Даже в этой неровной болезненной “Веселой науке” Ницше порой берет верх над недугом и поет гимн всему живому. Но реальному живому. Живому со своим страданием, своим преодолением, своей страдой, своим воскрешением, своей новой жизнью… И это самые поэтические строки, которые стоят любого его “заблуждения” или “мрачного настроения”: “Нет! Жизнь не разочаровала меня! Напротив, из года в год нахожу я ее более истинной, более желанной, более таинственной – с того самого дня, когда меня осенила великая освободительница: мысль о том, что жизни суждено быть экспериментом познающего, - а не долгом, не напастью, не мошенничеством! – И само познание: пусть для других будет оно чем-то иным, скажем некой опочивальней или путем к некой опочивальне, или развлечением, или праздностью, - для меня оно есть мир опасностей и побед, в котором и героическим чувствам дано танцевать и развиться. “Жизнь – средство познания” (а мы скажем - “средство вспоминания”... и вспоминания именно себя! КПГ) - с этим тезисом в сердце можно не только храбро, но даже весело жить и весело смеяться! А кто сумел бы вообще хорошо смеяться и жить, не сумей он прежде хорошо воевать и побеждать?..” Опять же… “воевать, ПРЕОДОЛЕВАТЬ и побеждать”.
И буквально в следующем афоризме: “Что принадлежит к величию. Кто достигнет чего-нибудь великого, если он не ощущает в себе силы и решимости причинять великие страдания? Уметь страдать – самое последнее дело: слабые женщины и даже рабы часто достигают в этом мастерства. Но не сгинуть от внутренней муки и неуверенности, причиняя великое страдание и внемля крику этого страдания, - вот что действительно принадлежит к величию…” Чтобы читатель не понял не правильно, Ницше возвеличивает не тех, кто причиняет страдания. Но тех, кто способен страх человеческий (как и собственный страх) и следующие за ним необузданные страсти направить в поле страдания, венчающего человека страдой и новой жизнью. Воскрешением из мертвых. Кто способен раскрыть в людях (и себе) энергию страдания, энергию преодоления. При этом, конечно, надо понимать, что страдание не есть “вой” и “заламывание рук”, но “препятствие для преодоления”. И, чтобы пройти это препятствие, нужно пожертвовать частью себя, чтобы стать “больше, чем” Я. Не стать жертвой, но принести жертву. Быть жрецом!
Так… Страдайте танцуя! Преодолевайте весело! Сомыслите!
А следующий отрывок… не гимн ли Сторителлингу? “...Когда я всматриваюсь в эту эпоху глазами какой-нибудь отдаленной эпохи, мне не удается найти в современном человеке ничего более примечательного, чем его своеобразная добродетель и болезнь, называемая “историческое чувство”. Это – начатки чего-то совершенно нового и неизвестного в истории: если бы предоставили этому ростку несколько столетий и больше, то из него в конце концов могло бы выйти дивное растение с таким дивным запахом, ради которого обитать на нашей старой Земле было бы приятнее, чем прежде. Мы, нынешние люди, и начинаем позвенно создавать цепь будущего весьма могущественного чувства – едва ли и сами мы знаем, что мы делаем. Нам почти кажется, что дело идет не о новом чувстве, а об ампутации всех старых чувств, - историческое чувство есть еще нечто столь бедное и холодное, что многие пронизываются им, как ознобом, и становятся от него более бедными и более озябшими. Другим оно кажется признаком подкрадывающейся старости, и наша планета предстает им точно некий унылый больной, который, силясь забыть свое настоящее, записывает себе на память историю своей юности. На деле такова одна грань этого нового чувства: кто способен чувствовать всю историю людей, как собственную историю, тот воспринимает в некоем чудовищном обобщении всю тоску больного, думающего о здоровье, старика, вспоминающего грезы юности, любящего, разлученного с любимой, мученика, теряющего свой идеал, героя вечером после битвы, которая ничего не решила и все же нанесла ему ранения и утрату друга, - но нести в себе эту чудовищную сумму всяческой тоски, мочь нести ее, и при всем том быть еще героем, который с наступлением второго дня битвы приветствует утреннюю зарю и свое счастье, как человек, вмещающий горизонт тысячелетий до и после себя, как наследник всей преимущественности былого духа, и наследник, взявший на себя обязательства, как наиболее знатный из всех старых дворян и в то же время первенец нового дворянства, которое и не снилось всем прежним эпохам: все это принять в душу, древнейшее, новейшее, потери, надежды, завоевания, победы человечества; все это, наконец, нести в одной душе и вместить в одном чувстве – это должно было бы повлечь за собой такое счастье, которого до сих пор не ведал еще человек, - божественное счастье, исполненное силы и любви, полное слез и полное смеха, счастье, которое, словно вечернее солнце, постоянно сорит неисчерпаемыми богатствами и ссыпает их в море и, словно это солнце, лишь тогда чувствует себя богаче всех, когда и беднейший рыбак правит еще золотым веслом! Это божественное чувство да наречется тогда – человечность!..” Что может быть человечнее, чем сторителлинг? Что делает человека, компанию людей, сообщество людей, территорию, на которой живут люди “больше, чем” просто человека, просто компанию, просто сообщество, просто территорию, как не сторителлинг? На нашем календаре 124 год о.с.Н. (от смерти Ницше). Мы начинаем только сейчас пробовать на вкус это “счастье” и разбираться в этом “историческом чувстве”.
Простим болезненному, но гениально великому немецкому философу то, что он в минуту душевной хвори был настолько нетерпим к своему окружению, что позволял себе смеяться над всем, что для этого окружения представляло хоть какую-то ценность. Многое из этого “ценного” Ницше приходилось и самому почитать по принадлежности рода. Однако, даже в самых своих тяжелых и мрачных текстах, с тяжестью и мрачностью которых он пытался справится весельем, городской сумасшедший XIX века один видел будущее в его ужасе потери веры, но и в его радости преодоления себя. Он воспел человека “больше, чем” просто человек. Уже даже больше, чем Героя. Он воспел сверхчеловека! Воспел Надчеловека! Человека, преодолевающего себя. Homo superans…
.......................................
Мой канал ВК... https://vk.com/gopius
……………………………………………………..
Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…
https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw
Трагедия и героизм буквы “Z”.