42,2K подписчиков

Я застрял в снегу - как правильно откопаться и выехать

249 прочитали


Тема, к удивлению многих читателей, вовсе не такая банальная как кажется. Да, все мы приучены, что если застрял - то надо попробовать враскачку, а не получилось - копать. Но на практике всё, как обычно, сложнее. О практике и поговорим.

Всё сказанное далее не переписано из интернета, а как и практически любая моя заметка, выведено из личной практики. Не сказать, что я прям великий путешественник и джипер мирового уровня, но таки да, кое-где ездил, кое в какие ситуации попадал. Да и живу в деревне, отрезанной от асфальта несколькими километрами полевой дороги. И дороги такой, что почти каждую весну на ней дежурят тракторы (а то и МЧС), а зимой дачники каждую пятницу выведывают у местных, стоит ли им соваться сюда на выходные. В общем, кое-каким практическим опытом готов поделиться. Разумеется, комментарии, где вы можете объяснить всем, какой автор дурак и "как на самом деле надо" - традиционно в вашем распоряжении.

Все фото в данной статье лично мои. Итак. Вы ехали по заметённой снежной колее и вдруг ехать перестали. Что надо делать.


Тема, к удивлению многих читателей, вовсе не такая банальная как кажется. Да, все мы приучены, что если застрял - то надо попробовать враскачку, а не получилось - копать.

1) Как только вы поняли, что колёса больше машину не тянут, а буксуют - не нужно продолжать давить газ. Ещё раз: ОТПУСТИТЕ ГАЗ. Это прям ну самое главное правило в сегодняшнем обсуждении. Всё, чего вы добьётесь, пытаясь сдвинуть автомобиль, одно или несколько колёс которого УЖЕ начали буксовать - только усугубите своё положение. Продолжая погружаться в снег ещё сильнее. Итак, при первых же признаках пробуксовки газ отпустили. Выдохнули. Отлично! Значит, можно действовать дальше.

2) Пробуем отойти задним ходом. Всё делаем максимально спойкойно и плавно. Не нужно, едва застряв, в панике тут же втыкать заднюю передачу, раскручивать мотор до отсечки и бросать сцепление (или давить газ до упора на АКПП) - поверьте, это ещё никому не помогало. Ваша задача - как можно плавнее, внатяг, максимально избегая пробуксовок, отойти назад по уже проложенной вами колее. Если ваши действия соответствовали пункту "1", и вы не успели вырыть себе яму ведущими колесами - в большинстве случаев назад вы откатитесь.

Да, газом можно играть, то придавливая, то приотпуская - в этом случае можно балансировать на грани сцепления колёс с поверхностью, при этом понемногу увеличивая скорость, стронувшись с мёртвой точки. Но такой приём требует определённого опыта и пресловутого "чувства автомобиля" - на этих тонкостях останавливаться не будем.


Тема, к удивлению многих читателей, вовсе не такая банальная как кажется. Да, все мы приучены, что если застрял - то надо попробовать враскачку, а не получилось - копать.-2

3) Если откатились назад - считай, это победа. Берём лопату и срываем впереди межколейку (вы ведь возите лопату, это же не будем обсуждать, правда?..), затем продолжаем попытки штурма колеи по пути следования. И снова работает главный постулат езды по бездорожью в принципе: действуем ПЛАВНО. Не нужно на радостях, едва выбравшись из плена, лупить газ в пол в надежде со второй попытки проскочить ходом. Да, если вам мешали полметра-метр снежного наноса на дороге - это сработает. Если же ехать в режиме бульдозера требуется долго, то заскочив с разгона на заметённую колею, назад вы уже своим ходом не выедете. Поэтому, продолжаем аккуратно "натаптывать" колею, понемногу пробираясь дальше. Немного разгона (немного!) - и едем вперёд на ровном газу. Как только почувствовали, что машина вязнет - тут же отпустили газ. Спокойно включили заднюю скорость и отъехали. Продолжать пока не надоест: с каждым наездом вы будете медленно, но верно пробиваться всё дальше.
4) Вариант второй: назад отойти не получилось. Да, такое бывает (особенно на моноприводе), даже если вы опытный и всё делали правильно. Тогда достаём лопату и начинаем копать. Только вот копают многие неправильно, тратя кучу сил и времени на бесполезную работу.

Ошибка новичков в том, что делать идеальный автобан между колёсами, а также расчищать две "лыжни" на километр вперёд не имеет никакого смысла. Почему? Потому что в 9 случаях из 10 автомобиль встаёт в снегу не из-за того, что не может переехать снежное препятствие колёсами. А потому что садится на пузо. Следовательно, чуток расчистив снег перед передними и задними колёсами (чтобы машина трогалась не в сугробики, которые сама себе нагребла), основную часть работ посвящаем удалению снега из-под днища. Именно поэтому лопата для путешествий (в любое время года) ОБЯЗАНА быть с длинной ручкой. Даже если у вас крутой брендовый инструмент, но вы решили взять "что-то покомпактнее, не в джунгли же еду!" - при первой же работе вокруг застрявшего авто вы об этом очень быстро пожалеете. Выковыривать коротенькой лопаткой спрессованный снег из-под автомобиля - очень такое себе удовольствие. И это тоже личный опыт, сын ошибок трудных.


Тема, к удивлению многих читателей, вовсе не такая банальная как кажется. Да, все мы приучены, что если застрял - то надо попробовать враскачку, а не получилось - копать.-3

По максимуму удалили снег из-под автомобиля, чуть расчистили колею перед колёсами и за ними - и пробуем выехать, следуя алгоритму пунктов "1" и "2". Как показывает практика, если вы застряли в снегу именно на дороге (а не свалились, скажем, одной стороной в кювет или водоотводящую канаву) - всегда можно выехать без трактора или лебёдки. Просто не поленившись максимально убрать снег из-под днища, слегка расчистив колею и далее совершая правильные управляющие действия.

5) Раскачка. Опыт поколений, передаваемый из уст в уста десятилетиями. И ведь действительно работает! Но только в одном случае. Догадались в каком?.. Правильно! Если не лупить до одури акселератор в коврик, а действовать осознанно и спокойно. Кстати, как только машина откопана (пункт "4"), имеет смысл не сразу пытаться выезжать вперёд, а СЛЕГКА качнуться назад - для того, чтобы колёса как бы заехали в небольшую горочку. И уже остановившись там, включать первую (или вторую, если достаточно тяги двигателя) передачу и пробовать выезжать вперёд. В этом случае к тяге двигателя добавится небольшая инерция съезда машины с той самой условной горочки, на которую вы её загнали, сдвинувшись назад.


Тема, к удивлению многих читателей, вовсе не такая банальная как кажется. Да, все мы приучены, что если застрял - то надо попробовать враскачку, а не получилось - копать.-4

Собственно, в этом и есть смысл всем известной раскачки. Условно говоря, застряв, вы оказались в нижней точке ямы. И чтобы из этой ямы выпрыгнуть, необходимо, как на качелях, раскачаться по её стенкам взад-вперёд, с каждой итерацией немного увеличивая амплитуду движения.

О вечном

Наконец, что касается раскачки на АКПП, которая "невозможна". Возможна. И не хуже, чем на МКПП. Это я ответственно заявляю как человек, одним днём пересевший с "Патриота" на механике на "Патриот" с АКПП. На втором, несмотря на то, что качаться приходится через тормоз, выезжать получается едва ли не легче. Гидротрансформатор значительно сглаживает момент начала передачи крутящего момента на колёса, что минимизирует риск пробуксовки и закапывания в момент старта. Вообще, вдоволь покатавшись на обоих своих "Патриотах" вне дорог (и зимой и летом), возвращаться на механику у меня нет ни малейшего желания. Но обсуждать это я готов исключительно с теми, кто хотя бы пару раз
ЛИЧНО был сильно вне асфальта на внедорожнике с АКПП. Впрочем, у тех классических истерик "да зачем мне на внедорожнике автомат, это ересь и баловство!11" обычно и не возникает.


Тема, к удивлению многих читателей, вовсе не такая банальная как кажется. Да, все мы приучены, что если застрял - то надо попробовать враскачку, а не получилось - копать.-5

На этом, пожалуй, всё! И если хотя бы один человек, прочитав сию заметку, вынес хотя бы каплю полезного - значит, всё было написано не зря. Всем спасибо за внимание и ровных дорог!