Найти тему

Дополнение к статье про то, насколько остановки влияют на скорость движения поездов (на примере поездов 002 и 010)

Статья про влияние остановок на скорость движения поездов вызвала в очередной раз достаточно большой отклик. Прочитать ее можно по ссылке ниже:

И один из постоянных читателей (с ником Михаил 1979) высказал предположение, что, возможно, влияют не только и не столько остановки, сколько просто путевая скорость, которая может быть различна на различных участках. И я обещал проверить эту гипотезу.

Итак, берем всё те же два поезда № 002 и 010 и смотрим, что мы имеем без учета остановок на одном и том же перегоне Киров-Владивосток.

1. Первый участок - Киров- Пермь-II.

  • поезд 002 время в пути без учета остановок 8 час 09 минут (при этом состав делает 4 остановки, не считая конечных пунктов);
  • поезд 010 время в пути без учета остановок 7 час 02 минуты (при этом состав делает те же 4 остановки, не считая конечных пунктов; суммарная продолжительность остановок также одинакова 34 минуты).

Мне вот стало даже интересно, а где "двойка" теряет целый 1 час 07 минут в общем-то на не самом длинном перегоне. Только на первом участке пути от Кирова до Зуевки (там около 100 км) разница составляет + 34 минуты. Без остановок. То есть "двойка просто медленнее.

Глазов. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Глазов. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Интересно, что следующий участок до Глазова "двойка" преодолевает быстрее -
1 час 27 минут против 1 час 34 минуты у "десятки". Итого (
-7) минут. Итого +27 минут на двух перегонах.

От Глазова до Балезино "двойка" отыгрывает у "десятки" еще 4 минуты (35 минут в пути против 39. Итого разница сокращается до +23 минуты.

Балезино. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Балезино. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот затем "двойка" снова "встает". Участок от Балезино до Верещагино состав преодолевает за 2 часа 2 минуты, в то время как у "десятки" на то же расстояние уходит 1 час 46 минут. Итого еще +16 минут, а общее отставание составляет уже +39 минут.

Верещагино. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Верещагино. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и, наконец, на перегоне Верещагино - Пермь-II "двойка" окончательно отстает от "десятки", преодолевая это расстояние за 2 часа 09 минут против 1 часа 41 минуты. И это на участок протяженностью около 120 км. +28 минут, которые и выливаются в итоге в +67 минут. То есть, если рассматривать среднюю скорость, то у "двойки" она на этом участке 55,8 км/ч, а у "десятки" аж 71,3 км/ч. И это на участке протяженностью около 480 км.

Пермь-II. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пермь-II. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А помните общую разницу? 2 часа 25 минут! То есть на участке от Кирова до Перми-II "двойка" теряет почти половину из общей потери времени. А ведь впереди еще около 7800 км! И там на всем перегоне потери составят лишь 78 минут!

Например, за весь следующий участок до Екатеринбурга "двойка" потеряет лишь 2 минуты. При той же одной промежуточной остановке в Кунгуре, что и у "десятки".

Кунгур. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кунгур. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На участке от Екатеринбурга до Тюмени "двойка" снова тормозит: +48 минут от графика "десятки". Самое интересное, что ни у того, ни у другого состава на этом перегоне вообще нет остановок. Здесь, видимо, свою роль играет то, что "десятка" преодолевает этот участок ночью, а "двойка" днем. Но это шутка, конечно. Итого разница уже +117 минут из общих +145 минут.

Ишим. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ишим. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Следующий участок: Тюмень - Омск. Здесь у "двойки" появляются лишние остановки и она теряет (без учета остановок) еще +29 минут. То есть вот как бы уже и всё. Общее отставание уже +146 минут, то есть дальше поезда должны следовать "в одни ноги", как говорится. Еще раз подчеркну, что мы считаем без учета потери времени на станциях.

А оказывается, что нужно посчитать дальше. Там самое интересное и начинается. От Омска до Новосибирска "десятка" отрывается у "двойки" еще +47 минут (без учета остановок), то есть разница вырастает до +193 минут. Делаем вывод, что где-то "двойка" разгонится до тех скоростей, которые она демонстрировала во времена СССР. Применим ту математику, которую мы получили в предыдущей статье. И получаем, что если каждая лишняя остановка с учетом разгона и торможения "стоит" 8 минут 3 секунды, то на 4-х лишних остановках "двойка" потеряет около 32 минут. Ну и еще 15 где-то.

Юрга. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Юрга. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Следующий участок: Новосибирск - Красноярск. Без учета времени на 10 остановок "двойка" будет в пути 11 час. 20 минут. А "десятка" без учета ее 9 остановок 10 час. 48 минут. Еще +32 минуты, а общая разница достигает +225 минут.

От Красноярска до Иркутска у "двойки" на одну остановку больше, чем у "десятки", а потеря в чистом времени движения +6 минут (16 часов 34 минут против 16 часов 28 минут). Общее отставание уже +231 минута. Эта одна лишняя остановка и дает, видимо, те самые +6 минут с учетом торможения-разгона, то есть в целом все вписывается в ту мою теорию. Я всегда говорил, что Иркутск - один из самых среднестатистических российских городов )

Ангарск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ангарск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Дальше больше! На участке от Иркутска до Читы "десятка" наращивает свое преимущество еще на +32 минуты, и в итоге оно достигает уже +263 минуты. Когда же начнется обратная тенденция?! Причем у "десятки" здесь 12 остановок, а у "двойки" - 14. То есть потери на разгон - торможение можно было бы в среднем приравнивать к 16 минутам 6 секундам, но здесь потери времени в 2 раза больше!

Петровский завод. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Петровский завод. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Следующий участок - Чита-Хабаровск. И вот здесь происходит чудо-чудесное. "Двойка" имеет 35 остановок, но по чистому времени в пути 39 час. 18 минут отыгрывает у "десятки" 83 минуты (40 час. 41 минута). И это при том, что у "десятки" здесь только 30 остановок, и по моей логике, изложенной в предыдущей статье, она должна была бы выиграть около 40 минут. Но нет такого даже близко. Суммарно разница становится ровно 3 часа (+180 минут).

Карымская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Карымская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот последний участок Хабаровск - Владивосток. На нем у "двойки" 15 остановок против 12 у "десятки", но вместо того, чтобы потерять по моим усредненным расчетам 24 минуты на трех лишних циклах торможение - разгон, "двойка" отыгрывает 35 минут, превращая в итоге ту самую разницу в +145 минут, что я и получил в предыдущей статье.

Уссурийск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Уссурийск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Михаил 1979, Вы были правы! Остановки не играют определяющей роли при подсчете "чистого" времени в пути. Просто нужно ехать быстрее на самом участке, что "десятка" демонстрировала до Читы, а "двойка" после Читы. То есть даже лишние циклы торможение разгон совсем не мешают показать лучший результат.

Спасибо, что читаете мои публикации! Мне просто с детства интересна вся эта возня с числами, хотя сам я к железной дороге не имею ни малейшего отношения. До встречи!