Трагифарс «Треугольник печали»/Triangle of Sadness 2022 года шведского режиссера Рубена Эстлунда получил в свое время Золотую пальмовую ветвь. Кстати, эта награда у него уже вторая по счету, первая была за «Квадрат». Как вам: за «Треугольник» - восемь минут оваций после показа в Каннах?..
На похожую тему меня когда-то поразили южнокорейские «Паразиты». И недавний «Солтберн» вызвал интерес. Также есть фильмы «Талантливый мистер Рипли», «Возвращение в Брайдсхед», затрагивающие нюансы взаимоотношений богатых и бедных, аристократии и буржуа.
Каждый в этой кинокартине увидит что-то свое: кто-то тему социального неравенства, кто-то – предательство своих принципов и идеалов в угоду его величеству желудку. Потому что одними принципами и идеями сыт не будешь.
Особенно понравилась игра Харриса Дикинсона (начинающая модель Карл) и Златко Бурича (русский олигарх Дмитрий). У известного актера Вуди Харрельсона очень маленькая, практически проходная роль капитана яхты, не просыхавшего от попоек. Отличился он только диалогами с Дмитрием, цитируя афоризмы Карла Маркса и прочие на тему капитализма-социализма.
Актриса южноафриканского происхождения Дин Шарлби (Яя) умерла в возрасте 32 лет в 2022 году, у нее обнаружили бактериальный сепсис (а причиной стало то, что в 2008 году она попала в автокатастрофу и ей удалили селезенку).
Кадры на яхте самые фарсовые, самые «остро социальные», когда показывают зажравшихся буржуинов во всей красе. Особенно досталось парочке россиян – Дмитрию (прототип олигарха Рыболовлева) и его супруге. Возможно, кто-то смеялся над сценами на яхте (тошнота пассажиров, переполненные унитазы, из которых вытекает коричневое месиво и т.д.), но лично меня этим не рассмешить. Вот честно.
Интересно было наблюдать за метаморфозами Карла: то он за гендерное равенство (сцена в ресторане, когда он с девушкой Яей спорит о том, кому платить в этот раз), то он стукачок на яхте, то покорный раб «менеджера по туалетам» Эбигейл, вынужденный за еду исполнять прихоти последней, вплоть до сексуальных.
Понятно, что фильм есть фильм, но слишком уж утрированной идеей показалось то, что только филиппинка, по всей видимости, Эбигейл (ее играет актриса филиппинского происхождения) умела разжечь костер и ловить рыбу, когда яхта потерпела крушение и кучка людей оказалась на острове. Уж наш Дмитрий, бизнесмен из 90-х, точно умел бы.
Сцена, где Эбигейл не хочет делиться с остальными пойманным ею осьминогом, напомнила мне некогда популярную передачу «Последний герой», первые выпуски которых я еще смотрела, потому что это было в новинку. На острове среди наших людей такое не прошло бы, менталитет другой. Правда, в наше время уже не знаю, когда индивидуализм, «здоровый эгоизм» и прочие западные ценности стали потихоньку побеждать.
Финал «Треугольника» режиссер сделал открытым. Тут каждый пусть додумывает сам, хотя и есть спойлеры в интернете. А вы их не читайте и поразмышляйте сами.
И можете набрать в поиске «цитаты о капитализме и социализме», много интересного найдете.