Если рассматривать важные события предыдущего тысячелетия, то можно найти несколько событий, существенно изменивших развитие цивилизации на Земле. К ним относятся (по порядку от самого старого): открытие Америки, рытье Суэцкого канала и полет человека в космос. Многие спросят, а как же Панамский канал? Ну нет, Панамский канал был дублированием успеха запуска Суэцкого канала. Сегодня трудно представить, как бы выглядело межконтинентальное сообщение без Суэцкого канала. И на это событие стоит обратить внимание.
1. Суэцкий канал — первый масштабный инженерный проект в истории человечества. Сегодня это может показаться сильно преувеличенным, но следует учитывать, что рытье канала происходило еще 150 лет назад. В то время имела значение в основном сила человеческих мышц и лишь незначительно поддерживаемая современными, по тем временам, паровыми машинами. Канал длиной 163 километра и шириной от 160 до 300 метров представляет собой впечатляющий памятник инженерному мастерству человека.
2. Еще до того, как был создан Суэцкий канал в его нынешнем виде, уже примерно за 1956 год до новой эры, были созданы первые концепции рытья канала в месте под названием Суэцкий перешеек. Если бы в то время были предприняты меры, вероятно, был бы сделан ров, потому что в те времена для этого вида работ использовались в основном рабы.
3. В древности существовало множество концепций, связанных с рытьем канала или каналов, соединяющих разные места в районе Суэцкого перешейка. Некоторые ранние проекты были реализованы, а некоторые не прослежены. Всегда было важно, чтобы каждый, кто поднимал проект рытья канала, осознавал, насколько это облегчит морское сообщение между Европой и Азией.
4. Первый крупный проект по сокращению морского пути из Европы в Азию был реализован в 1859 г. и успешно завершен в 1869 г. На фоне нескольких минувших тысячелетий и грядущих, Суэцкий канал стал поистине историческим событием человечества. Это правда, что в настоящее время путешествия осуществляются разными способами, но морской транспорт тогда преуспел в этом.
5. В качестве курьеза можно привести тот непонятный факт, что, несмотря на интерес к строительству Суэцкого канала со стороны ряда европейских стран, британцев среди них не было. Тем более странно, что благодаря каналу расстояние морского пути от Великобритании до жемчужины в короне Британской империи, которой была Индия, сократилось более чем на 7 тысяч километров.
6. Планировалось привлечь капитал для строительства Суэцкого канала путем выпуска акций Компании Суэцкого канала. Акции покупали многие люди и страны, кроме Великобритании. Все начинание и контроль над его эффектом оценил только английский премьер-министр Бенджамин Дизраэли в 1882 году. Он привел к масштабной покупке акций, что позволило ему завладеть Суэцким каналом.
7. Во время Второй мировой войны немцы и итальянцы пытались завоевать господство над каналом, но немецкая армия была успешно остановлена в битве при Эль-Аламайне.
8. Постоянный вооруженный конфликт между Египтом и Израилем не способствовал развитию судоходства по акватории канала. В результате так называемой Шестидневной войны правобережный участок канала попал в руки Израиля.
9. В результате конфликта между Израилем и Египтом Суэцкий канал в 1967 году был закрыт на несколько лет. Он был вновь открыт в 1975 году. За эти несколько лет бездействия канал был сильно замусорен, частично опустошен и перед открытием потребовал значительных процедур модернизации и очистки.
10. Сегодня на Суэцком канале построен дополнительный фарватер, длина которого составляет 72 километра и проведен параллельно старому каналу. Благодаря новому разделу пропускная способность канала увеличилась.
11. Канал слишком мелкий, чтобы по нему могли пройти самые большие нефтяные танкеры. Поэтому вдоль канала был построен огромный трубопровод, по которому нефть перекачивается с танкеров, прибывающих на южную оконечность канала, и собирается другими танкерами на другой, северной стороне канала.
12. Суэцкий канал — очень оживленная морская артерия. Ежедневно его пересекают 60 судов. По данным на 2008 год, за год через канал прошло 21 415 судов. В среднем судам требуется около 15 часов, чтобы пройти по каналу.
13. Через канал проходит мост для автомобильного движения и тоннель Ахмеда Хамди. Кроме того, для железнодорожного движения был построен разводной мост Эль-Фердан.
14. Как показало событие 23 марта 2021 г., заблокировать судоходство по каналу очень просто. В этот день из-за навигационной ошибки сел на мель могучий контейнеровоз Ever Given, который удалось отбуксировать только 29 марта. Во время инцидента движение судов по каналу было приостановлено.