Найти тему
Захар Прилепин

КУБА, ЛАВРОВ, САВИЦКИЙ И «ТОЧКА ЗРЕНИЯ»

Сегодня ещё один пост про Михаила Андреевича Савицкого, великого русского советского художника, белоруса, фронтовика, узника концлагерей.

Никогда не состоявший в партии Савицкий на самом пике своего мастерства возвращался и возвращался к фигуре Ленина.

И это едва ли не самая моя любимая лениниана.

Это огромная ленинская голова.

Это невероятная ленинская сила воли.

Это ленинское умение подчинить себе таких разнородных и таких амбициозных большевиков. (Посмотрите внимательно, например, такие работы, как «Первые декреты» и «Военно-политический центр».)

Как точно Савицкий всё передал!

И ещё несколько слов.

Периодически приходят отдельные добрые граждане и сетуют: всё у тебя хорошо, Захар, но вот Ленина из русской истории всё равно придётся выкинуть, он не нужен нам.

Дело тут даже не в том, что Октябрьская революция – планетарное событие, с которым мало что во всей мировой истории может сравниться, и последствия этого события невероятны, необъятны: от попытки создания первого социального общества в истории человечества до крушения колониального мира. Вчера Лавров вылетел в Латинскую Америку, его ждут три страны: Бразилия, Куба и Венесуэла. Это – «красный пояс». Главные соцстраны материка. Чего он в Колумбию и Мексику не едет, не знаете? Да потому что едет он, в самом широком и точном смысле, – по «ленинским местам».

Но дело, повторюсь, в сегодняшнем разговоре – не в этом.

Ленин – колоссальная часть русской советской культуры XX века. Это и мощнейшее монументальное искусство, это великие поэмы Есенина и Маяковского, и удивительные стихи Твардовского и Исаковского о Ленине, это шедевры советского кинематографа, и это огромное живописное наследие.

«Выкинуть Ленина» – это выкинуть три четверти культурного наследия столетия, связанного с его именем и его революцией. Я не говорю про огромную мировую лениниану, которой мы тоже себя лишаем.

Ну и зачем?

Это ж дикарство какое-то, варварство. Это как сказать: XI и XVII век в русской культуре были так себе, давайте их выкинем.

Давайте, может, мы вас самих выкинем, потому что я не знаю, какой от ваших программ, постов и разоблачений реальный толк.

Ленин – это Лавров на Кубе, в Бразилии и Венесуэле.

Ленин – это вот ряд безусловных шедевров Савицкого.

А ваша «точка зрения» – ну ваша точка зрения. Имейте её на здоровье.

«Ленин в рабочем кабинете». 1976
«Ленин в рабочем кабинете». 1976
«30 августа 1918 года». 1972
«30 августа 1918 года». 1972
«30 августа 1918 года». 1972. Фрагмент
«30 августа 1918 года». 1972. Фрагмент
«Первые декреты». 1977
«Первые декреты». 1977
«Первые декреты». 1977. Фрагмент
«Первые декреты». 1977. Фрагмент
«Ленин. 1918 год». 1976
«Ленин. 1918 год». 1976
«Военно-революционный партийный центр». 1980
«Военно-революционный партийный центр». 1980
«Ленин». 1977
«Ленин». 1977
«Большевик». 1971
«Большевик». 1971

Долго можно разглядывать все эти удивительные полотна.

Два человеческих водоворота в работе «30 августа 1918 года».

Отрешенные, как бы ошарашенные, апостольские лица Дзержинского (слева) и Сталина (справа) на картине «Первые декреты».

(На картине «Военно-революционный центр» наоборот – Сталин крайний слева, Дзержинский за правым плечом Ленина.)

И, конечно же, идущий на смерть большевик в финальной работе: что он помнит, видит перед смертью, что укрепляет его.

И это писал Савицкий, который несколько раз шел на побег, организовывал побеги – зная, что риск быть убитым, замученным, расстрелянным – почти абсолютен.

Это всё вы хотите выкинуть? Не стоит так щедро, не надо.