путевые заметки
Я, конечно, не Радищев. И путешествие мое не из Петербурга, а, наоборот, к нему.
Стук колес меня завораживает. Немного волнуюсь. Я не просто еду в великий и прекрасный город, я еду к родным людям. Я их никогда не видела. Общение только по телефону. Это будет первая встреча. Как-то она сложится?
Колесные пары отсчитали положенное количество верст, подьезжаю. Февраль. У нас, на Кубани, уже тепло. Я сейчас заехала в зиму. Люблю зиму...
Вышла из вагона. Жду сестренку. Узнаем ли мы друг друга? Мимо меня проносится маленький смерч. Притормозила, подбежала ко мне. Обнялись. Поняла сразу-мы, точно, родные люди. Моя сестренка. Полина.
Питер северный город. Он сосредоточен и основателен. Сдержанные эмоции. Люди не несутся в суете, просто спокойно идут по своим делам. Мне очень нравится архитектура. Все спокойно, лаконично, величественно. Если сравнить Питер с человеком, то он -старый интеллигент. В хорошем костюме, со сдержанными манерами. И язык. Наш, родной, русский. Правильный, литературный. Мой слух радуется...
Такси подьезжает к нужному дому. "Крайняя парадная"-уточняет Полина. Боже, как приятно слышать правильную речь! Зашли в квартиру. Волнуюсь, как девка на выданье.
Первым меня встретил Гоша. Это пес. Черный, немного испуганный от присутствия незнакомого человека, и поэтому очень храбрый. Сурово меня облаял, отошел в сторонку.
Виктор Валентинович, мой дядя. Дядя, которым я всегда гордилась ( он замечательный ученый), но никогда не видела. Высокий, импозантный, немного сдержанный. Обнялись...
Хрупкая светловолосая девушка, дочь Полины. Симпатичная и стеснительная.
Николай, Полин муж. Вы представляете себе викингов? Это он. Высокий, крепкий блондин с голубыми глазами. Вот мы все и встретились.
Пару часов отдохнула с дороги. Не терпится погулять по городу.
На улице пурга, ледяной ветер. Знаменитые питерские достопримечательности прячутся за снежной завесой. Нева спряталась подо льдом. Через мостик идем к Заячьему острову. Внизу, в промоинах Невы плавают дикие утки. Петропавловка. Ледяной ветер сердито кусает лицо и кончики пальцев. Все музеи комплекса закрыты, выходной. Просто погуляли...
Идем по набережной. Зашли в Этнографический музей, Кунсткамеру. Зависли там на несколько часов. Прекрасный экскурсовод Александра, экспозиция, по которой можно бродить целый день. Мы и бродили. Очнулись, когда за окном начало смеркаться. Помчались домой.
Первый мой день в Питере прошел. Впечатления самые хорошие. Старые питерские дома похожи на старый Иркутск. Уже не сгоревший деревянный, каменный. Очень похож стиль. Сдержанно, лаконично, надежно. Без пышности и блеска. Фасады зданий, хранящие в себе историю, посматривают на тебя глазами окон. Что им людская суета? Мы, люди меняемся, а Питер остается, все так же горделиво взирая на новых прохожих, потомков тех, под чьими руками он родился.
Заснула быстро. Проснулась рано. Весь дом еще спит, болтали долго разошлись далеко за полночь. Потихоньку встала. За окном уже нет вчерашней метели. Высоко в небе, над высотками, летают чайки. Потеплело. Сегодня у нас с Полиной опять грандиозные планы.
Садимся на "чижик", трамвай номер 8, едем до метро., потом на метро несколько остановок. Идем по оживленным улицам. В сторонке на скрипке играет старушка. Что-то из "Юноны и Авось". Торговцы, туристы, ресторанчики. Направляемся к Спасу на Крови, месту гибели императора Александра Второго. Часть собора на реставрации. Он прекрасен. Храм, полностью построенный из камня. Внутри каменная отделка. И мозаичные панно. Лики, лики...место гибели Александра внутри храма, он вокруг этого места и построен. Настолько грандиозна работа мозаичников что и передать нельзя. Больше шести тысяч квадратных метров мозаичных картин. Лики Господа и святых, библейские сцены. Резные каменные алтари. Очень необычный и красивый храм.
Вышли притихшие. Двинулись в сторону Русского Художественного Музея. По его залам можно бродить бесконечно. Полотна русских художников. Васнецов Шишкин, Поленов, Айвазовский...не перечесть... Я ни черта не понимаю в живописи, но сердце возле некоторых картин замирало, кожа покрывалась мурашками размером с воробья! Мне очень хорошо было в этом музее...
Довольные и счастливые, идем с сестрой очень быстро по Питерским улицам, торопимся на концерт в Аненкирхе. Концерт Вивальди. Времена года. И шоу художницы, рисующей на воде под эту музыку. Завораживающее зрелище. И скрипки! Моцарт, Брамс, Чайковский. Очень хороший концерт.
Усталые, но счастливые, прибыли домой. Поужинали. Спать! Завтра новый день, новые планы новые впечатления...
Вот и наступил мой третий питерский день. Сегодня у нас небольшая программа. Едем к Исаакиевскому собору.
Чуть потеплело, и уже пахнет весной. Это еще чуть слышный, еле уловимый запах. Запах талого снега. И ветер. Он колышет веточки деревьев. Веточки, уже не по-зимнему гибкие, зябко ежатся от холодного дуновения. Где еще та весна?...
Лестница наверх. Винтовая, очень длинная, 262 ступеньки. Не удалось преодолеть ее на одном дыхании, пару раз останавливались. Все-таки справились. Вид конечно потрясающий. Очень хорошая смотровая площадка, город, как на ладони. Суровый, холодный, слегка замороженный Питер. Город, который я для себя открыла и полюбила всем сердцем.
Вниз по ступенькам сбежали быстро. Отправились к Медному Всаднику. Пофотографировали.
Дома познакомилась сегодня еще с одним родственником, Алексеем. Милый веселый, воспитанный парень. Хорошие они у меня, родственники. Алексей бегает по архивам. Наша прабабушка умерла в Питере. Голод, блокада... ищем место захоронения. В эти страшные дни людей хоронили в братских могилах. Пытаемся найти где именно...
Опять закончился день, переполненный эмоциями. Устала. Спать! Завтра Эрмитаж.
Предпоследний день в Питере. Сегодня-только Эрмитаж. Едем. Питер ежедневно меняет свое настроение. Встретил он меня пургой и морозом, потом потеплением. А сегодня ночью был дождик. Возле каждого дома свой, персональный канал из талого снега. Сугробы, медленно подтаивая на солнышке, наполняют их холодной водой, сьеживаясь и чернея. Чайки, вороны и воробьи радостно летают по своим важным птичьим делам, чувствуя приближение весны. А она скоро будет!
Мы приближаемся к зданию Эрмитажа. Стайки туристов стягиваются ко входу в музейный комплекс. Проходим, поднимаемся по лестнице.
Несколько часов мы бродили по залам. Делать это можно долго... нужен не один день, что бы все посмотреть. И рассказать я ничего не могу... настолько все впечатления индивидуальны. Мне что-то нравилось до тех же мурашек по телу, размером с воробья, что-то придавливало своим великолепием, что-то восхищало своим совершенством. Особая атмосфера в зале Древнего Египта. Дыхание тысячелетий высушивают тебя, человека, до размера пылинки, настолько это грандиозно. Фигурка, которую сделали несколько тысяч лет назад! И она сохранилась! Человек, который ее мастерил, рассыпался на триллионы атомов, оставив в своей работе кусочек души. И мы, отдаленные потомки, совсем другая цивилизация, соприкасаемся с этой душой, замирая от трепетного восхищения.
Много времени мы бродили по Эрмитажу. Переполненные эмоциями и впечатлениями, приехали домой.
Сегодня я уезжаю. Так быстро пролетело время. Тепло и хорошо мне было в этом городе. Уютно и душевно с моими родными.
Сестра проводила меня в вагон. У обоих глаза немного блестят. Обнялись. Пора. Мы еще увидимся, родная...
Поезд мчится. Домой. Еще одно мое путешествие заканчивается.
ДО СВИДАНИЯ, ПИТЕР!