Найти в Дзене

Смотрим проектор при дневном освещении. ALR технологии и типы ALR-экранов.

Оглавление
ПОДРОБНЕЕ  ПРО ТЕХНОЛОГИЮ ALR
ПОДРОБНЕЕ ПРО ТЕХНОЛОГИЮ ALR

ALR-экраны принципиально отличаются от обычных. В обычных экранах самыми распространёнными полотнами являются те, что отражают ⁰падающий свет равномерно во всех направлениях. По сути, они являются диффузными отражателями. Падающий свет отражается от них под разными углами. Если же свет отражается по большей части в каком-то одном направлении, то мы имеем дело с зеркальным отражением – лучи, как правило, отражаются под углом противоположным тому, под которым упали на поверхность. Бывают проекционные полотна, которые не являются диффузными – свет от них отражается в направлении зрителей в большей степени. Назначение таких полотен – усилить восприятие яркости картинки. С оговоркой, что зритель будет находиться в пределах определённого угла просмотра.

Принцип ALR-экрана в том, что он выборочно отражает свет, направляя полезную проекцию в направлении зрителей. Это достигается определённым расположением проектора и экрана относительно друг друга. При этом прочие источники света в комнате будут гаситься полотном, а что всё-таки отразится, то в других направлениях, но не на зрителей.
Некоторые ALR-экраны работают по принципу зеркального отражения (Angular-Reflective). Это означает, что проецируемое проектором изображение будет отражаться на зрителей под углом, противоположным тому, под которым было спроецировано на экран. Например, если проектор на потолке и его лучи падают на экран под углом 15⁰, то на зрителей он отразятся под углом -15⁰ (при этом угол между падающими и отражёнными лучами составит 30⁰).

Другие типы ALR-экранов борются с засветкой, опираясь на законы оптики. Обычно полотна оптических ALR-экранов состоят из нескольких слоёв, каждый из которых имеет разные свойства поглощения и отражения света, а внешний слой напыления играет роль множества гранулированных линз. Наиболее распространённый тип используется в так называемых экранах с решёткой (Lenticular / CLR – Ceiling Light Rejection) - множественные треугольные призмы, горизонтально расположенные во всю ширину полотна (структура микро-решётки).

Впрочем, какой бы тип ALR-технологии мы не использовали, заглушить внешнюю засветку на все 100% не получится. К тому же ALR-экраны борются только с той засветкой, которая падает на экран под углом, отличным от угла падения полезной проекции. Иными словами, если Ваш проектор стоит в задней части комнаты и где-то там же рядом есть источник света, например, окно или торшер, лучи от которых совпадают по направлению с лучами проектора, то для ALR-полотна такая засветка будет восприниматься, как полезная проекция. Так что придётся позаботиться, чтобы освещение (как прямые лучи, так и отражения, например, от белых стен) падало на экран под углами, отличными от угла падения лучей проектора.

ALR-технологии
ALR-технологии

ВЫБИРАЕМ ЭКРАН ДЛЯ ЛАЗЕРНОГО ТЕЛЕВИЗОРА
(ОТЛИЧИЕ CLR И ALR ТЕХНОЛОГИЙ)

Какой экран лучше всего подойдёт для ультра-короткофокусной (УКФ/UST) проекции?

Чтобы получить абсолютно идеальную картинку от УКФ-проектора даже в комнате с включенным освещением, обычный экран не подойдёт. Понадобится специальный экран, полотно которого предназначено именно для УКФ-проекции (лазерного телевизора). Они обладают рядом особых характеристик, которые оптимально сочетаются с таким типом проекторов.
Обычно УКФ-экран серого цвета, чтобы придать больше контраста и улучшить отображение чёрного цвета. Коэффициент усиления, как правило, ниже единицы – чтобы предотвратить эффект светового пятна от лучей, приходящих с очень близкого проекционного расстояния наискосок к поверхности экрана (ведь УКФ-проектор расположен снизу под экраном). Но самое главное, полотно УКФ-экрана изготавливается с использованием технологий ALR (Ambient Light Rejecting), которая нацелена на то, чтобы отражать на зрителя полезные лучи проекции, и в то же время гасить лучи от других источников света, которые попадают на экран под другими углами. Всё вкупе позволяет получить чистое и яркое изображение на экране даже в хорошо освещённой комнате.

Однако, ALR-полотна бывают трёх типов:

  • углового отражения (angular);
  • ребристые (lenticular) или как иногда говорят решетчатые;
  • на основе линз Френеля (Fresnel).

В случае с лазерными телевизорами полотна с угловым отражением можно сразу отбросить. Их принцип действия в рикошете - отражении лучей под тем же углом, под которым они упали на поверхность, т.е. они подходят для фронтальной проекции. Лазер-ТВ же расположен прямо под экраном и его проекция будет рикошетить на потолок, а не на зрителей.

Значит для лазерного телевизора выбор сужается до двух вариантов – ALR-экраны с решетчатым полотном или на основе линз Френеля. Какое же выбрать?

Ребристые СLR-полотна (Lenticular)

Если посмотреть на такой экран сверху, он будет выглядеть почти чёрным. И наоборот – если посмотреть на него снизу, он полотно будет казаться практически белым или даже серебристым.

Дело в том, что плоские верхние грани канавок имеют чёрную абсорбирующую свет поверхность. По этой причине иногда канавки называют чёрно-белой решёткой. Нижние же грани – белого цвета и имеют такой угол наклона, чтобы отражать приходящие снизу лучи проектора на зрителя. Таким образом, оптимизируется отражение полезной проекция, а падающий сверху или спереди свет гасится. Минусом этого типа полотен является неспособность гасить засветку, попадающую на экран сбоку. По этой причине более корректным термином в отношении решетчатых экранов будет CLR-экран (Ceiling Light Rejecting).

ALR-полотна на основе линз Френеля (Fresnel)

Структура этого типа полотна использует принцип конвергенции вогнутых зеркал, т.е. сведения отражений от микро-вогнутых поверхностей, упорядоченных в кольцевую структуру. Это позволяет фокусировать отражение в заданном направлении. Этот принцип активно используется в профессиональных световых приборах.
По такому же принципу построены ALR-экраны, только микро-структура у полотна не кольцевая, а состоит из полукругов. Они отражают полезную проекцию, приходящую снизу по центру, но при этом гасит засветку, падающую под любыми другими углами к поверхности. В том числе, боковое освещение, такое как свет из окна.
При близком рассмотрении полотна, Вы даже сможете разглядеть эту кольцевую структуру. Как и у горизонтальных рёбер решетчатых экранов, грани этих полуколец имеют разные отражающие свойства. И на вид полотно также смотрится светлее, если глядеть на него снизу, и гораздо темнее, если сверху. Впрочем, по контрасту эти экраны будут слегка уступать решетчатым.

Так что лучше для лазерного телевизора?

Каждый тип ALR-экранов для УКФ-проекции имеет свои плюсы и минусы, а значит по-разному сказываются на зрительских ощущениях и впечатлениях. Рассмотрим основные отличия:

Коэффициент усиления полотна и связанная с ним яркость картинки

В основном коэффициент усиления решетчатых ALR-полотен лежит в диапазоне от 0.4 до 0.6 (в зависимости от производителя полотна). В основном по причине серого или даже чёрного цвета поверхности. В этом отношении линзы Френеля более эффективны с точки зрения отражения проекции – зритель, сидящий строго по центру, сможет насладиться отражением, близким по ощущениям к экрану с коэффициентом отражения 1.0. Хотя цвет поверхности тоже серый, Вы получите более яркую картинку, при этом без светового пятна по центру и ущерба для глубины чёрного цвета.

Углы обзора

Хотя экран с линзами Френеля даст более яркую картинку – максимум из этой яркости извлечёт только зритель, сидящий по центру. Чем дальше кресло от центральной оси, тем заметнее, что картинка тускнеет. Полукольцевая структура за счёт фокусированного отражения проекции ограничивает угол обзора (обычно до 100⁰).

Решетчатые же экраны способны обеспечить угол обзора практически в 180⁰. С ними место расположения зрительских мест не имеет никакого значения – все получат равную яркость с любой точки просмотра.

Углы обзора
Углы обзора

Способность гасить внешнюю засветку

Что касается окружающего света, падающего на экран сверху – оба типа ALR-экранов прекрасно справляются с нею. Ситуация меняется, если появляется боковой источник света. В этом плане линзы Френеля всё также будут гасить боковую засветку, чего не скажешь про решетчатые CLR-экраны.

Отражающие свойства

Пожалуй, самой слабой стороной экранов на линзах Френеля можно назвать следующий эффект – в силу своего более высокого коэффициента отражения он будет отражать проекцию не только на зрителя, но также и под другими углами. Часть проекции будет рикошетом попадать на потолок.

Долговечность и износостойкость

ALR-полотна с линзами Френеля имеют прозрачный слой для их защиты. В силу этого такое полотно более прочное и его сложнее повредить.
С другой стороны, решетчатая структура может пострадать даже при неаккуратном прикосновении руками, не говоря уже о нанесении царапин при вертикальном прикосновении чем-либо. Повреждённое полотно уже не подлежит ремонту.

-8

Жёсткие экраны

Встречаются не только экраны с гибким полотном, которое поставляется намотанным на вал. Альтернативой может быть твёрдая поверхность. Такие экраны поставляются уже в готовом виде и не требуют сборки.
Поскольку тонкий защитный слой полотен с линзами Френеля может не выдержать многочисленных циклов сматывания и разматывания, экраны с такими полотнами всегда стационарные, т.е. полотно зафиксировано на раме.
Решетчатые же полотна более гибки, а потому могут применяться и в моторизованных экранах – как потолочных, где полотно из корпуса опускается вниз, так и напольных/настольных, где полотно выезжает вверх. Это предоставляет больше простора при инсталляции экрана в жилых комнатах.

Так какой экран в результате лучше?

Теперь, когда у Вас сложилось лучшее понимание отличий между разными типами ALR-экранов для УКФ-проекции – как Вы считаете, какой лучше – решетчатый или на линзах Френеля?
Наверное, правильного ответа на этот вопрос не существует...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

-9