Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16". Это длинный план на 5 с половиной минут, где мы видим проезд (движение съёмочной камеры) по серой поверхности, усеянной мелкими камешками. На переднем плане в кадре расположено некое устройство с проводком, обёрнутое золотой фольгой, а в левом верхнем углу торчит кусок сетчатой антенны.
Этот проезд снят 16-мм кинокамерой объективом с фокусным расстоянием 10 мм (широкоугольным объективом). А вот это нечто, обёрнутое фольгой, по замыслу НАСА - ТЕЛЕкамера:
Вот расположение телекамеры и 16-мм плёночной кинокамеры на схеме ровера:
Я с удовольствием расскажу, как был снят этот план, поскольку хорошо знаком с процессом киносъёмок. Впервые на 8-мм любительскую кинокамеру начал снимать в далёком 1974 году, ещё в школьные годы. А с 1984 году стал работать в профессиональном кино (будучи студентом ВГИКа), на картине "Жил отважный капитан". Работал ассистентом кинооператора на фильме про войну. Фильм снимался на широкоформатную 70-мм киноплёнку и вышел в прокат в 1985 году.
Так вот, с точки зрения своего опыта, могу сказать следующее о киноролике НАСА. Этот ролик проезда по Луне снят на самом деле в павильоне с помощью миниатюр. Завёрнутая в золотистую фольгу телекамера была совсем маленькая, кукольная. И на сером песке были разложены крошечные камешки. Самое интересное здесь - способ съёмки. Проезд снят покадрово, как снимают мультфильмы.
Наиболее близкий по способу съёмок - пример из кукольного мультфильма "Чебурашка". В финале третьей серии ("Шапокляк") Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк едут на крыше поезда и Гена поёт свою песенку "Голубой вагон". Мимо (на заднем плане) проносятся столбы высоковольтной линии и мелькают изоляторы крепления электропроводов.
В конце мультфильма поезд удаляется. При этом кукольные персонажи Чебурашка и Шапокляк время от времени двигают головой, а Гена продолжает играть на гармошке.
Надеюсь, всем понятно, что движение поезда снималось покадрово. Сняли аниматоры один кадрик, передвинули немного поезд, поменяли слегка растяжение мехов гармошки и положение пальцев крокодила на кнопках гармошки - и сняли другой кадрик. И вот так кропотливо, кадр за кадриком снимали весь этот проезд.
И вероятнее всего, на съёмку финального 17-секундного плана удаляющегося поезда ушёл целый съёмочный день. Но, скорее всего, времени для съёмки этого плана потребовалось больше.
Так вот, проезд по серому песку в ролике НАСА снят точно таким же способом, как и кукольный мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену - покадрово. Разница с мультфильмом про Чебурашку заключается лишь в одном.
В нашем мультфильме съёмочная кинокамера стояла на штативе неподвижно, она была 35-мм и относительно большой по размеру. Вот фотографии из музея мультипликации:
А НАСА использовало 16-мм компактную кинокамеру.
Вот сравните размеры кинокадра на 35-мм кинопленке и на 16-мм.
Киноплёнка у НАСА была по ширине уже, камера компактнее.
Вот как выглядело расположение 16-мм кинокамеры во время показательных тренировок на Земле:
Как видите, реальная 16-мм кинокамера очень маленькая по размеру. Поэтому для съёмки проезда мультипликаторы НАСА просто поставили эту 16-мм кинокамеру на небольшую тележечку, перед широкоугольным объективом на некотором удалении укрепили имитацию телекамеры в фольге, и в покадровом режиме стали снимать проезд.
Вы здесь не видите никакого ровера, поскольку его не было вообще. Вы видите только маячащую на переднем плане игрушечную телекамеру и бутафорскую крошечную антенку.
Замечание перед просмотром видео: 16-мм кинокамера звук писать не могла, поэтому аудиодорожка была наложена на изображение сравнительно недавно, может быть, лет 5 назад.
Весь лунный пейзаж вмещался на съёмочной площадке размером с футбольное поле. На съёмку этого проезда, на мой взгляд, ушло 5-6 дней и много-много дней подготовки бутафорского пейзажа.
Поскольку съёмка велась покадрово с большими интервалами во времени, вы не увидите здесь излюбленного приёма НАСА - разлёта пыли. Не увидите даже смазки изображения во время резких наклонов кинокамеры. Здесь вообще нет никаких признаков, что это снималось в реальном времени. Зато наоборот, есть все признаки того, что все кадры во время съёмок были совершенно статичны.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!