Системное развитие компании как античная трагедия

Мы в последнее время все чаще сталкиваемся с запросами крупных компаний по пересмотру текущих моделей стратегического развития персонала компании в целом. Время сейчас такое - смена стратегических парадигм. Хотя, когда оно другое было? Естественно, что мы на это смотрим через призму нашего профиля и по тематике аналитических компетенций, то есть через работу с промышленной и коммерческой информацией.


Все кейсы мы уже давно делим на два вида: в компании принят либо системный, либо несистемный подход к развитию. Мы оценок стараемся на входе не давать, но описать чем отличается один от другого, на наш взгляд стоит. Тут прекрасно подойдут историческо-культурные аналогии.

Мы в последнее время все чаще сталкиваемся с запросами крупных компаний по пересмотру текущих моделей стратегического развития персонала компании в целом.


В античной трагедии, к примеру, были определенные правила, перешедшие потом в средневековые пьесы и уже оттуда более знакомые нам в текущем времени. В действе всегда есть три амплуа: Герой, Мудрец\Король и Плут\Купец\Слуга\Шут. И их амплуа не меняется. Герой всегда привлекателен силен и брутален, Мудрец\Король, как ему и полагается, - мудр и значим, Плут..., ну он и в Африке плут, и, как правило, деньги всегда у него. От таланта актера зависит привлекательность всей пьесы. А уже если все сильны - то вообще прекрасное представление получается. Вот и стараются режиссеры и сценаристы как можно более сильнее и ярче представить зрителю эти амплуа. Подбирают лучших актеров, прокачивают их образы, до совершенства доводят каждое их движение на сцене. И это работает. У лучших творцов. Но не у всех. А если задуматься о том, что надо сделать, чтобы было у всех? Ну, попробовать алгоритмизировать эту сущность. Не, театральную деятельность мы алгоритмизировать не будем (ну, во всяком случае, не сейчас), у нас бизнес не про это. Но что, если перенести этот подход на корпорацию? Огромную. И вполне себе конкретную со всеми ее особенностями и сложностями. Напомню, именно эту задачу-то мы и решаем.


И вот тут-то придется вспомнить еще одного персонажа той самой античной трагедии. Хор! Изначально именно Хор было основой всего действа. Именно он определял все представление. В самом начале персонаж в действе был один, за всех. Это Эсхил уже потом революционно для своего времени ввел второго, а потом уже и третьего. А первые трагедии - это Хор с персонажем. Хор создавал атмосферу, Хор рассказывал что именно происходит. Если по какой-то причине одного из персонажей не было, именно Хор брал на себя его функции. Из Хора впоследствии выбирались и выходили актеры для персонажей.


Кстати, если кто предпочитает что-то повосточнее - то, пожалуйста. Тот же подход на другой стороне земного шара. Правила японской икебаны. Три линии: самая большая - Небо (Мудрец\Правитель), средняя - Человек (Герой), и самая короткая - Земля (понятно, тут все простенько: деньги, пища, бытовуха - то есть тот же самый Купец\Плут\Слуга). И опять Хор! Ну, то есть Горшок, про который как бы и не говорят с придыханием, как о виде искусства. Но без которого никакой икебаны просто не будет. И, кстати, еще однотонная стена на фоне обязательно. Икебану по канонам нельзя ставить куда попало на обзоре в 360 градусов - только в определенном Хоре. То есть ракурсе.


Так вот..... Применительно к компаниям и корпорациям (мы же о них говорим, да?). С тех античных пор вообще ничего не поменялось. Вообще. Именно Хор\Горшок и определяет развитие компании. Стратегическое и системное, понятно. Любые блестящие специалисты, хоть Мудрецы, хоть Герои на горизонте нескольких лет не смогут ничего создать и показать, если Хор поет другую мелодию на другом языке, или стоит Горшком на фоне пестрой стены. И, соответственно, наоборот. Если мощный Хор\Горшок стоит там где надо, выглядит так, как надо и обладает возможностями заменить любое выпавшее звено, то все поет и растет просто прекрасно. А уже от Мудрецов\Правителей зависит, какими песнями или удобрениями наполнять эту базу, чтобы она росла и двигалась в нужном компании направлении.


И, чтобы этот опус не выглядел просто “мудрыми” мыслями без конкретики, надо сразу ставить вопрос - а чем и как наполнять, чтобы стало хорошо? Если вернуться к началу, там, где упоминалось, что мы работаем через призму аналитических компетенций, то так или иначе мы всегда приходим к одному и тому же первому шагу: давайте, дамы и господа, развивать ваш Хор (ну, или Горшок наполнять и стену красить - это кому что ближе). Всегда. Всегда! В ста случаях из ста мы начинаем с разработки базового курса по аналитическим компетенциям. У нас за двадцать пять с лишним лет шаблонизированный вариант, естественно, выработан.
Для инженеров он один, для коммерческих служб другой, для руководителей третий, но суть не меняется. Начало - всегда одно. Берем базовый набор знаний, предназначенный для массового внедрения, и начинаем его надфилем править.


Вот это, кстати, самое сложное дело-то и есть. Убедить и убедиться в том, что Хор с Горшком важны - это запросто - что тут такого революционного-то? Тоже мне, синайские откровения. А вот наполнить это решение конкретикой, которая уже на этапе обсуждения и окончательного формирования не вызовет отторжения у всех участников - вот это задача (да-да, те самые целеполагания и целеуказания). С чего бы начать-то? Ну, просто навскидку четыре “судьбоносных” пункта. Их, понятно, гораздо больше, но описывать все никаких интернет страниц не хватит. Хотя бы эти четыре обозначим. Пунктиром...


1. “Камо грядеши?” Куда движемся, в смысле. Тут имеется в виду не общая стратегия компании которая а) не факт что имеется в виде, к которому можно конкретные цифры привязать, и б) которая каждый год корректируется при изменении обстоятельств (об этом потом еще поговорим, как об отдельном виде искусства, в другом посте). Благие пожелания и вектора развития не годятся. Тут надо четко понимать что и сколько хотим получить хотя бы через 5 лет. А то такого можно в Горшок насыпать...
2. Если первый пункт в цифрах и конкретных терминах определён, то... В цифрах и конкретных терминах, не забывать! А, да, мы уже упоминали. Ну да ладно, такое не грех и повторить, а то, знаете ли, всякое бывает. Так вот, если п.1 определён, то начинается сложнейший ключевой момент. Вот тут у нас список аналитических инструментов и методов, а вот тут задачи, которые с их помощью решаются (да-да - все четыре вида анализа: статистический, экономический, логический, системный) - а теперь наложим это все на пункт 1 и на функционал вашего Хора. “Это надо, а вот это? А вот это точно нужно на базовом уровне? Эх, нужно же, берем”. И сделать это надо так, чтобы пять-десять лет подряд это все автономно работало и привело вас в цель п.1. И чтобы созданный список знаний и навыков не был размером с университетский курс. Поехали...
3. Ура. Параметры развития Хора (или размеры и конфигурация Горшка и стены за ней) определены, и теперь надо как-то ... относительно быстро, а желательно почти одновременно .... внедрить это все в головы нескольких тысяч человек. Мы же по-прежнему про корпорации сейчас говорим. Тут тоже тема отдельного исследования. Тоже не в этот раз, но обязательно расскажем.
4. Ну и, мотивация. Как сделать так, чтобы а) Хор захотел этому научится, а потом применять, и б) руководство не перегорело и не остановилось.


Там еще пунктов может быть с десяток, но общее представление, мы полагаем, вы получили. И, возвращаясь к самому первому тезису, ради которого это все и описывалось - мы постулируем: различия между системным и несистемным подходами развития бизнеса только одно. Системный подход подразумевает наличие четкого, измеримого, наполненного инструментарием и конкретными навыками плана развития Хора. Талантливые Мудрецы, Герои и Плуты могут многое, но они имеют тенденцию уставать, меняться, развивать свои амбиции, а не компанию.


А если мы говорим о реальной стратегии и системности (это про горизонт планирования на годы вперед), то измеримый план развития для Хора с Горшком должен быть по определению. Потому что они как вселенная - вечны и бесконечны. Ведь для стратегии зачем замахиваться на меньшее то?
А вы, кстати сами, как развиваетесь? Героев с Плутами прокачиваете по запросам, или Хор с Горшком наполняете? А как? И чем? Поделитесь.


P.S. Где и как системно и постоянно делиться такой информацией тоже, кстати, мысли есть. Но мы с удовольствием послушаем и еще мнения. И будем благодарны.