Начнём с того, что Жванецкий - не писатель, равно как и Высоцкий - не поэт. С первого хорошо переходить на литературу, как и со второго - на поэзию. Но не более того.
Изначально Жванецкий - участник одесской самодеятельности, автор миниатюр для Карцева и Ильченко. Позже, в ленинградский период, автор монологов эстрадного артиста Райкина. В дальнейшем сам эстрадный автор-исполнитель.
В советском союзе ему за талант было позволено высмеивать многое, и, даже не взирая на оригинальную, местами парадоксальную манеру изложения, которую иные критики считали неудачными экспериментами, автор Жванецкий плотно сотрудничал с государством. Его миниатюры даже легли в основу нескольких выпусков сатирического журнала "Фитиль".
Жванецкий имел успех. Он так бы и остался одним из успешных советских авторов разговорного жанра, пока не пришла перестройка. Тут Михаил Манич превратился в трибуна гласности и выдавал со сцены местами такую антисоветчину, что даже сейчас, просматривая записи выступлений и соотнося их с временами, в которые происходили выступления, оторопь берёт.
Чего только стоит монолог "Так жить нельзя", когда гражданин огромной советской империи низводится до примитивного жлоба, маскирующегося под образом рефлексирующего интеллегента. Этот монолог - предтеча пошлости последних рязановских фильмов, а также доброй половины низкопробного постперестроечного кино.
Жванецкий был эстрадный артист. Не писатель. А эстрада уже тогда превращалась в жанр полумеров со своим сроком годности. Если на поэтические вечера приходили сопереживать лирическому герою автора, то на эстрадные концерты - похохотать.
Парадокс эстрады, как и последующего шоу-бизнеса в том, что она является стилизацией. Возьмите одарённого деревенского жителя с насмотренностью на людей и непреодолимой тягой к чтению, увезите его в город, и вот, закончив ВГИК, перед вами возникнет Василий Макарович Шукшин. А если вы надёргаете из словарей просторечных выражений жителей сельской местности и попытайтесь что-то сочинить, у вас даже частушка не получится. Деревенские жители ей не поверят. Там будут знакомые слова, свойственные их среде, но там не будет жизни.
Примерно также Жванецкий играл на эстраде в литературу, а точнее симулировал её. Насыщенность речи парадоксальными полунамёками выделяла его среди коллег по цеху. Но не делала литератором. Примерно также предтечи нынешних либералов пытались слепить из себя интеллегенцию, а у них всё равно получался антисоветчик. Да, утончённый. Да, велеречивый. Но всё равно сволочь, имеющая должность на важном предприятии "этой страны", а по вечерам слушающая на импортном приёмнике антисоветскую пропаганду.
Не удивительно, что антисоветчик Жванецкий стал в последствии русофобом Жванецким. Читатели-провокаторы сейчас могут упрекнуть меня в том, что я назвал русофобом еврея. А не антисемит ли я? Есть такие стереотипные полярности восприятия. Однако я знаком с представителями этого замечательного народа, которые живут в России и позиционируют себя русскими патриотами. А русофобия отвратительна в исполнении любого народа: еврейского, американского, украинского. Она в одном ряду с тем самым антисемитизмом и, если брать шире, нацизмом, и её приверженец ненавистью к русским обезличивает себя, обезвеличивает - обезнационаливает, если хотите.
У Михаила Манича есть очень сильное рассуждение про море. Там ключевая мысль: с морем надо всегда на "вы". То есть, с уважением. Оно может тебя судить, а ты его нет. Оно может с тобой со строгостью, а ты с ним нет. Так автор обозначает место человека в мире, его непреодолимо малую величину. Но над Россией и русскими патриотами он при этом иронизировал. А Россия больше, чем море. Она бОльшая неприрывная непереставаемая стихия. А он с моей родиной снисходительно, в приличной иносказательной манере, а прислушаешься, так он с Россией не просто на "ты", а на "эй, ты". Михаил Манич! Чтоб вам было понятно, я на одесском: "Замолчите свой рот, перестаньте сказать, вы не на Привозе!"
...А русские люди расслышали за полутонами и полунамёками, а где-то и прямым текстом, высокомерное презрение и ненависть к себе. Потому и возмущены наши люди через два года после начала СВО открытию памятника Жванецкому в городе Ростове на Дону 14 февраля, в день, вошедший в историю, как "Ростовская операция". В 1943-ем году в этот день освободили от нацистов Луганск. Посчитайте: сколько километров от Ростова до Луганска? А от решения поставить сегодня памятник Жванецкому до здравого смысла?
#россия #сво #русофобия #жванецкий