Найти тему
Lipetskmedia.ru

Красивые девушки и длинные очереди. Полувековая история липецкого ЦУМа

Это сейчас куда ни пойди, наткнёшься на торговые центры. А ровно полвека назад, 19 февраля 1974 года, в Липецке открыли их первый прообраз – Центральный универсальный магазин, а проще говоря – ЦУМ.

Универсальным его назвали потому, что под одной крышей собрали максимально возможное разнообразие промтоваров – одежду, обувь, ткани, галантерею, посуду, электронику... А центральным нарекли, чтобы не путать с бывшим универмагом, работавшим на улице Советской с 1963 года и отданным под «Детский мир».

-2

Однако слово «центральный» народ понимал по-своему. Универмаг построили почти впритирку с площадью Ленина на пересечении улиц Интернациональной, Зегеля и площади Плеханова. А раз в самом центре Липецка, поэтому и центральный.

-3

За один день 17 тысяч покупателей

Это были времена дефицита продуктов при заваленных прилавках дорогой бытовой техникой и одеждой. В день открытия ЦУМ брали штурмом. Но не столько, чтобы купить что-то, сколько поглазеть на изобилие недоступных по ценам товаров. В первый день новый универмаг посетили 17 тысяч липчан, потратив 150 тысяч рублей, или всего по 8 рублей 82 копейки на каждого. Это очень мало при средней зарплате в Липецке в 140 рэ (на НЛМК – 170).

-4

Что можно было купить на зарплату в 140 рублей в 1974 году? Ничего серьёзного. Цветной телевизор «Радуга-703» стоил 600 рублей, чёрно-белый телевизор «Рекорд» – 200, мотоцикл «Восход» – 450, холодильник «Минск» – 390, проигрыватель «Электроника Б1-01» – 365, магнитофон «Маяк-201» – 240, фотоаппарат «Зенит» – 100, ковёр настенный – 100, пылесос – 45, мужской костюм – 150-200, плащ – 80-90, пиджак – 80, брюки – 50, сапоги женские – 40-50, туфли – 25 рублей.

-5

В долг под 4% и бесплатная рассрочка

ЦУМ стал первым магазином в Липецке, где можно было купить товары длительного пользования в долг на 12 месяцев под 4% годовых, а особо дорогие – в рассрочку без процентов. Но и это было недёшево. Например, за цветной телевизор целый год ежемесячно приходилось платить по 50 рублей, а это более трети зарплаты.

-6

Тем не менее ЦУМу сразу же установили план выручки 32 млн рублей. Это почти треть 117-миллионного товарооборота 1974 года всего липецкого горпромторга. Руководители универмага Пётр Воржев и Нина Гольц оказались талантливыми менеджерами. Они первыми в Липецкой области организовали собственным транспортом прямые поставки товаров прямо с заводов по ценам производителей. Одежда, обувь, электроника стали дешевле и доступнее. Увеличился товарооборот, подскочила и выручка. Покупателей стало до 30 тысяч в день, а это почти каждый десятый житель Липецка с населением в 350 тысяч.

-7

Покупателей могло быть и больше, но в ЦУМе не хватало торговых площадей. Логистика и оперативная транспортная доставка под заказ в СССР отсутствовали. Товары завозили большим оптом, и их надо было где-то хранить. Пришлось отдать под склады верхний третий и цокольный этажи. Выход нашли в 80-е годы, когда у ЦУМа появились филиалы «Липчанка» и «Мода».

-8

Девочки налево, мальчики направо

Торговые площади в ЦУМе были чётко разделены. На первом этаже продавали бытовую технику, посуду, парфюмерию, галантерею и прочий ширпотреб. На втором торговали одеждой и обувью. Слева от лестницы были залы для женщин, справа для мужчин. Фишка второго этажа – в многочисленных зеркалах, в том числе потолочных. Примеряя костюм или платье, можно было любоваться собою со всех сторон и видом сверху.

-9

Для привлечения покупателей ЦУМ стал первым магазином, работавшим без перерыва на обед и оказывающим услуги. Открыли стол заказов, парикмахерскую и столовую, ремонт часов и ювелирных изделий, ателье и мастерскую по подгонке одежды. На крыше оборудовали солярий с шезлонгами и поставили столы для пинг-понга. Вишенкой на торте стал показ мод. Для провинциального Липецка дефилирование манекенщиц по подиуму перед зрителями было очень смелым решением для тех лет. Даже в кризисные 90-е поглазеть на длинноногих девиц в купальниках и мини-юбках каждый раз собирались сотни липчан.

-10

Самые красивые продавщицы Липецка

Иногда роль моделей на подиуме выполняли продавщицы. За три месяца до открытия ЦУМа провели кастинг. Из нескольких тысяч девушек выбрали 300 самых обаятельных, привлекательных и сексапильных. Все продавщицы были высокими, стройными и улыбчивыми с тонким вкусом в одежде и макияже. Чем не манекенщицы?

-11

Оказавшись на публике, красотки очень быстро повыскакивали замуж и ушли в декретные отпуска. Руководство столкнулось с текучкой кадров, но своему принципу брать на работу лучших из лучших не изменяло до 90-х годов.

Креативные руководители ЦУМа постоянно экспериментировали. Именно универмаг стал первым в Липецке зданием с наружной рекламой и
ночной подсветкой.

-12

Не выдержал рыночных реформ

Почти 40 лет получая переходящие Красные знамёна победителей социалистического соревнования, коллектив ЦУМа остался у разбитого корыта с кончиной этого самого социализма. Указом Ельцина со 2 января 1992 года от госрегулирования освободили 90% розничных и 80% оптовых цен. В среднем
цены в Липецке взлетели в 26 раз, а зарплата, пенсии, стипендии остались прежними, обесценились и все сбережения в банках. Народ в одночасье стал нищим. Магазинную торговлю вытеснила более дешёвая уличная, а также открывшийся в 1992-м Петровский рынок с польским, турецким, вьетнамским и китайским барахлом.

-13

ЦУМ стал акционерным обществом, но вписаться в рыночную экономику не смог. Росли долги перед поставщиками и за коммуналку. В коллективе пошёл раздрай, профсоюзы судились с дирекцией, и к концу 90-х универмаг оказался на грани банкротства.

Акции ЦУМа выкупил местный бизнесмен Николай Бирюков, но реанимировать его не смог и продал. Здание переходило из рук в руки, новые хозяева пытались сдавать в аренду торговые площади. Но в центре города они были никому не нужны. В спальных районах уже появились ТРЦ, куда и хлынули покупатели.

-14

Небоскрёбы вместо универмага

В 2013-м универмаг хотели снести. Тогдашний губернатор Олег Королёв презентовал
проект «Город будущего», где на месте ЦУМа должны были взметнуться ввысь два небоскрёба торгового и культурно-развлекательного центров.

-15

Но небоскрёбы остались только на бумаге. Универмаг выкупил тогда ещё не находившийся в международном розыске владелец «СУ-5 трест «Липецкстрой-М» Михаил Захаров. И 1 ноября 2016 года на ЦУМ повесили замок. Но на его торце ещё долго красовалась реклама фирмы Захарова, зазывавшая липчан стать обманутыми дольщиками.

-16

Симбиоз торговли, общепита и развлечений

ЦУМ начали банкротить, но осенью 2018 года его долги оплатил Никита Бадиков, сын владельца липецкой торговой сети «Пролетарский» Константина Бадикова. Началась реконструкция. Первоначально планировали открыть спортивно-развлекательный центр. Но от этой идеи отказались так же, как и от задумки возродить ЦУМ.

-17

Новые владельцы объявили, что это будет уже не универмаг, а трёхэтажный деловой центр с подземной парковкой.

-18

На 10 тыс. кв. м площадей, легко трансформирующихся под любые помещения, должен появиться симбиоз разнообразных торговых точек и общепита, офисных кабинетов, залов для спорта и развлечений, а также для всего прочего, на что хватит предпринимательской фантазии и инициативы. Другими словами, кто арендует помещения со свободной планировкой, тот и станет вести здесь бизнес по своему усмотрению.

-19

Деловой торгово-спортивно-развлекательный центр, по старинке именуемый ЦУМом, должен был открыться летом 2023 года, но этого не случилось. Когда он распахнёт двери, пока не ясно. Всё зависит от активности арендаторов помещений и их деловых предложений.

Виктор Камский

-20

Фото из архива «Липецкмедиа», ГТРК «Липецк», телекомпании ТВК, госархива и соцсетей