Думаю, среди нас предостаточно опытных автолюбителей. Управляя своим транспортным средством, мы можем заниматься и другим делами, причем, одновременно: красить губы, говорить по телефону, слушать музыку. При этом, мы точно знаем, когда и как включить поворотник, замедлиться перед «лежачим полицейским», благодарно мигнуть другому водиле, который пропустил тебя вперед.
Это и есть неосознанная компетентность – высший уровень владения каким-то навыком или набором навыков. Мы выполняем все действия на автомате, не задумываясь над каждым из них по отдельности.
Знакомству же с любым новым навыком новым предшествует стали так называемой неосознанной некомпетентности. Если продолжить использование выбранной в начале рассуждения аналогии, то в детстве многие из нас играют с машинками. Но даже это далеко не сразу приводит к пониманию, что я не умею водить автомобиль, не имею водительских прав и стажа. Мысли о том, что это важно или даже необходимо обычно приходят лет в 14, а то и позже – в 16 – 18.
Они ведут к фазе осознанная некомпетентности: это когда мы понимаем, что чего-то не умеем, но нам хочется и надо этому научиться.
Осознанная компетентность: представьте, как ездит начинающий водитель. Вцепился в руль, нервничает, боясь пропустить поворот. Музыку не включает, чтобы не отвлекаться от дороги, тем, более, не отвечает на телефонные звонки. Примерно на таком вот психологическом фоне мы начинаем апробировать любые полученные навыки.
О неосознанной компетентности уже сказано в самом начале этого поста.
В рамках описанной логики формируется и развивается владение любыми навыками. В том числе, soft skills эмоционального интеллекта. Как говорят, некоторые психологи, «быть осознанным непросто только перовые десять лет, потом привыкаешь».
Это полезно понимать, чтобы не беспокоиться, почему уверенное владение навыками эмоционального интеллекта придет к вам не сразу. Главное, что обязательно придет, если практиковаться и совершенствоваться в их использовании.