Далеко не все, в отличие от белорусов, могут прийти в магазин и, не глядя, взять любое молоко с твердой уверенностью в двух вещах: качестве и том, что это отечественная продукция. «Молочкой» страна может по праву гордиться, ведь в этой сфере объединены лучшие достижения Советского Союза и современные разработки.
Какие решения принял Лукашенко, чтобы белорусская молочка стала мировым брендом?
Еще в начале двухтысячных Президент Беларуси обратил внимание на то, что немецкие фермеры работают эффективнее, чем отечественные хозяйства. Назвал глава государства и причину, которую многие понимали, но не хотели озвучивать – дисциплина.
Немецкие фермеры работали ради себя и своей выгоды. И поэтому за коровами был практически круглосуточный досмотр, соблюдались технология и дисциплина. Поэтому Александр Лукашенко, пользуясь преимуществом «диктатуры», потребовал и на белорусских хозяйства четкого следования алгоритмам.
Второе важное решение можно выразить фразой «сила в единстве». Президент часто говорит, что надо слушать, что говорит противник и поступать наоборот. Противник говорит: «Разделяй и властвуй!» И поэтому глава государства начал объединять убыточные предприятия с крепкими. Но не сразу, а постепенно, чтобы не оказать чрезмерную нагрузку на прибыльные хозяйства.
В то время белорусскому лидеру советовали поступить иначе: просто бросить убыточные хозяйства, поддержку оказывать только прибыльным. Но теперь мы видим последствия правильного решения. В 2001 году в стране было 112 организаций, сейчас – 33. Однако выручка у этих 33 хозяйств несоизмеримо выше.
В 2021 году выручка крупнейшего молочного предприятия Беларуси ОАО «Савушкин продукт» составила 856 млн долларов. Это третье место в СНГ. На втором месте Pepsico – примерно 1,2 млрд долларов. На первом месте Danone Group – около 1,3 млрд долларов. Таким образом чисто белорусский бренд очень даже успешно конкурирует с мировыми лидерами.
Третье решение – модернизация. То есть хозяйства не бросили на самотек. Государство требовало давать результат, но в то же время предоставляло возможности, вкладывалось в строительство молочно-товарных ферм, выделяло кредиты, субсидии, помогало улучшать технологии и закупать оборудование высочайшего класса. Как итог – в Беларуси доминирует молоко сорта экстра, а в 2010-м его было всего 1 литр на 10 литров.
Четвертое решение – сохранение советского наследия, а именно – ГОСТов. Белорусская сгущенка настолько хороша, что о ней ходят легенды. Ее обожают не только белорусы, но и весь мир. Например, в соцсетях белоруски, вышедшие замуж за иностранцев, пишут, что, приезжая в Беларусь, закупаются для своих иностранных родственников сгущенкой и сырками, потому что таких больше нигде нет. И если где-то в мире снимают фильмы про противостояние «Форда» с «Феррари», то Беларусь вполне может снять фильм про добрую конкуренцию рогачевской и глубокской сгущенки.
Итак, что мы имеем?
– Сейчас в Беларуси выпускается 840 кг молока на человека в год. Это настолько высокий показатель, что в ЕАЭС республика является абсолютным лидером. В России, например, всего 222 кг молока на душу населения.
– В стране производится более 1800 наименований молочной продукции. Например, 40 сливочных масел, 380 сыров.
– Республика входит в топ-5 стран-экспортеров молочных продуктов, при том что население Беларуси составляет всего 0,12% от всего мира.
Подписывайтесь – @prezident_lucashenko_reshaet