1. Семь из десяти браков в России распадаются. Одной из основных причин разводов и мужчины, и женщины называют бедность. Бедность - это субъективное понятие, тем не менее ощущение бедности становится причиной разводов в 30-80% случаев (по данным разных исследований).
2. Каждый человек на планете желает счастья. Оно у каждого своё. Однако база для долговременных состояний гармонии, спокойствия, радости одинакова для всех: достаток, здоровье и уверенность в будущем. И в наше время достаток играет определяющую роль, от него в большой (если не определяющей) степени зависят и здоровье, и уверенность в завтрашнем дне.
3. Ради достатка человек тратит минимум 10 часов своей жизни каждый рабочий день, то есть мы меняем время собственной жизни на деньги. И это время мы отрываем от семьи.
4. Мы наблюдаем искусственный дефицит достатка (денег). Почему он искусственный – это, в числе прочего, мы в игровом формате разберём на занятиях курса, пока «на подумать» - денег на планете по разным оценкам в 2-4 раза больше, чем стоит всё человеческое «хозяйство» на ней.
5. От денег зависит наше выживание, поэтому в нашей психике, в бессознательной (животной, биологической) её части деньги занимают место еды. А хронический недостаток «еды» приводит к хроническому же стрессу (агрессии, апатии, депрессии, безрадостности, угнетённости и т.д.). Всё это неизбежно сказывается на семейных отношениях.
6. Итог для семьи – нет достатка, нет времени, нет здоровых отношений. Как это сказывается на детях?
7. В период с 2 до 5 лет у человека максимальная плотность нейронных сетей:
В это время ему требуется максимальное внимание, именно в этом возрасте закладываются основы его интеллекта, характера, формируются стратегии размышления, принятия решений, поведения и выбора. Именно поэтому семья для ребёнка – первый и самый важный этап образования.
8. А в силу вышеуказанных причин ребёнок не получает этого внимания от самых важных для него людей. Субъективное восприятие времени ребёнка и взрослого отличается (вспоминаем: день в детстве «длиннее», неделя – это много, месяц – очень много, летние каникулы – почти бесконечность). С учётом этого можно сказать, что в наиважнейший период жизни ребёнка родителей рядом с ним почти нет.
9. В силу особенностей работы нейронной сети ребёнка в этом возрасте он буквально впитывает всё, что видит, слышит, ощущает. Он буквально испытывает сенсорный голод. Часть учёных считает, что главный инстинкт человека – это инстинкт подражания, потому что всё в жизни человека зависит от отношений с другими людьми. И это – причина того, что для нас важнейшую роль играют социальные инстинкты – наши привычки, те самые впитанные с детства стратегии размышления, принятия решений, поведения и выбора.
10. И в те пару часов, которые ребёнок всё-таки проводит с родителями, он считывает и впитывает психо-физические состояния и стратегии самых важных для него людей (вспоминаем, что в восприятии ребёнка – младенца и малыша, родители – наивысший, беспрекословный, абсолютный авторитет). И всё из пунктов 5 и 6 без какого-либо контроля, напрямую прописывается в основах его психики, хотят этого его родители или нет.
11. Здесь будем честными и ответим сами себе: даже в эти несколько часов после работы или в выходные, многие ли уделяют это время ребёнку так, как до́лжно? Или большинство желает отдохнуть после работы и нам проще усадить ребёнка за мультики или сунуть трёх-четырёх летнему малышу в руки смартфон?
12. И вот так замыкается этот бесконечный круг. Мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас, чтобы они стали счастливыми людьми. А на деле, не понимая очевидных вещей, мы превращаем их в свои копии. И по итогу каждое следующее поколение возвращаем к п.1.
13. Тут надо понимать – полностью, от и до, целостно и системно, почему так «исторически» сложилось, зачем так устроена наша жизнь и кому надо, чтобы она была так устроена. По дороге к этому пониманию станет очевидным вывод о том, что в урбанизированной стране с рыночной экономикой, основанной на банковском кредите (ростовщической экономикой) цель возрождения традиционной многодетной семьи -
- эта цель недостижима, по определению. Такое целостное понимание – одна из главных целей курса «Основы достатка семьи». НО. Это всё потом.
14. Потом – потому что это выход из «ментальной клетки», разрушение наведённых извне внутренних «нейронных оков». А к этому у большинства НЕТ мотивации, потому что есть «клетка» физическая – экономическое угнетение, отсутствие достатка, неравноценный и несправедливый обмен времени жизни на деньги (проще и честнее говоря – грабёж).
15. И пока нет «еды» мы полностью подобны обезьянам из экспериментов «обезьяны и деньги»:
Двое ученых Йельского университета (экономист и психолог) научили мартышек пользоваться деньгами. Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом.
Капуцины – это, кстати, один из самых тупых видов приматов. "На первый взгляд, вам и правда может показаться, что им больше ничего не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они бросят лишь для того, чтобы потом вновь вернуться. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки", – говорят ученые.
Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага обезьяна получала ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.
Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы, что и в человеческом стаде. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.
В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.
В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».
Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили Phd (получили учёную степень).
и «тут так не принято»:
Возьмём металлическую клетку, к потолку по центру подвесим банан, под бананом поставим стремянку, а в клетку запустим пяток обезьян и встанем в сторонке.
Наступает момент, когда какой-нибудь обезьяне захочется кушать. Она лезет к банану, но мы в это время с помощью пожарного брандспойта сбиваем её со стремянки ледяной водой, а заодно окатываем и всех остальных. Какое-то время они сидят ошалевшие, но наступает момент, когда томимая голодом обезьяна опять делает попытку добраться до банана. Повторяем процедуру…
И так раза три-четыре. Кончается дело тем, что когда беспокойное животное опять пытается подойти к стремянке, остальные четверо его от неё оттаскивают и банально бьют.
Первая ступень завершена.
Теперь убираем из клетки беспокойную обезьяну и добавляем туда “свежую”. Проходит какое-то время и она делает попытку добраться до банана. Четыре бдительные обезьяны, оставшиеся с прошлого раза, оттаскивают её и… бьют, хотя на этот раз никого не обливали. Разумеется, бедное животное не может понять за что, поэтому делает ещё одну попытку. Его опять бьют, но уже сильнее. В конечном итоге и эта обезьяна присоединяется к остальным в бездеятельном созерцании еды.
Вторая ступень завершена.
Теперь убираем из клетки ещё одну находившуюся там с самого начала обезьяну и сажаем новую “свежую”. Результат предсказуем - она лезет за бананом, остальные вскакивают, оттаскивают и бьют. При этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую не обливали. Ситуация повторяется n-ное количество раз, где “n” зависит от сообразительности животного. Опять обезьяны просто сидят и смотрят на банан.
Третья ступень завершена.
Опять вытаскиваем обезьяну из первого “эшелона” и снова добавляем “свежую”…
Короче говоря, в итоге получаем ситуацию, когда в клетке сидят пять ни разу не облитых обезьян, но ни одна из них не делает попыток дотянуться до банана. Почему?
А потому что “здесь так не принято”.
16. Поэтому в процессе занятий мы
А) выйдем в нужную роль согласно принципу «Каждый человек в меру своего понимания трудится на себя, а в меру непонимания – работает на того, кто понимает больше». Это роль человека разумного из примера:
«Весной перед неандертальцем и современным человеком кладутся грабли, лопата и мешок картошки. Дети на вопрос «что будет делать современный человек?» отвечают – садить картошку, чтоб зимой было что есть. Неандерталец, скорее всего, сожрёт картошку, из черенков инструментов разведёт костер (в лучшем случае, если не наступит на грабли), а с лопатой пойдёт охотиться на мамонта, с малость непредсказуемым результатом охоты.
В этом примере персонажи действуют исходя из своей меры понимания окружающего мира. И можно предположить, что если будет некая возможность договориться, то неандерталец по результатам переговоров будет по указанию человека садить картошку, но не будет понимать зачем. Он не сможет осознать связь между посадкой картофеля и чувством сытости зимой. Чем с успехом будет пользоваться человек, выкапывая урожай и выдавая часть его неандертальцу на прокорм».
И придём к
Б) созданию «денежного принтера» - капитала, путём изучения и использования финансовых инструментов и стратегий распоряжения ресурсами, с наиважнейшей добавкой – коллективными усилиями в интересах каждого участника коллектива. Эта добавка приведёт нас к
В) реальным проектам, основанным на возможностях, талантах и задатках участников коллектива. То есть – дополнительным независимым источникам достатка.
17. Такой подход даёт возможность выработать навыки системного анализа, социо-конструирования, эффективных коммуникаций, целеполагания и целедостижения.
18. В процессе занятий мы сформируем личный план развития (включая личный финансовый план) участника, семьи участника и коллектива.
19. Таким образом, в дополнение к навыкам (и как их следствие) обучение по курсу «Основы достатка семьи» даст возможность по плану (то есть – в заданные сроки) получить (точнее – дать самим себе) финансовую независимость и, как следствие:
- детям (школьникам от 12-ти лет) – возможность выбора первой профессии вне зависимости от её доходности и перспектив трудоустройства в будущем;
- студентам – возможность осознанно подойти к вопросу создания семьи, дальнейшему профессиональному росту и самореализации;
- семьям – возможность начать жить по принципам жизни счастливой семьи: «благополучие всех – забота каждого, благополучие каждого – забота всех» и «муж и жена не должны смотреть друг на друга, они должны смотреть в одну сторону».
Программа курса от 2018 года (сейчас - более ёмко и с практикой, начиная с первых занятий) - "Основы достатка семьи (содержание курса)".
Литература, применявшаяся при разработке курса:
Л. Ханниган «Хочу весь мир и ещё 5%»
М. Кеннеди «Деньги без процентов»
Д. Гамильтон «Мысль имеет значение»
А.Д. Нечволодов «От разорения к достатку»
Д.Я. Обердерфер, серия «Я управляю своими финансами»: «Практическое пособие», «Программа и методические рекомендации для учителя»
Г.С. Альтшуллер «Найти идею» (ТРИЗ)
С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»
Дж. Лондон «Железная пята»
#философияжизни #психологиячеловека #политикаиобщество #будущеероссии #победароссии #СВО