Помню в начале знакомства с джазом, слушая его, в уши мне «бросались» на мой тогда не совсем опытный взгляд - «неправельные ноты». Музыканты играли в начале в тональности, далее уходили из нее, будто они вставляли в свою импровизацию кусочки других песен, складывалось впечатление что у них что-то пошло не так 🥴, что не получается😀.
Теория и осознание
Далее со временем и тягой разобраться что к чему я понял, что это - альтерированные ноты (ступени). Это такие ноты, которые находятся рядом с «правильными», разница между ними в пол тона 🤔. Появился вопрос, а зачем они нужны, если они звучат в диссонансе с общим музыкальным материалом??? 🤷♂️ Ответ оказался банален🙂. Музыканты как и люди других профессий, хотели расширить свои возможности, получить больше свободы в своем деле, отличаться от остальных…… и хроническую тягу к экспериментам никто не отменял.☝️ Исполнение целых тактов с такими нотами придавало импровизации изюминку, что-то не обычное, что-то свежее, новое. Многим альтерация дала свой собственный стиль, который узнаваем среди множества других джазменов.
Почему диссонанс у мастеров звучит как надо? 🤔
Слушая записи соло джазовых мастеров задумываешься…вот он ушел из тональности, ноты диссонируют (ну или по крайней мере необычны слуху, который уже в начале музыки уловил тональность и гармонию), но почему так КРУТО?!😳 Он же играет мимо правильных нот!!!🎶📢. Оказалось все дело в ПОДАЧЕ! Мастера играют их с твердостью, будто это самые верные ноты в мире☝️. На мой взгляд (акцентирую внимание именно на мой, просто я могу ошибаться) основная причина успеха это РИТМ!!!! ЧЕТКОЕ РОВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ этих диссонирующих частей!!! Импровизаторы качают этими нотами, создают грув, свинг! Я думаю, делая выбор и уходя в сторону альтерации в музыке, нужно особенно чутко относиться к ритму. Если это сыграть криво, то неправильные ноты такими и окажутся - НЕПРАВИЛЬНЫМИ. 😕
Зачем они?
По моему мнению основное применение этих волшебных нот - СОЗДАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, а далее вернуться назад в тональность, это напряжение ослабить. Такой подход дает более интересные соло, больше пространства для свободы творчества музыканта. Такие соло привлекают внимание слушателя, импровизация становится интересней и слушать ее не скучно на протяжении более продолжительного времени. А то, сколько альтерации нужно в соло, как долго находиться вне тональности, стоит ли борщить с этим - дело вкуса. Кто-то исполняя целый квадрат может из альтерации не вылазить и тем самым нехотя отпугивает этим приемом не искушенного слушателя 🫢, а некоторых наоборот - привлекает🤷♂️.
P.S: буду рад вашим лайкам и комментариям. Очень интересно ваше мнение по поводу этих непонятных нот 🙂
Всем пока, всем ДЖАЗ!!!
#джаз,#импровизация,#диссонанс,#соло,#мышление