Найти тему

В брянском Центре информбезопасности молодежи рассказали, как уберечь детей от антисоциальных игр

В последнее время специалисты отмечают опасную увлеченность детей антисоциальными играми. По мнению экспертов-психологов и тех, кто занимается кибербезопасностью, это может создавать опасность для жизни и здоровья как самих подростков, так и окружающих.

На ситуацию обратила внимание заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, отметив, что если раньше проблема была «единичной», то теперь приобрела «угрожающие масштабы». В 2023 году из сети удалили 558 000 запрещенных материалов. Причем больше половины из них были посвящены именно вовлечению детей и подростков в противоправную деятельность.

Целью преступников становятся совсем маленькие наивные дети. Кроме того, ребят вовлекают в экстремистскую и террористическую деятельность. Про один такой случай, итогом которого стало уголовное преследование виновного, РИА Стрела сообщало ранее.

РИА «Стрела» обратилось к специалистам Центра информационной безопасности молодежи Брянской области за комментарием. Его руководитель Диана Загудалина поделилась рекомендациями для педагогов и родителей.

У детей необходимо формировать навыки критического мышления, обеспечивать позитивную занятость детей и молодежи — к примеру, в кружках, секциях, школах искусств, волонтерских центрах, социальных проектах. В школах и дома нужно регулярно проводить профилактические беседы. В них пояснят, конечно, на доступном для ребенка уровне, о рисках в общении в соцсетях и мессенджерах, о том, как могут действовать злоумышленники.

Не стоит отказываться от мониторинга в соцсетях аккаунтов детей. Подписок, интересоваться увлечениями и кругом общения. Речь идет не о тотальной слежке, а о включенности, искреннем интересе к своим детям и тому, что с ними происходит.

Вот несколько советов, как выстраивать общение с ребенком, чтобы минимизировать риски вовлечения в антисоциальную деятельность:

  1. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ПОДРОСТКА ОБЩАТЬСЯ ПРОТИВ ЕГО ВОЛИ. Сохраняйте дружелюбный тон, начинайте разговор в спокойном и уравновешенном состоянии. Будьте готовы вести его столько, сколько это будет нужно.
  2. БУДЬТЕ МАКСИМАЛЬНО ИСКРЕННИ. Помните — то, что вам кажется незначимым или малозначимым, для подростка может иметь огромное значение. Не пытайтесь упростить и отрицать проблемы.
  3. ИЗБЕГАЙТЕ ПОУЧЕНИЙ («ты не должен…», «ты не имеешь права…»), оценок и осуждения («это плохо…», «это тебя недостойно…» и т. п.), не стыдите и не ругайте. Не пытайтесь манипулировать подростком или играть на его чувствах («ты нас не ценишь и не любишь…», «подумал бы лучше о нас…»).
  4. НЕ ПЕРЕВОДИТЕ РАЗГОВОР НА ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ («знал бы ты, как мне сложно/плохо», «я столько работаю ради тебя» и прочее). Подростку в кризисном эмоциональном состоянии нужна дружеская опора. Находитесь на его стороне, постарайтесь убедить его, что принять помощь — это верный шаг.
  5. НЕ БОЙТЕСЬ ПРЯМЫХ ВОПРОСОВ. Зачастую подростку проще ответить на прямой и честный вопрос. Открытое обсуждение планов и проблем снимет тревожность. Постарайтесь переключить внимание с негативных мыслей на позитивные возможности, но не говорите, чтобы подросток перестал о чём-то думать (как правило, именно об этом он и будет думать еще больше).
  6. В РАЗГОВОРЕ С ПОДРОСТКОМ ВАЖНЕЕ ВСЕГО СЛУШАТЬ. Если он получает возможность выговориться, эмоциональное напряжение нередко спадает даже без профессионального вмешательства. Не перебивайте, демонстрируйте внимание и участие в разговоре, поощряя к продолжению.
  7. НЕ ДАВИТЕ НА ПОДРОСТКА. Не проводите разговор в форме допроса, не проявляйте прямой или скрытой агрессии, не угрожайте, не оскорбляйте и не унижайте ребенка.
  8. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете, — правда. Осваивайте интернет-технологии, заведите аккаунт в популярных социальных сетях (особенно, если там зарегистрирован ребенок). Станьте другом своему ребенку в социальных сетях (делитесь позитивной информацией, изучайте поступающие от него ссылки, узнавайте о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни). Ограничивайте время пользования гаджетами с выходом в Интернет (проведите ВМЕСТЕ с ребенком час без Интернета, а потом и день без него).
  9. УДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ОБЩЕНИЮ С РЕБЕНКОМ. При этом главным правилом остается — говорить с ребенком. Доверительные отношения и общение — это универсальный и наиболее действенный способ уберечь ребенка от множества опасностей.

Фото: РИА Стрела