Найти тему

Проявление нарушений сенсорной интеграции в тактильной системе

Тактильная сенсорная система представлена множеством рецепторов, расположенных на коже. Благодаря им мы можем ощущать различные прикосновения к телу, температуру вокруг нас и многое другое. При отсутствии нарушений тактильной системы, мы можем безошибочно определить свойства предметов (гладкий, шершавый, колючий, большой или маленький). Помимо этого, тактильная сенсорная система во взаимосвязи с проприоцептивной, зрительной и вестибулярной помогает нашему мозгу получать информацию о положении тела в пространстве.

Из-за того, что тактильная система дает нам много информации о среде, она играет важную роль в развитии ребенка. Ребенок познает мир значительно опираясь на тактильные ощущения. Поэтому пониженная или повышенная чувствительность тактильной системы может привести к нарушениям развития. Задержка развития речи – это наиболее частое следствие нарушения переработки тактильной информации. Нарушение тактильной системы встречается также при РАС и ЗПР.

Гиперчувствительность тактильной системы проявляется в:

· Ребенок не любит быть на руках, обниматься;

· Даже легкие ощущения на поверхности тела (дуновение ветра) может вызвать негативную реакцию;

· Не любит различные манипуляции с волосами: расчесывание, мытье;

· Сильно расстраивается из-за загрязнений кожи;

· Пугается неожиданных прикосновений;

· Отказывается ходить без обуви/носков.

Гипочувствительность тактильной системы проявляется в:

· Исследует окружающий мир преимущественно через прикосновения – хочет потрогать все;

· Может не замечать различных по интенсивности прикосновений;

· Любит игры с песком, лужами;

· Тянет несъедобные предметы в рот;

· Не обращает внимания, если испачкался;

· Любит предметы/игрушки, дающие интенсивные тактильные ощущения (к примеру, колючие).

На занятиях по сенсорной интеграции для решения задач коррекции и/или развития тактильной системы используется множество веселых упражнений. Это могут быть игры с различными крупами, в которых их нужно перебирать, отличать крупу меньшего размера от большей, выкладывать картинки из крупы. Также дети очень любят игры с сенсорным мешком: это мешочек, в который скрадываются разные игрушки и задача ребенка описать их свойства не подглядывая. Во множество игр на вестибулярную и проприоцептивную системы включаются задачи на тактильную чувствительность. К примеру, проводится игра с ребенком в гамаке с использованием мячиков, которые отличаются по свойствам (по весу, по характеру поверхности, по форме). Сенсорная комната включает большое разнообразие инвентаря, позволяющего работать с тактильной системой ребенка.

Дома для развития тактильной системы можно играть в следующие игры:

1. Игры с пластилином, пальчиковыми красками;

2. Узнавание предметов на ощупь;

3. Игры с водой (переливание, набирание воды в ладошки, использование губок из разного материала);

4. Игры с крупами (пересыпание с использованием стаканчика и руками, регулирование интенсивности пересыпания);

5. Рисунки на теле пальцами (родитель рисует, а ребенок угадывает).

Александра Полюхова, специалист по сенсорной интеграции "Логопед и Я"