Привет!
Продолжаем знакомиться с творчеством Иоганна Себастьяна Баха!
Сегодня - опять хорошая пластинка, на которой играет уже известная нам по предыдущим записям "сладкая парочка" - Лидия и Лев Евграфовы.
А исполняют они свою интерпретацию сонат Баха для виолы да гамба и чембало.
И делают это, скажем прямо, вполне замечательно, так что эта пластинка по праву занимает своё законное место в моей коллекции на полке с виртуальной пометкой "Pro Anima".
Вот содержание пластинки:
***
Перу Иоганна Себастьяна Баха принадлежит около сорока сонат для различных инструментов — клавира, органа, скрипки, виолы да гамба, флейты. Большинство из них возникло в кётенский период творчества композитора. Работая с 1717 года «директором камерной музыки» при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского, страстного любителя и отличного знатока музыки, державшего у себя превосходный оркестр, Бах уделял основное внимание камерно-инструментальным сочинениям.
Три сонаты для виолы да гамба и клавесина (сейчас они часто исполняются на виолончели и фортепиано), В\/\У 1027— 1029 были созданы в Кётене около 1720 года. Внешне композитор следует в них традициям старинной итальянской sonata chiesa («церковной сонаты») с ее строгостью музыкальных образов, чередованием контрастных по темпу частей (обычно медленная — быстрая — медленная — быстрая). Сонаты итальянских мастеров Бах тщательно изучал, еще в Веймаре сочинив органную и клавирную фуги на темы из трио-сонат Арканджело Корелли и Томазо Альбинони. Однако структуру «церковной сонаты» Бах трактует в новаторском плане, смело предвещая сонатные циклы венских классиков. Сонаты для виолы да гамба и клавира поражают неистощимой мелодической щедростью, многообразием настроений — от возвышенной скорби до праздничного веселья, широтой масштабов и интенсивностью развития еще немыслимыми в музыке предшественников Баха.
По-новому подходит композитор и к инструментальным партиям, по сравнению с сонатами его итальянских, немецких и французских современников, необыкновенно развитым и сложным. В отличие от обычного генерал-баса, клавесину здесь поручена роль равного ансамблевого партнера струнного инструмента. Как бы подчеркивая концертирующую функцию клавира, Бах называет эти сонаты «Сонатами для чембало и виолы да гамба» (точно так же он ставит клавесин на первое место в шести скрипичных сонатах, ВWV 1014—1019 и в трех флейтовых сонатах, ВWV 1030—1032). Равные функции инструментов позволили композитору придать сонатам невиданный до сих пор полифоническую насыщенность музыкальной ткани, сложность разработки, концертный блеск изложения.
Соната № 1 соль мажор, ВWV 1027 известна также в авторской версии для двух флейт и basso continuo (ВWV 1039), ее часть обработана Бахом для органа (ВWV
1027а). Традиционный четырехчастный цикл открывается поэтичным Adagio, прекрасная мелодия которого, сочетающая ариозные и менуэтные черты, переходит от одного инструмента к другому. Вторая часть — фугированное Allegro ma non troppo, где задорная танцевальная тема выступает то в прямом, то в обращенном вариантах. Третья часть, полное элегической грусти минорное Andante, пронизана кратким остинатным мотивом, мерное ровное движение которого сообщает музыке оттенок скорбной задумчивости. Финальное Allegro moderato — еще одна фуга на острохарактерную танцевальную тему, блещущая юмором и весельем.
Соната № 2 ре мажор, BWV 1028 также представляет собой четырехчастный цикл. Лаконичное начальное Adagio проникнуто спокойной величавостью; его торжественная мелодия изложена имитационно-полифонически. Вторая часть, Allegro в старинной трехчастной форме, озарена праздничным блеском. Его основная тема сочетает танцевальные черты с мужественной энергией. Третья часть, великолепное Andante в си миноре, своей возвышенной скорбью, характерным пунктирным ритмом сицилианы перекликается со знаменитой арией «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею». Полная трагической экспрессии мелодия развита как полифонический дуэт двух инструментов. Финальное Allegro от начала до конца пронизано моторным танцевальным движением. Ритмический рисунок, близкий жиге или паспье, типичен для заключительных частей инструментальных циклов эпохи барокко.
В Сонате № 3 соль минор, BWV 1029 Бах применяет трехчастный цикл, характерный скорее для концерта. Впрочем, многое в музыке этого грандиозного сочинения роднит его с концертом, начиная с первой части, Vivace, с ее развернутыми масштабами, драматической напряженностью. «Упругие» очертания основной темы, насыщенной суровой патетикой, сближают ее с первой частью Бранденбургского концерта № 3. Возвышенная созерцательность господствует во второй части, си-бемоль-мажорном Adagio. Протяженные мелодические линии в партиях обоих инструментов сливаются в дуэт удивительной красоты, напоминая медленную часть Концерта для двух клавиров, BWV 1060. В финальном Allegro вновь оживает драматическая мощь вуалирующая танцевальный элемент (ритм жиги). Энергичная, фугированно изложенная основная тема чередуется с другим, более спокойным и напевным мотивом, достигая в кульминациях подлинно оркестральной звучности.
***
Виолончелист Лев Евграфов родился в 1934 году в семье музыкантов, окончил Музыкальную школу имени Гнесиных, а в 1958 году — Московскую консерваторию, начав концертную деятельность в городах Советского Союза. В 1963 голу он стал лауреатом Международного конкурса имени Пабло Казальса в Будапеште. Уже к тому времени талант артиста привлекал зрелостью художественных замыслов, благородной манерой исполнения, свободой владения инструментом. «Лев Евграфов — замечательный артист и огромный талант, — отметил после конкурса выдающийся виолончелист Гаспар Кассадо. — У него большое будущее».
В последующие годы концертная деятельность Евграфова приобрела большой размах. Виолончелист с успехом выступает в Англии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Югославии, Чехословакии. В своих программах он демонстрирует глубокое владение различными пластами музыкальной классики. В его репертуаре шесть сюит для виолончели соло И. С. Баха, сонаты и вариации для виолончели и фортепиано Бетховена (изданы в Москве в редакции Л. Евграфова), сочинения Боккерини, Шумана, Брамса, Грига, Рахманинова, Бартока, Кодаи... Большое внимание уделяет Евграфов советской музыке. В цикле из семи концертов он исполнил все основные произведения для виолончели, созданные советскими композиторами. В цикле из двенадцати концертов «Шедевры мирового музыкального искусства», с которыми артист выступил в 1970 году в Ульяновске к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, он исполнял виолончельные произведения Д. Кабалевского, А. Хачатуряна, Б. Чайковского в ансамбле с авторами.
Партнером виолончелиста всегда выступает его мать Лидия Евграфова, опытная и тонкая пианистка, получившая образование в Московской консерватории в классе профессора М. В. Юдиной.
Концертную деятельность Л. Евграфов сочетает с преподавательской работой в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где он заведует кафедрой виолончели. Среди учеников Евграфова — лауреаты международных конкурсов.
«Лев Евграфов не только обладает законченным техническим мастерством, исключительной памятью, но и ярким индивидуальным почерком. Впечатляют в его исполнении логика и непрерывность развития, рельефность распределения звуковых образов, темперамент, эмоциональность и умение владеть ими». «Советская культура» (СССР)
«Он исключительно владеет благородным тембром виолончели — звук его полный и красивый во всех регистрах... Игра его многокрасочная и виртуозная, продуманная и глубокая».
«Музерфузет» (Венгрия)
«Глубокая осмысленность фразировки и безупречность вкуса должны быть отмечены в его игре в первую очередь потому, что именно эти качества определяют необычайно высокую степень художественной зрелости артиста. Поражает его выдержка на эстраде... Успех его был болышим и заслуженным».
«Мьюзик» (Англия)
***