Найти тему
Sputnik Казахстан

Мы против: проект нацплана развития Казахстана вызвал критику и массу вопросов

Оглавление

Почему против тезисов проекта Нацплана развития страны выступили представители политических партий, бизнес-сообщества и общественные деятели, что говорят о проекте казахстанские эксперты и какое у них видение нацпроекта.

Казахстанский Альянс предпринимателей "Парасат" на днях подписал петицию в адрес правительства Казахстана о том, что проект Национального плана развития Казахстана до 2029 года не соответствует целеполаганиям главы государства, сообщает корреспондент Sputnik.

"В Нацплане отсутствует решение тех вопросов, которые ставит глава государства: создание мощного промышленного каркаса, удвоение экономики, новый экономический курс. Нового экономического курса мы там не увидели. Есть масса пробелов, таких как взаимодействия бизнеса и власти", - сказал председатель альянса Олег Пак.

Согласно проекту Национального плана развития Казахстана до 2029 года, который разработало Агентство по стратегическому развитию и реформам (АСПиР) и который был опубликован на платформе "Нормативные правовые акты" в феврале 2024 года, основная цель этого проекта - удвоить экономику Казахстана через 5 лет, говорит Пак.

Однако конкретные шаги для достижения этой цели вызывают массу вопросов у экспертов, а целый ряд показателей выглядит откровенно недостижимым: например, что к 2029 году 90% казахстанцев будут довольны экологией в стране.

Он также заявил, что документ разрабатывался без привлечения общественности и бизнеса:

"Опять же в кулуарах продолжаются старые подходы. Через Национальный план развития мы должны менять такой подход", - подчеркнул он.

В Нацплане также не решается вопрос сырьевой ориентированности экономики, считает глава альянса.

Мы говорим, что удвоим экономику. Но мы не можем удвоить добычу (нефти - Sputnik), это невозможно при нынешней ситуации. Говорим, что необходимо выпускать продукцию высокого передела, экспортоориентированную продукцию - эти вещи также не решены", - продолжил он.

Отдельно Пак коснулся вопросов о Национальной палате предпринимателей "Атамекен".

"Многие эксперты сходятся в мнении, что НПП больше приносит вреда бизнесу, чем пользу. Она превратилась из оппонента госструктур в сопроводителя их политики. Глава государства говорил, что палата предпринимателей должна быть двигателем социальной реформы. К сожалению, мы этого не видим", - заявил Пак.

Участие в собрании приняли и представители политических партий. От имени профсоюза металлургов и шахтеров выступил зампред Народной партии Казахстана Асхат Асылбеков.

"Я категорически против планируемого сокращения угольной промышленности. Углехимия, которую президент Токаев в сентябре предложил, является оптимальным решениям вопроса. Мы должны использовать второй, третий, четвертый переделы в экономике, чтобы увеличить потенциал.
Объемы добычи нефти могут только падать, но не увеличиваться. Мы находимся в целом в каком-то статичном положении. Говорить об удвоении ВВП страны к 2029 году возможно только при изменении отношения к малому и среднему бизнесу. Все эти годы карманный парламент принимал законы в угоду олигархам и экспортерам минерального сырья", - добавил Асылбеков.

Он подчеркнул, что НПК выступает за то, чтобы вопросы социальной защиты населения были в приоритете.

"Есть масса вопросов к Нацплану. Мы планируем представить правительству альтернативный национальный план к 18 февраля", - резюмировал Пак.

На вопрос корреспондента Sputnik Казахстан, каков их дальнейший план, если правительство им не ответит, глава ассоциации "Прозрачный тариф" Петр Своик ответил, что все накопившиеся проблемы должны найти свои решения.

"Нас услышат, и нам, безусловно, не ответят. Потому что отвечать им нечем. Надеемся, что глава государства найдет ответы на все накопившиеся вопросы. Если подпишут тот план, то обнуляется и предвыборное обещание президента, и целеполагание президента. Наша совместная задача этого не допустить", - отметил Своик.

Также ранее казахстанские эксперты поделились своими мнениями о "Национальном плане развития Казахстана до 2029 года", также они высказались, зачем нужны национальные планы действий государству, бизнес-сообществу, населению, и поделились свои видением, какими они должны быть.

Отсутствуют индикаторы благосостояния

Так, экономист Айдархан Кусаинов считает, что "Национальный план развития Казахстана до 2029 года" выглядит скорее как описание стремлений и намерений, чем план действий.

Согласно документу, результатами реализации Нацплана должны стать удвоение ВВП (до $450 млрд к 2029 году) и среднегодовой темп роста экономики на уровне 6-7%. Кроме того, увеличение ВВП на душу населения в 1,4 раза и медианной заработной платы в 1,9 раза в реальном выражении.

Экономист считает, что сегодня одной из важнейших задач для страны является повышение благосостояния населения и улучшение качества здравоохранения. Он подчеркивает, что при этом в Нацплане отсутствуют индикаторы, связанные с благосостоянием населения. Например такие, как "доходы населения и темпы их роста", "уровень неравенства по доходам", "доля оплаты труда в ВВП", "медианный доход населения", относящиеся к благосостоянию населения. Вместо этого в документе указана "медианная зарплата", которая, по мнению Кусаинова, не может быть параметром, учитывая молодеющую демографию Казахстана.

Нацплан изобилует мировыми рейтингами, отмечает Айдархан Кусаинов, тогда как целью должно быть улучшение качества жизни, а место в рейтинге – результатом работы.

"Поэтому целями должны быть параметры доступности или качества здравоохранения, образования, уровень справедливости и равномерности распределения доходов, роста доходов населения, отдельных отраслей. Дальше в плане должны быть расписаны конкретные действия: что будет сделано в следующие пять лет", – поясняет Айдархан Кусаинов в интервью Sputnik Казахстан.

Экономист продолжает, что приоритеты в отношении темпов экономического роста также не обоснованы определенными мерами.

"Сказано, что такие темпы роста ожидаются, если у нас будут инвестиции, но как их достичь, что для этого нужно сделать, какие меры будут приняты – этого в документе нет", – говорит Айдархан Кусаинов.

Нужен ли государству Нацплан развития

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что национальный план развития как план действий нужен не только чиновникам, но и в том числе бизнес-сообществу.

"Исходя из этого плана, иностранные и отечественные инвесторы, весь бизнес планируют свои действия. Бизнесу очень важно понять, куда движется государство и что оно хочет делать: насколько стабильным будет налоговый режим, собирается ли государство пересматривать налоги, и если да, то в какую сторону. Например, в прошлом году все ждали повышения НДС, а сейчас заявили, что повышения не будет, и если через год новое правительство уйдет, что делать бизнесу в такой ситуации?" – объясняет экономист.

По его словам, национальный план задает приоритеты развития страны, понимание того, какой будет политика в разных областях.

Он отмечает, что правительство может уйти в отставку или изменить существующую политику, но предполагается, что главные идеи и приоритеты экономического развития государства останутся неизменными. Технология исполнения может отличаться, но в течение следующих пяти лет, какое бы правительство ни пришло, оно должно делать, что прописано в Нацплане.

Взгляд политолога на планирование в Казахстане

Политолог Данияр Ашимбаев считает, что в государстве должны присутствовать элементы плановой системы.

В беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан он обратил внимание на исполнение таких документов.

Политолог отмечает, что в 2021 году в Казахстане приняли систему планирования, по которой были введены национальные проекты.

"В прошлом году было озвучено, что национальные планы, введенные всего лишь два года назад, отменяются. Только Высшая аудиторская палата официально подвела итоги, что они реализовывались неэффективно. Но мы помним, что некоторые министры заявили, что сами планы оказались неэффективными, то есть "это не мы неэффективно реализовали, а планы были неэффективными", – сказал Данияр Ашимбаев.

Он отмечает, что на протяжении всего прошлого года Миннацэкономики и АСПиР пытались скорректировать базовые показатели, в результате Национальный проект был отменен, но появился новый "Национальный план развития до 2029 года".

По словам Данияра Ашимбаева, в Нацплане не прописан механизм реализации, нет анализа и оценки предыдущего плана. Политолог указывает, что в стране реализуются различные госпрограммы, планы развития, концепции, стратегии, но в целом нет отчетности о том, какая работа по ним проведена. Публикуются только цифры Высшей аудиторской палаты, а сами министерства оценок не дают.

"Национальный доклад по реформам должен был появляться регулярно, но никто его никогда не видел, если документ существует, то он засекречен. Это говорит о том, что планирование страдает недоработанностью, а исполнение страдает еще большей неэффективностью. Если не публикуются, значит результаты еще более плачевные, чем можно было себе представить", – считает Данияр Ашимбаев.

Политолог говорит, что планы не выполняются, а постоянно корректируется и "в конце отчетного периода то, что было реализовано вне плана, вносится в план и ставится отметка о выполнении". В пример он приводит план приватизации, в которого регулярно вносятся коррективы. То же самое происходит с планами создания рабочих мест, подчеркивает политолог.

"Инфраструктура не развивается, а повышение доходов населения государства решает путем увеличения зарплаты бюджетников. И аудиторы, и глава государства неоднократно говорили, что создаваемые рабочие места остаются на бумаге – они либо временные, либо фиктивные.
В документах правительства, отчетах Минтруда с каждым годом создаются сотни тысяч рабочих мест, который никто не видит. Пару лет назад появились отчет Счетного комитета, который опубликовал данные по реализации карты занятости. Ни министерство труда, ни министерство финансов, ни один акимат даже не попытались прокомментировать или опровергнуть эти данные", – сказал он.

По мнению политолога, это манипуляция со статистикой.

"Ситуация вокруг проекта Национального плана развития до 2029 года становится все более напряженной. Не было ни одного позитивного отзыва", - написал сегодня, 19 февраля, Ашимбаев на своей странице в Telegram.

Эксперт выступил с критикой в адрес Нацплана.

"АСПиР (Агентство по стратегическому планированию и реформам - Sputnik), конечно, проявило "чудесный подход" к продвижению документа, выложив его сразу на портале "Открытые НПА" и не потрудившись заранее отработать с экспертами, СМИ и бизнесом. Судя по публикациям на сайте агентства, обсуждение проекта было проведено только с Всемирным банком и МВФ (Международный валютный фонд - Sputnik)", - отметил Ашимбаев.

Он также напомнил, что 10 ноября 2023 года в релизе агентства о встрече с миссией МВФ сообщалось, что по поручению главы государства АСПиР разработана обновленная стратегия "Видение: Казахстан-2050". Ожидалось, что после ее утверждения будет принят Национальный план развития до 2029 года, посредством которого будет обеспечена реализация долгосрочных целей.

"То есть, сначала должна была появиться стратегия, а потом план, а еще и где-то заранее необходимо было бы обновить Систему государственного планирования - потому что в актуальном документе никакого "видения" не предусмотрено", - прокомментировал политолог.

Ашимбаев также усомнился в функциональности ведомства.

"Годовой бюджет АСПиР, кстати, превышает 20 млрд тенге. Значительная часть идет на БНС (Бюро национальной статистики - Sputnik), но все равно возникает вопрос: на что вы там деньги тратите?" - задался вопросом эксперт.

Национальный проект развития Казахстана-2029 включает 17 направлений развития, которые сгруппированы в 4 блока на основе общности запланированных результатов и механизмов реализации:

  1. Обеспечение высокого качества жизни.
  2. Построение крепкого фундамента экономики.
  3. Развитие новых точек экономического роста.
  4. Сквозные преобразования экономики и общественной жизни.