Гражданская война в США между Севером и Югом проходила уже при прямом участии нового оружия. В ходе ее и была построена субмарина, впервые уничтожившая врага. Главными энтузиастами подводного флота в САСШ были Хорас Лоусон Ханли (главный конструктор) и Джеймс МакКлинток (главный спонсор).Лодка была названная в честь конструктора проекта маклера хлопковой биржи южанина Хораз Л. Ханли (Horace Lawson Hanley; 1823—1863). Построенную в Мобиле, Алабама, субмарину транспортировали в Чарльстон, Южная Каролина, в августе 1863 года.
Судно было сделано из железа в виде заостренного цилиндра длиной 12 м и диаметром 1,8 м, водоизмещение около 2 т. Предельная глубина погружения составляла, по расчетам, 60 фут. (18,3 м). Погружение осуществлялось заполнением двух балластных цистерн на носу и корме, которые для всплытия продувались ручными помпами, а для срочного всплытия сбрасывался железный балласт, закреплённый на днище. Наблюдение, вход и выход экипажа из лодки осуществлялись через две небольшие башенки. Правда, о лодке говорили, что она погубила больше своих матросов, чем вражеских. И действительно, приводимая в движение вручную, содержа в корпусе ничтожный запас воздуха, она представляла собой настоящий плавучий гроб.
Экипаж состоял из командира, семи — восьми «гребцов» и второго офицера, который заполнял либо опорожнял кормовую цистерну, а также вместе с матросами работал на гребном валу. Командир выполнял сразу три обязанности: через иллюминаторы в носовой башенке наблюдал за обстановкой и искал цель, управлял горизонтальными и вертикальными рулями, заливал и осушал носовую балластную цистерну. Второй офицер, располагавшийся возле кормовой башенки, по команде командира обслуживал кормовую балластную цистерну. Лодку закончили постройкой в начале июля 1863 года.
Командование конфедератов назначило ее командиром лейтенанта Джона А. Пэйна (John Payne; 1836–1891), а экипаж набрали из добровольцев. Они начали осваивать технику. Уже 31 июля состоялась демонстрация возможностей субмарины. Буксируемой плавучей миной (90 фунтов черного пороха, т.е. 40,8 кг) удалось взорвать старую угольную шаланду. Но от буксируемой мины отказались и к носу лодки прикрепили стальной шест длиной 6 метров с медным цилиндром на конце. Он был начинен 70 фунтами (32 кг) черного пороха и снабжен несколькими контактными взрывателями. На испытаниях лодка дважды тонула почти со всем экипажем.
29 августа 1863 г., после одного из учений, лодка внезапно затонула в тот момент, когда она возвращалась к причальной стенке форта Джонсониз-за того, что Пэйн перепутал направление перемещения рычагов и вода устремилась внутрь корпуса через открытые люки. Пять членов экипажа погибли, но сам Пэйн успел покинуть тонущую субмарину, удалось спастись и еще двум матросам. На этом служба Пэйна в подплаве завершилась. Ханлей, узнав о катастрофе, решил взять дело в свои руки. Он сам приехал в Чарлстон, чтобы возглавить новый экипаж,который набирал лично из числа сотрудников механической мастерской в Мобиле. Поднятая и отремонтированная субмарина 11 октября 1863 года под его командованием успешно имитировала на реке Купер атаку стоявшего на якоре парохода «Indian Chief» (Индейский вождь). Но спустя 4 дня вновь произошла катастрофа.
Утром 15 октября во время очередного погружения лодка затонула. Причина затопления – внезапный и резкий перелив воды из открытой сверху балластной цистерны внутрь корпуса. Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м). Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, а команда погибла от удушья. Отвернуть заржавевшие болты, державшие съемный киль, обезумевшей от ужаса команде не удалось. Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстоуона, генерал П. Бэригард ( Pierre Gustave Toutant Beauregar; 1818-1893). Позднее он вспоминал: «Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшие свечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча».
В конце ноября третьим по счету командиром невезучей субмарины стал пехотный лейтенант из 21-го Алабамского полка Джордж Диксон (George Dixon; 1837–1864) в прошлом инженер из Кентукки, который с трудом набрал семь добровольцев. Он тренировал экипаж на мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов.В начале февраля 1864 года экипаж был готов к бою. Приказ гласил: «Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится». Бизнес в Чарлстоне и его окрестностях погибал из-за блокады федерального флота. Поэтому местные предприниматели учредили солидный призовой фонд. Так, 100 тысяч долларов (2,5 миллиона по нынешнему курсу!) гарантировались экипажу за потопление броненосца северян.
Стимул сработал – 17 февраля лодка взорвала свою шестовую мину о борт вражеского корабля на рейде Чарльстона,ставшего на якорь прямо на фарватере. Место стоянки выбрали так, что корабль оказался вне досягаемости береговой артиллерии, и напрочь перекрывал сообщение Чарльстона с внешним миром. После захода солнца добровольцы-конфедераты отдали швартовы и взяли курс на самый крупный военный корабль союзников паровой корвет USS Housatonic. Более часа подводники вели лодку к цели. Свет внутри подводного аппарата давала одна единственная свеча, которая также служила «индикатором» кислорода. Затем Диксон с помощью троса, подсоединенного к пороховому заряду, привел в действие детонатор.
Атакованный корабль, корвет «Хаусатоник» (1400 т), быстро пошел на дно, унося с собой 5 человек, большая часть экипажа спаслась на снастях и была подобрана шлюпками с других судов– спасены были 21 офицер и 129 матросов. Корвет был спущен на воду в 1861 году, его размеры составляли 62 х 11,5 х 5 м, а вооружение — 13 орудий, в том числе 5 крупнокалиберных. Но не менее печальная участь постигла и виновницу этой катастрофы – она исчезла бесследно. Сначала предположили, что лодку втянул в пробоину поток хлынувшей воды, и она утонула вместе с кораблем. Однако, когда после войны корвет подняли, лодку в нем не обнаружили. Тем не менее, легенда о «жертве, погубившей своего убийцу», более 100 лет кочевала из книги в книгу вплоть до недавнего времени. О причинах гибели субмарины спорят до сих пор – наиболее логично звучит предположение, что лодку положили на грунт, чтобы остаться незамеченными в суете, возникшей после атаки, но от недостатка воздуха, экипаж просто заснул и погиб от удушья…
13 августа 1994 года лодка была обнаружена в канале Маффит, ведущем в гавань Чарлстона, примерно в 915 метрах от того места, где погиб «Хаусатоник». Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла ее со дна океана (операция стоила 14 млн. долларов). Поднятая субмарина была передана на одну из морских баз, где была помещена в 90 000-литровый резервуар с пресной водой с целью выщелачивания корпуса. После удаления ила и очистки корпуса, лодка впервые стала доступна для беспрепятственного просмотра туристами. В ходе очистки корпуса были обнаружены останки экипажа, которые довольно хорошо сохранились, личные вещи моряков, некоторое оборудование.Останки восьми членов экипажа были захоронены с воинскими почестямиосенью 2003 года на Чарльстонском кладбище «Магнолия», на церемонии присутствовалитысячи людей, одетых в серые мундиры армии Конфедерации. В 1999 году был снят художественный фильм «Подлодка Ханли».
Автор: Юрий Каторин
Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"