Найти в Дзене
Камертон совести

Животворящее блюдо

Тоска не один день гложила душу Василию Петровичу словно ржавчина железо. Перед уходом на пенсию наконец-то довёл до ума дачу, появилось время для любимой рыбалки. И вот, пожалуйста, срывайся с насиженного гнезда. А что делать? Друзья по работе, соседи, словно птицы осенней порой улетают кто куда из Казахстана. ...Троюродный брат Фёдор встретил репатрианта-родственника за обеденным столом надрывным тостом: «Да будут прокляты те, кто развалил великую державу, в один миг, по щелчку! Какое лихо сотворили, негодяи! Тебе, Василий, ещё повезло: заработал пенсию, обживёшься на новом месте, а вот каково тем, кто помоложе … попали как куры в ощип. Ну да ладно, не такие беды преодолевали»... Василий Петрович, понуря голову, молчал. Боялся сорваться с колёс, тогда держись катастройка. Из захмелевших уст грянет такой водопад гневных выражений — не устоит самая мощная плотина. В районом центре на вологодчине нашел по доступной цене Василий Петрович жилье. Не городская квартира со всеми удобства

Тоска не один день гложила душу Василию Петровичу словно ржавчина железо. Перед уходом на пенсию наконец-то довёл до ума дачу, появилось время для любимой рыбалки. И вот, пожалуйста, срывайся с насиженного гнезда. А что делать? Друзья по работе, соседи, словно птицы осенней порой улетают кто куда из Казахстана.

...Троюродный брат Фёдор встретил репатрианта-родственника за обеденным столом надрывным тостом: «Да будут прокляты те, кто развалил великую державу, в один миг, по щелчку! Какое лихо сотворили, негодяи! Тебе, Василий, ещё повезло: заработал пенсию, обживёшься на новом месте, а вот каково тем, кто помоложе … попали как куры в ощип. Ну да ладно, не такие беды преодолевали»...

Василий Петрович, понуря голову, молчал. Боялся сорваться с колёс, тогда держись катастройка. Из захмелевших уст грянет такой водопад гневных выражений — не устоит самая мощная плотина.

В районом центре на вологодчине нашел по доступной цене Василий Петрович жилье. Не городская квартира со всеми удобствами, зато во дворе есть банька, как раз то, о чем он мечтал многие годы. А ещё не мог он надышаться воздухом северной широты.

- Случись беда, искусственное дыхание делать не потребуется, - поделился он таким необычным сравнением с супругой.

Настасья Егоровна отреагировала по-своему: «Грибы-то здесь какие крупные, вкусные!..».

… Перед домиком была скамейка. Когда наступал вечер, супруги усаживались на неё и вспоминали прожитое время в Казахстане. При этом частенько вздыхали. Конечно же, скучали по городу, а пуще всего по людям. В многоэтажном доме проживал, если уместно так выразиться, настоящий интернационал — русские, казахи, украинцы, немцы, татары, корейцы... Никаких распрей, скандалов. Особенно весь этот люд любил в выходные дни по вечерам наблюдать, с какой энергией детвора носится по двору, играя в прятки, другие игры.

Прошло время и к приезжим на скамейку стали подсаживаться жильцы из соседних домов. Многие из любопытства, что за люди вселились, откуда они. Узнав, что из Актюбинска, удивились: слышали, что с похожими названием есть город в Астраханской области. На что Василий Петрович заметил, что казахи сочли переименовать свой город в Актобе, что в переводе означает белая гора.

- Чего только не узнаешь на белом свете? - отозвалась на это сообщение одна из соседок.

Дальше - больше. Зашёл разговор о еде, конкретно о самом любимом блюде казахов.

Не успел Василий Петрович раскрыть рот, как Настасья Егоровна объявила - беспармак. На их языке пять пальцев, так как едят его без вилок и ложек...

- Свят, свят! - воскликнула всё та же соседка. - Выходит и вы так ели?

- Приходилось, - вступил снова в разговор Василий Петрович, - но если кто-то просил вилку - подавали. А чему вы удивляетесь? Руки ведь перед этим все моют и весьма тщательно. Обычай у них такой, степная культура...

Следовало ожидать, что женщины, конечно же, проявят интерес, что из себя представляет этот самый беспармак, как его готовят и из чего.

- Ну это не по моей части, - ушёл в отступление Василий Петрович, - Не буду отбирать хлеб у Настасьи.

- Да уж, точно. Хватит с тебя, - отозвалась супруга.

И Настасья Егоровна подробно поведала соседям о том, как готовится главное блюдо казахов. Под конец выдала, да что расписывать: блюдо - пальчики оближешь. Наверно поэтому и едят его они руками.

- Завтра воскресенье. Приходите к нам на обед. Угощу, познакомимся поближе …

Понятно, от такого приглашения никто не отказался. На следующий день ровно в час дня гости сидели за столом. Хозяйка поставила на стол большой круглый поднос, от лепёшек с кусками мяса и большим количеством лука исходил неповторимый запах.

- Ну, с богом! - сказала Настасья Егоровна, перекрестившись, - ешьте, дорогие гости. Понравится - каждой напишу на бумаге рецепт приготовления.

Угощенье гостям понравилось. Беспармак теснее сблизил соседей. Пошёл разговор о том, о сём пока его в очередной раз не прервал Василий Петрович.

- Неси, Настасья, сюрпу, познаете вкус бульона из приготовленного блюда.

Все нашли, что и сюрпа стоит комплимента. Выслушав добрую оценку гостей, хозяин дома объявил: «Хорошее главное блюдо у казахов, но выпить винца не помешает, как сказал бы наш великий князь Владимир Красное Солнышко».

Где одна чарка, там и третья, ибо бог любит троицу. После неё избу огласила песня.

… Когда гости разошлись, Василий Петрович сказал супруге: «Не зря, Настёна, мы жили в Казахстане. Видишь, какое животворящее чудо может делать беспармак!».