Социологическое агентство «Вебер» сопоставило данные онлайн-опросов и выяснило, насколько россияне придерживаются правил информационной безопасности при ответах на нежелательные звонки и какие, собственно, из них считаются «нежелательными».
«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека», — сообщила руководитель «Вебера» Елена Удалова.
Напомним, «Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по изучению общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов. Подход, используемый агентством, сочетает классические методы с цифровыми технологиями и позволяет наиболее объёмно рассматривать мнения опрошенных с учётом внешних условий и внутренних противоречий самих респондентов. Данное исследование проводилось 8 февраля методом River Sampling среди 1 300 пользователей рунета старше 18 лет.
Согласно исследованию, 87% россиян регулярно сталкиваются со спам-сообщениями и звонками, 73% добавляют в черный список номера, с которых они поступают. А вот 28%, даже распознав, что на проводе мошенник, не лишают себя радости общения. Разговор продолжается ради шутки. Однако игра на самом деле небезопасная: голос могут записать, нарезать и использовать в схемах, о существовании которых «шутник» даже не подозревает. Но есть и позитивная статистика: на данный момент 81% опрошенных прекращают разговор сразу, как только заподозрили что-то неладное. И это правильно: чем меньше слов сказано, тем меньше у мошенника возможностей использовать их против вас.
Какие звонки должны настораживать в первую очередь? Если коротко, то любые, которых вы не ждёте. Самыми распространёнными схемами мошенничества, по сообщению Вебера, стали звонки от «служб безопасности» банков и «сотрудников» правоохранительных органов. Чуть реже респонденты сталкивались с телефонными сообщениями о родственниках, попавших в беду, о выигрыше в лотерею, а также с предложениями работы на маркетплейсах или просьбами о помощи.
На днях МВД предупреждало жителей Новосибирской области о новой схеме телефонного мошенничества: сначала злоумышленники выманивают средства, а затем звонят с другого номера и представляются сотрудниками правоохранительных органов, которые готовы помочь при активном содействии со стороны жертвы. Варианты «содействия» предлагают противозаконные. Могут, например, попросить «выкурить» того самого якобы похитителя из помещения, кинув в него зажигательную смесь. Направленность у таких звонков не столько финансовая, сколько террористическая. Правоохранительные органы напоминают: если незнакомец по телефону требует совершить поджог или другие противозаконные действия, необходимо сразу сообщить об этом в полицию.