«Уралвагонзавод» готов и будет работать в нынешнем режиме столько, сколько потребуется.
Вечером 15 февраля Владимир Путин прибыл в Нижний Тагил, где посетил АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» – один из крупнейших в России производителей военной техники, дорожно-строительных машин и железнодорожных вагонов.
Диалоги у танкового конвейера
Легендарный завод основан в 1936 году и даёт стране более 200 видов продукции. В сегодняшней ситуации по понятным причинам основное внимание приковано к тому, что на мощностях УВЗ выпускаются танк Т-90М «Прорыв», модернизированный танк Т-72Б3М, а также боевые машины поддержки танков и бронированные инженерные машины.
Президент осмотрел цех изготовления трансмиссий № 115 – уникальный производственный проект «Уралвагонзавода». Это первый в новейшей истории тагильского предприятия цех, который возведён с нуля, оснащён под ключ и запущен в эксплуатацию. В цехе по технологическому признаку скомпонованы все виды механической обработки для полного цикла изготовления деталей любой трансмиссии. Основными и приоритетными видами являются обработка на токарных, фрезерных и зубообрабатывающих программных станках. Помимо деталей для спецтехники, в новом цехе предусмотрены варианты изготовления гражданской продукции.
Кроме того, Владимир Путин посетил сборочный цех № 130 – танковый конвейер. Главе государства рассказали о работах по монтажу различных систем боевых машин и продемонстрировали продукцию, готовую к отправке в войска.
Программой пребывания на УВЗ было предусмотрено и общение с работниками предприятия, в ходе которого Путин поблагодарил их за эффективную работу. «Как в таких случаях говорят, от себя лично и от наших ребят, которые используют вашу технику, – добавил он. – Техника эта достойна самых хороших эпитетов. И Т-72 модернизированный, и Т-90. Знаю, что ваши бригады выезжают и в зону специальной военной операции, работают почти на линии соприкосновения, помогают нашим военнослужащим, восстанавливают технику. Здорово. Но и качество работы, конечно, очень хорошее».
Президент вкратце коснулся и того, как живётся сегодня тагильчанам. Он напомнил, что в 2013 году была реализована первая программа, направленная на развитие города, а потом и вторая, затронувшая сразу несколько направлений. И, как подтвердили работники предприятия, изменения в Нижнем Тагиле происходят разительные – разбиваются парки, реставрируются набережные, улучшаются освещение и качество дорог. Полноценный ремонт идёт в городе практически круглогодично. Как говорится, грех жаловаться.
А потому и никаких жалоб в разговоре с главой государства не прозвучало. Зато звучала поддержка твёрдого намерения российского руководства навести, наконец, порядок на наших западных границах.
В целом ОПК продемонстрировал за предыдущий год-полтора очень хорошие результаты. Например, производство средств индивидуальной бронезащиты выросло в 10 раз, танков – в 5 раз, бронемашин –
в 3,5 раза
Не словом, а делом
– Два года назад мы практически всем коллективом безоговорочно поддержали начало специальной военной операции, – взял слово сварщик механосборочного цеха Михаил Сидоров. – Тогда мы об этом открыто заявили на нашем собрании, и тогда же мы отметили, что наше предприятие исторически связано с Украиной…
Как известно, в начале Великой Отечественной Харьковский завод был эвакуирован на Урал. Но эвакуация – это не просто перемещение станков и оборудования. Сюда, в Нижний Тагил, прибыли и рабочие, специалисты, зачастую они приезжали целыми семьями. Вот так, бок о бок с уральцами, всего за два с небольшим месяца они наладили на новом месте производство легендарных Т-34.
Поведав об этом, сварщик механосборочного цеха сказал, что после окончания войны многие из эвакуированных украинцев остались работать здесь, завели семьи, пустили корни. Именно с Уралом они связали историю своих поколений.
– Наверняка у многих из нас есть родственные связи на Украине, – продолжил Михаил Сидоров. – И тем чудовищнее нам было наблюдать, что происходило там последние годы, как там расцветает неонацизм, как гибнут люди, самое страшное – гибнут дети. И всё из-за того, что они были просто не согласны с таким положением дел…
Глядя на всё это, тагильчане не словом, а делом доказали поддержку специальной военной операции. Одни из первых в нашем ОПК наладили круглосуточный режим работы на предприятии, увеличили производство в несколько раз.
– И мы готовы работать в таком режиме столько, сколько потребуется, потому что у нас есть пример наших предшественников, – напомнил Михаил. – Именно так работали наши отцы, деды, и мы отлично понимаем, что только с таким подходом все цели специальной военной операции будут достигнуты. Владимир Владимирович, можете быть уверены, «Уралвагонзавод» за вас, за Россию.
Президент сказал, что не сомневался в этом. А ещё сделал акцент на том, что у нас в народе никогда не видели разницы между русскими и украинцами, между Россией и Украиной.
– Подавляющее большинство тех, кто жил на Украине, и абсолютное большинство тех, кто живёт в России, всегда считали, что это фактически одно и то же, – подчеркнул он. – Но после Великой Отечественной войны часть националистов и нацистских элементов, которые сотрудничали с Гитлером, убежали за границу, в Штаты и Канаду, и на них противник сделал ставку.
По сути, отметил Путин, после развала СССР именно они пришли к власти. При этом даже не важно, какова была фамилия того или иного президента, потому что вели они себя агрессивно, нагло, имели поддержку из-за рубежа, и все на Украине сразу, что называется, под них легли.
Ложиться под кого-то – это, в общем-то, в традициях националистов. Путин напомнил в этой связи культивируемый миф, будто приверженцы Бандеры и Шухевича сотрудничали с гитлеровцами, добиваясь независимости Украины, а потом немцы их, дескать, начали преследовать…
– Так они их начали преследовать не потому, что те отказались от своих взглядов, а потому, что нос по ветру держали, – пояснил Владимир Путин. – Поняли, что Германия проигрывает войну, и начали пытаться наладить отношения с западными союзниками. Немцы это сразу увидели, их цап-царап – и в лагеря. Так возникла идея, что они вообще «не совсем нацисты». Они натуральные нацисты, стопроцентные! И если начали носом крутить, думать, на кого ещё опереться, – не потому, что передумали или изменили свои взгляды. Потому что поняли, что фашистская Германия проигрывает войну. Вот и всё. Они как были нацистами, так и остались.
В этом смысле их последыши – современные украинские неонацисты – абсолютно такие же, как и те, с кем мы воевали во время Великой Отечественной.
– Если сегодня кто-то выступает с тех же позиций уже в более широком формате, – это люди, которые предают отцов, дедов, прадедов, тех, кто реально воевал с нацизмом, – продолжил Владимир Путин. – А теперь они выстраиваются по политической конъюнктуре, так выгоднее, смотрят на тех, кто у власти. А у власти те, кого разными способами, причём тонкой работой с большими группами населения продвинули, засунули туда. Они просто контролируют эту территорию и этих людей. Вот и всё. Но в России никогда не было и не будет никакого сочувствия к нацистам.
При этом на весь украинский народ такой ярлык никто не приклеивает, и подавляющее большинство граждан России такие подходы разделяет.
– Но с любыми проявлениями крайнего национализма, нацизма мы, разумеется, будем бороться и будем защищать наших людей, которые там живут. Я не сомневаюсь, что у вас именно такой подход к этому делу. Спасибо вам за такую позицию, – поблагодарил Владимир Путин своих собеседников.
Современные украинские неонацисты — абсолютно такие же, как и те, с кем мы воевали во время Великой Отечественной
Работы – непочатый край
Затем разговор вернулся в профессиональную плоскость. Президент отметил, что проблемы на предприятии всё-таки есть. Одна из них – кадровая. В дефиците примерно полторы тысячи квалифицированных рабочих рук. Два профильных техникума ежегодно выпускают до 600 специалистов. Но эти учебные заведения надо поддерживать, им дополнительно выделят 400 млн рублей.
– Так что у вас будет кому передавать опыт и знания, – отметил Владимир Путин. – Мы надеемся, что с учётом роста заработной платы всё-таки это будет и интересно, и престижно.
Тема поддержки предприятий ОПК звучала в ходе этого разговора не раз. К примеру, отвечая на вопрос контролёра-приёмщика вооружения Дарьи Вахрушевой о среднесрочных перспективах отечественной оборонки, глава государства отметил, что прежде всего нам нужно обеспечить потребности сегодняшнего дня и восстановить все наши стратегические резервы. Поэтому работы впереди более чем достаточно.
Президент подчеркнул, что в целом ОПК продемонстрировал за предыдущие год-полтора очень хорошие результаты. Например, производство средств индивидуальной бронезащиты выросло в 10 раз, автомашин разного класса – в 7 раз, танков – в 5 раз, бронемашин – в 3,5 раза. Иными словами, растёт всё не на проценты, а именно в разы!
Какая-то часть техники в ходе боевых действий, разумеется, выбывает, её нужно замещать. Какая-то часть приходит на ремонт, и здесь, на «Уралвагонзаводе», успешно восстанавливают те жеТ-62, Т-72. Но старая техника, подчеркнул Верховный Главнокомандующий, по-любому будет уходить. Вместо неё нужна новая, современная. В том числе такие машины, которые делают тагильчане, – Т-90 «Прорыв».
– Без всякого преувеличения – и ребята наши говорят, танкисты, да и противник тоже признаёт – это лучшая машина в мире! – сказал её производителям Владимир Путин. – Но надо её развивать, надо думать о новых поколениях техники. И инженеры-конструкторы знают, над чем нужно работать, и работают уже сегодня. Поэтому заказами все предприятия ОПК точно будут обеспечены.
При этом речь идёт не только о военной технике. Уже сейчас предприятия оборонно-промышленного комплекса выпускают порядка 25 процентов продукции гражданского назначения. И в структуре производства объём такой техники будет возрастать. Причём на предприятиях ОПК она не примитивная, это не просто ложки, вилки, тарелки, это тоже высокотехнологичная техника, которая будет востребована. Тот же «Уралвагонзавод» в прошлом году произвёл шесть тысяч единиц подвижного состава, а в этом планируется уже 12 тысяч.
Говоря об этом, Путин сообщил, что побывает и на других уральских предприятиях, где делают не только вагоны, но и локомотивы, многое другое.
– Да, сейчас у нас наиболее острые задачи стоят в зоне проведения специальной военной операции, но у нас и гражданская повестка большая, – подчеркнул он. – Например, будем обсуждать вопросы, связанные с развитием высокоскоростных железнодорожных магистралей. Там нужно будет большое количество современного подвижного состава, потому что железнодорожные составы будут ходить со скоростью 400 километров в час. Там нужна современная, на уровне мировых стандартов, а может быть, на шаг вперёд, новая железнодорожная техника. Кстати, «Уралвагонзавод» делает для РЖД и специализированную технику, которая тоже будет востребована.
«У нас работы, как в народе говорят, непочатый край», – заверил глава государства.
Т-90 «Прорыв» – это лучшая машина в мире!
Крепка семья – сильна держава
А чтобы справиться с этим колоссальным объёмом задач, опять-таки требуются квалифицированные кадры. Кадрам, в свою очередь, требуется доступное жильё. Инженер-конструктор Илья Быралов в этой связи поинтересовался у Путина, планируется ли продлить программу «Молодая семья», которая действует до 2025 года. Сам Илья в свои 33 года женат, но детей пока не имеет. Понятно, почему его интересует программа «Молодая семья». Она хороша тем, что предоставляет субсидии от 30 до 33 процентов на погашение кредитов, взятых под приобретение жилья. В прошлом году, отметил Владимир Путин, программа была профинансирована на 14,5 млрд рублей. В этом планируется 14,7 миллиарда.
– Поддержка молодых семей, особенно семей с детьми – это безусловный приоритет, – подчеркнул глава государства. – Если мы хотим сохраниться как этнос или этносы, населяющие Россию, в семье должно быть как минимум два ребёнка. А как же? Два человека производят двух детей, значит, количество людей остаётся прежним, не уменьшается. Если один ребёнок, уменьшается же количество. А чтобы расширяться, развиваться, нужно хотя бы три ребёнка.
Поэтому всё, что мы делаем, так или иначе связано с поддержкой семьи. Безусловно, будет продлена и упомянутая федеральная программа. Её совершенствование сейчас обсуждается на уровне правительства.
Однако детей надо не только рожать, но и воспитывать.
Инженер-технолог Ариша Игишева в этой связи предложила на федеральном уровне внедрить экскурсии в музеи ведущих предприятий ОПК в обязательную школьную программу. На «Уралвагонзаводе», по её словам, есть замечательный музейный комплекс с уникальными экспонатами, где показана и история, и научно-технический прогресс предприятия. Сегодня тысячи ребят из школ Нижнего Тагила и области посещают этот музей, и никто не остаётся равнодушным. Это позволяет увлечь их техникой, а в дальнейшем привлечь на производство. Такой же музей, кстати, есть на Челябинском тракторном заводе. Президент эту идею поддержал, пообещав обсудить её с министром просвещения и главами регионов.
Поддержал он и предложение главного специалиста по спецтехнике УВЗ Дениса Кривича. «2024 год объявлен Годом семьи, – напомнил он. – На «Уралвагонзаводе» работает множество династий, их 37 только со стажем трудовой деятельности более 300 лет. Люди работают бок о бок в цехах и передают опыт от поколения к поколению. Возможно ли учредить какую-то государственную награду для заслуженных династий нашей отрасли?»
– Идея хорошая, – отреагировал Путин. – Я обязательно попрошу коллег и в Администрации, и в Правительстве продумать это и предложить решение.
По душе пришлось главе государства и предложение экономиста Валерии Фроловой возродить на российском телевидении конкурс «А ну-ка, девушки!». В советские времена он был очень популярен, а на «Уралвагонзаводе» такой корпоративный конкурс проводится и сегодня. «На наш взгляд, это очень важно, ведь во многих зарубежных странах обесценивается семья и её традиционные ценности», – аргументировала Валерия.
– Да там уже и семей-то скоро не будет, – отреагировал Путин.
Значит, аргумент услышан…