Начал я писать про машины в заметке про кубинскую свадьбу. Но средства передвижения на острове требуют отдельного большого фотоотчета, а возможно и не одного. Но начнем с Варадеро.
Впечатления от увиденного — небывалые. Ходишь по улицам, как в игре про двадцатые-пятидесятые годы в штатах — Mafia II или Mafia III. Машины — просто сказочные и в сказочном состоянии. Но обо всем по порядку. А сначала для затравки хотелось бы показать все самое-самое необычное.
Общественный транспорт. Маршрут у всего общественного транспорта почти одинаков. Варадеро слишком узок для большого количества вариантов проезда. Всегда можно ездить почти по Толкину — туда и обратно.
Например, вот такой автопоезд, курсирующий по Варадеро. Снять лучше не успел, но и тут понятно, что он стилизован под старый паровоз. До старых паровозов мы еще не добрались. Пока только такой — просто стилизованный.
Не менее интересный автомобильчик был уведен возле одного из отелей. Куба все-таки идет вперед и там иногда можно увидеть нечто более футуристическое, чем в Казахстане. Похоже, что это электромобиль.
Повторюсь и покажу автобус "Varadero Beach Tour", о котором я рассказывал в заметке Прогулки по Варадеро. Архитектура. Это действительно хорошая, удобная и интересная кубинская находка. Люди катаются на нем просто так, даже когда им никуда не надо — просто делают круг по всему маршруту.
Но сами кубинцы ездят на других автобусах. Да-да. Это всем известный из кино — school bus.
Надписи на автобусах тоже интересные, хотя и непонятные.
На Кубе есть и моторикши. Но при этом, как и с показанным выше электромобильчиком, они более футуристические, чем, например, в Индии. И называется этот транспорт очень забавно Coco-taxi. Да он и выглядит как кокос.
Еще одна разновидность общественного транспорта — гужевой. Пока я не попал в кубинскую глубинку, я думал, что это в Варадеро такая экзотика для туристов создана. Однако это вполне нормальные маршрутки или такси для всей Кубы.
Такие коляски курсируют по всему Варадеро по определенному маршруту. Отстаиваются на конечных. В общем все как положено нормальному общественному транспорту. У них даже расценки почти жесткие — от конечной до конечной — 10 долларов. Это написано прямо на коляске.
Крыши в цветах кубинского флага типичны не только для гужевых колясок. Вот, например, другая коляска, на мускульной тяге — сверху она вообще почти полностью повторяет кубинский флаг.
Такой вид транспорта тоже довольно распространен, но в отличии от той же Индии — никогда как пассажирский, но почти всегда, как грузовой и почти всегда для личных нужд.
Хотя как личный велосипед чаще используются классические модели.
В Варадеро очень мало грузового транспорта, потому что это туристический, а не сельскохозяйственный район. На грузовиках ездят только различные социальные службы.
И на северной оконечности полуострова еще присутствуют строители.
И конечно, как везде на Кубе грузовой транспорт — это всем знакомый с детства автопарк — ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ.
Хотя иногда встречаются уникальные варианты.
Теперь о легковом транспорте. Эта фотография абсолютно точно описывает все разнообразие кубинского автотранспорта.
Относительно новые корейцы, американцы середины прошлого века и советские доперестроечного периода.
Сначала о советском прошлом Кубы. То есть социализм-то тут остался. А вот мы и помощь наша сдулись. Продули холодную войну, развалили все, что можно развалить, бросили на произвол судьбы тех, кому помогали. И живем, как нам кажется лучше. Однако кубинцы так не думают. Они считают, что они очень хорошо живут — это на уровне эмоций.
Ремонтируют и тюнингуют двадцать четвертые Волги. Ни двадцать первых, ни тридцать первых на Кубе нет.
Самая идеальная машина для кубинца — Жигули. Проста в ремонте, доступные запчасти. Стоит Жигули вон тех лохматых годов около 15 тысяч долларов. То есть позволить себе ее никто не может. Машина у кубинца будет в том случае, если она была у его отца. Мало того, скорее всего эта машина еще послужит и сыну этого кубинца.
УАЗики обычно принадлежат государству. И чаще всего кубинской армии. Эта машина лесника в национальном парке Варахикакос — государственная.
Немного о номерах: желтые — частные, голубые — государственные, красные — арендные и принадлежащие иностранцам. Есть и еще разновидности — оранжевые, например. Но не помню кому принадлежат. Есть и другие.
Конечно самой уникальной Ладой оказалась вот эта.
Кубинские автослесари в некотором роде волшебники. Ставят любые запчасти на любые машины. В Варадеро возле нашего отеля стояла машина, в которую три дня вставляли неродную коробку. И вставили — вырезали днище, как-то ее присобачили, потом снизу приварили кожух. Клиренс машине конечно уменьшили, но зато она ездит. И Семерка на фотографии выше — яркое подтверждение волшебства.
Но чаще всего волшебство касается кузовных и покрасочных работ.
Относительно новые машины встречаются, но чаще всего они государственные. Хотя бывают и частные, но уже не совсем новые. Этот тюнинг для Кубы — просто волшебный. Один из немногих разрешенных гешефтов для частников — это такси. И практически любая машина, встречающаяся — тоже такси. Этот автомобиль — тоже такси и к тому же частный.
Единственный раз я попал в машину, которая была относительно новой. Единственным плюсом был кондиционер. Остальное как-то вообще не впечатлило. Но у него горели абсолютно все предупреждающие лампочки на приборной панели. На фотораграфии нескольких просто не видно.
А вот что действительно поражает — это старые американские машины.
После фотографии с горящими лампочками в новой машине логично было бы перейти к интерьерам старых машин. Вообще сказочно себя чувствуешь, садясь впереди с пассажирской стороны на огромный кожаный диван.
И руль — огромный и тонкий.
Или вот так.
Дизайн лично мне напоминает и другую компьютерную игру — Fallout.
Ноги внизу вытягиваются на всю длину и не упираются в стену. Может конечно ноги не самые длинные, но все же места предостаточно.
И на дороге конечно чувствуешь себя вообще королем. Хотя на Кубе все так ездят, для нас — это непередаваемые ощущения.
За рулем я тоже посидел.
Но правда это было в ресторане. И машина там специально стоит, чтобы в ней фотографировались
Это кстати одна из немногих машин, которые остались не на ходу. В кубинской глубинке я всего один раз заметил полусгнивший кузов у кого-то в огороде. Почти весь остальной мафиозный автопарк 50-х годов еще бегает.
Ну почти весь. Вот такие еще иногда стоят. Но по-моему они просто ждут, когда хозяин чуть-чуть поднакопит и восстановит свою ласточку.
Почти все старые машины тут в Варадеро почему-то Шевроле. И чаще всего Шевроле фифти сикс.
Хоть они все и похожи, но все-таки они все немного разные. И непонятно почему.
Машины хоть и старые, но довольно резво и мягко бегают по хорошим кубинским дорогам. Правда иногда не заводятся — возраст берет свое.
Интересно, что и значки на одинаковых в общем-то машинах Шевроле — разные.
Эта птица вообще встречается очень часто на чем угодно, включая грузовые ЗИЛы.
Шикарно смотрятся и другие Chevrole — сиксти эйт. 68-го года. Это уже период после революции. Как они сюда попали — непонятно. Хотя и 56-ой год под вопросом по тем же причинам.
Остальные марки представлены, но не так широко. Из машин представительского класса много Плимутов и Понтиаков. Подобные старые машины стоят на Кубе в два раза дороже, чем Жигули — около 30 тысяч долларов. Это уже вообще космические числа для местных жителей.
Под капотом абсолютно у всех ретро автомобилей абсолютно новый хьюндаевский дизель, который кубинским автолюбителям продает государство. И не только потому что ресурс родных двигателей выработан — американские старые двигатели жрут топливо огромными дозами, что простым кубинцам просто не по карману.
Как местные умельцы сопрягают современный дизельный двигатель и древнюю коробку передач с переключением за рулем — "государственная тайна"
И конечно же Ford. Как без него.
Но самые интересные Форды конечно эти — модель 1927-го года.
И что самое интересное — таких машин не мало. Как в их ужасно влажном климате машины бегают по сто лет — не понятно совсем. Антикоррозийное покрытие? Или может их облизывают каждый день?
Что это за почти гоночный автомобиль — не знаю. Кузов — прообраз купе. На вид — шикарен.
Кроме старых больших машин очень много старых маленьких машин. Простые люди на Кубе были всегда. А не только миллионеры и мафиозо. От этих простых людей остались простые автомобили.
Например, вот этот старенький Пежо.
И куча других
Ну и на этом о машинках все. Транспорт на Кубе наверное будет появляться во всех заметках. Но отдельной темы возможно заслужит только гаванский. Там тоже невероятное количество интересных экземпляров.
А теперь немного о знаках. Кубинский пешеход осанкой напоминает исхудавшего снежного человека
А на знаке "Уступи дорогу" написано "Уступи" на непонятном мне языке
Указатели вполне читаемые и удобные. Один я уже показывал в заметке про магазины. Вот еще один. Из Варадеро на самом деле все одна дорога и поэтому все остальные города в одну сторону. Зачем три таблички — неизвестно.
Небольшое видео о прогулке на гужевой коляске.
На этом все. Машины — одно из самых сильных впечатлений о Кубе. Только ради них сюда стоит приехать хотя бы один раз.