотип, дизайн которого к тому моменту успел поменяться целых пять раз с 1947 года.
Первым автомобилем, на котором появилась известная буква «H» — да и вообще первым автомобилем Honda — стал T360, крошечный пикап kei-класса, дебютировавший на мотор-шоу в Токио в 1962 году. Затем буква «H» оказалась на кузове спорткара S500, но покупатели жизненно важного для Японии американского рынка познакомились с этим значком только в 1969 году благодаря крошечному двухдверному седану по имени N600.
Построенный на базе японского N360, ещё одного кей-кара, N600 по-прежнему оснащался двигателем, который был меньше, чем у большинства мотоциклов (отгадка кроется в названии). Зато эта рядная «двушка» могла жужжать на скорости порядка 80 миль/ч (128,7 км/ч) на протяжении всего дня.
N600 продавался параллельно с более спортивным Z600 — с тем же мотором и чудаковатым дизайном — пока оба не уступили место абсолютно новому автомобилю с совершенно новым шильдиком…
1969–81
Вот логотип Honda, который должен был красоваться на Аккорде суперинтенданта Чалмерса. Он дебютировал в 1969 году на малоизвестной модели Honda 1300 — плоде тщеславия Соитиро Хонды с воздушным охлаждением, который слишком сильно опирался на его собственные инженерные разработки и, как результат, плохо продавался на домашнем рынке. Уже в 1972 году был выпущен автомобиль следующего поколения, сделавший для становления бренда больше, чем любое другое транспортное средство в истории Хонды — за исключением, возможно, мотоцикла Super Cub.
Этим автомобилем был Civic. Он казался простым середнячком по сравнению с 1300-м, но рядом с N600, на смену которому пришёл, выглядел значительно способнее, с удвоенным количеством цилиндров и заметно возросшим крутящим моментом. Всего через год после премьеры данной модели разразился нефтяной кризис. Учитывая растущее беспокойство по поводу загрязнения окружающей среды, экономичный Civic с двигателем CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion) — который обладал низким уровнем выбросов, не нуждался в скрадывающем мощность каталитическом нейтрализаторе или слабеньком карбюраторе, дабы соответствовать новым требованиям, — появился в самое подходящее время.
На фоне всего происходящего «H» из 1969 года смотрится не столь захватывающе, но изменения очевидны: снизу нет слова HONDA, а форма перешла от низкой и широкой к высокой и тонкой — как правило, в виде белой буквы на чёрной подложке. Настоящая эмблема на Аккорде Чалмерса должна была располагаться на тонкой хромированной накладке у передней кромки капота.
1981–2000
Следующая метаморфоза произошла в 1981 году, и с тех пор именно этот логотип лёг в основу всех последующих шильдиков марки. К тому моменту все ключевые элементы были уже на месте: буква «H», явившая собой некий компромисс между высотой и глубиной эмблем 1961 и 1969 годов, всегда представлялась в виде трапеции со скруглёнными углами, и вернувшаяся обратно надпись «HONDA» — жирным шрифтом, в верхнем регистре и с засечками — хотя последняя обычно располагалась на отдельном значке, а не под основным логотипом.
Новая эмблема дебютировала в Японии на супермини City, однако вскоре начала появляться на гораздо более интересных автомобилях вроде Хонды CRX. К тому времени компания уже выпускала третье поколение Сивика, но предполагала, что покупателям может понравиться и более спортивный вариант, в результате в 1983 году как раз и появился CRX — лёгкий (около 1700 фунтов, или 771,1 кг) и короткий хэтч. Впечатляюще экономичный в своём раннем воплощении, CRX снискал ещё больше признания во втором — с характерным для версии 1988 года задним остеклением и, на некоторых рынках, двигателем VTEC с двумя верхними распредвалами, снимающим почти 160 «лошадок» с объёма в 1,6 литра.
Сам шильдик претерпел незначительные изменения в течение двух последующих десятилетий, но чаще всего представлял собой рельефную хромированную эмблему без какого-либо фона. Исключение составляют модели Honda Type-R, продаваемые за пределами Соединённых Штатов Америки — эмблема, дебютировавшая с выходом NSX в 1992 году, возродила красный фон, впервые появившийся «на носу» S500 в 1960-х годах.
С 2000 по настоящее время
В 2000 году дизайн эмблемы «H» от компании Honda стал скевоморфным (та самая энциклопедия, настало твоё время: «Скевоморфизм — физический орнамент или элемент дизайна, который скопирован с формы другого объекта, но изготовлен из отличающихся материалов или иными методами»; то есть когда, например, керамика украшена имитацией заклёпок для схожести с аналогичными горшками из металла, или когда лампы накаливания имитируют горящие свечи). На неё было нанесено трёхмерное изображение, повторяющее реальные хромированные логотипы, которые к тому моменту красовались на большинстве автомобилей Honda.
Сам шрифт стал ярко-красным, и эту деталь можно увидеть почти во всей официальной литературе бренда, хотя для контраста также используются белый и чёрный цвета, в зависимости от того, где именно применяется шрифт; Honda частенько полностью отказывается от буквы «H» в своих брошюрах и на некоторых веб-сайтах. Правила размещения логотипа на автомобилях по-прежнему варьируются: на одних он гордо сверкает хромом и возвышается над решёткой радиатора, на других скромная «H» переливается на однотонном фоне вровень с кузовом.
Такой вариант появился на Сивике 2000 модельного года. Ни одна другая модель не отражала новый стиль Хонды лучше, чем представленная на рубеже тысячелетий S2000. Выпущенная в 1999 году машина стала самой стремительной Хондой со времён появившейся десятью годами ранее легенды NSX, и действительно собиралась на том же заводе. Как в случае с другими величайшими Хондами, центральным элементом S2000 стал двигатель: 2-литровая «четвёрка» с отсечкой на 9000 об/мин, выдававшая 237 лошадиных сил посредством одного из самых тугих рычагов коробки передач на нашей памяти.
Недалёкое будущее
У следующего поколения серийных автомобилей Honda пока нет утверждённой даты запуска, однако есть предположение, что концепт 0 Series, продемонстрированный на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, дебютирует в относительно неизменном виде к 2026 году.
Как бы сильно ни преобразился низко посаженный седан до заветного момента, один из аспектов, который, скорее всего, уже не изменится — это наиболее значительное обновление шильдика с буквой «H» за всю историю компании. Более широкий и низкий, чем уходящий, он ближе по духу к оригинальному логотипу 1961 года, чем всё, что мы видели с тех пор. И, как тот самый оригинал, не имеет определённого фона.
Honda — не первый автомобильный бренд, вернувшийся к историческому логотипу: Citroën и Peugeot недавно тоже обратились к дизайну из прошлого, компания Renault вдохновилась «семидесятыми», а многие другие, такие как VW, BMW, Skoda, Audi, Mercedes-Benz и сама Honda в последние годы утвердили плоские логотипы.
Новый облик Хонды отражает достижения в области дизайна и технологий, на что, вероятнее всего, и намекают их значки, которые всё чаще оснащаются подсветкой. Хотя, возможно, это намёк на то, что — в отличие от некоторых молодых стартапов и новичков автоиндустрии — у них есть история, наследие и узнаваемый бренд, которыми можно гордиться.
И Суперинтендант Чалмерс, оставшийся без эмблемы, прекрасно это понимает.
Источник: Antony Ingram / Honda