Найти тему

СЕРГЕЙ МАЗАЕВ: джентльмен с моральным кодексом

Андрей МУСАЛОВ

Опубликовано в журнале «Лица». Октябрь 1999 года.

Из всего многообразия российского музыкального мира трудно выделить более непонятное явление, нежели группа «Моральный кодекс». С одной стороны, модная, необычная музыка, которую крутит любая уважающая себя радиостанция, стильные, несомненно дорогие клипы — три полновесных альбома. С другой стороны, полное отсутствие гастролей, лишь редкие выступления в ночных клубах. Не рок, не поп, не джаз — музыка, не имеющая конкретного слушателя, но в то же время ее слышали все. Отстраненные, несколько эстетские тексты, в равной степени глубокомысленные и запоминающиеся. Словом, ни в какие рамки не укладывающееся явление.

Не менее любопытна фигура лидера группы — Сергея Мазаева. Он не герой светских хроник, сплетен и скандалов. Сергей попросту не дает повода. Ни в одной публикации не говорится о его личной жизни, увлечениях. Известно только, что родился он 7 декабря 1959 года в Москве, окончил музыкальное училище. Играл в группах «Автограф» и «Здравствуй, песня!». И все! Словом, человек-загадка.

Встретиться с ним удалось очень просто, без обычных в таких случаях многомесячной «репортерской охоты» и бесконечных телефонных переговоров. Голос на том конце провода прозвучал по-деловому» Подходите завтра к памятнику Тимирязеву, что у Никитских ворот».

В назначенное время Мазаев находился в условленном месте. Он был, как всегда, элегантный, немногословный, точный в высказываниях, с роскошной дымящейся трубкой в руках. Одним словом, джентльмен.

— Трубка — это Ваше хобби?

— Нет, скорее, вредная привычка. Я всегда курил трубку. Правда, моя любимая трубка недавно сломалась. И Иван Дыховичный, узнав о случившемся, подарил мне вот эту трубку, за что я ему очень благодарен. Хорошая вещь. Что до хобби, то я люблю спорт. Стараюсь не упустить возможности поплавать в бассейне, покататься на лыжах. Играю в футбол с товарищами по группе, друзьями.

— Перед интервью я посмотрел несколько публикаций о «Моральном кодексе» и пришел к выводу, что Вы довольно закрытый человек.

— Должно же что-то оставаться для себя. Не все же выносить на суд зрителей. Действительно, свою личную жизнь стараюсь не расписывать для посторонних людей. Я вправе хранить что-то для себя и другим, думаю, это неинтересно.

— Хорошо, давайте поговорим о творчестве. Как возник «Моральный кодекс»?

— В восемьдесят девятом году, в сентябре, два продюсера — Павел Жагун-Линньк и Сергей Желобецкий — замыслили создать советско-американский музыкальный проект. Тогда, если помните, в США была мода на все советское. Проект носил английское название, переводимое на русский язык как «Красные бароны и герои». Для него был собран замечательный состав — музыканты высшей пробы: Николай Девлет-Кильдеев, Александр Солич, Константин Смирнов, Дмитрий Сланский. Солировать изначально должен был Роман Ивасик, канадец украинского происхождения. Хороший певец, автор нескольких англоязычных текстов группы. Мною же в группе и не пахло. Попал в нее довольно случайно. После ухода из группы «Автограф» я искал чем заняться (по слухам, в тот период Мазаеву было предложено петь в группе… «Любэ». – Авт.) и познакомился с Павлом Жагун-Линником. Он пригласил меня в этот новый проект — поиграть на саксофоне.

Правда, с проектом вскоре возникли сложности. Роману приходилось то и дело летать из Америки в СССР — на репетиции. Группа между тем бездельничала. Тогда я предложил во время этих вынужденных простоев делать параллельную программу на русском языке. Ребята меня поддержали, так все и началось. Поначалу группа имела название «Бриллиантовая рука», а затем его сменило более звучное — «Моральный кодекс».

— Каков нынешний состав группы?

— Состав остается неизменным на протяжении всего существования коллектива. Неизменным остается и принцип: каждый участник может быть лицом группы. У нас совершенно равноправные отношения. Музыкальный руководитель, композитор и гитарист – Николай Девлет-Кильдеев, на бас-гитаре играет Александр Солич, на клавишах — Константин Смирнов, на ударных — Дмитрий Сланский. Я, Сергей Мазаев, играю на саксофоне, кларнете, а также пою.

— Впервые слышу, что Вы играете на саксофоне.

— Я с детства занимался музыкой — играл в детском духовом оркестре. Учился в нескольких музыкальных заведениях.

— Как Вы определите стиль вашей музыки?

— Это такой – широкого спектра рок-н-ролл, с некоторыми популярными элементами, под которые можно танцевать.

— Но многие не считают вас поп-группой и даже «обвиняют» в некоей элитарности.

— Не могу понять, что значит элитарная музыка. Вся наша элитарность заключается в том, что мы никогда не поем под фонограмму. Еще одна особенность: нам нужна только высококлассная аппаратура. Этому есть объяснение: музыканты группы имеют высокий музыкальный уровень и исполнять абы как просто не могут себе позволить. Что касается публики, то мы не работаем для каких-то особых людей. Выступаем и для тинейджеров, и в тех клубах, где собираются солидные дядьки с тетками.

-2

— И все же, согласитесь, Ваше творчество не вписывается в привычный круг российской эстрады.

— В каком-то смысле. Оно не вписывается в жанр вокально-танцевальной музыки, перенятой с западных образцов, вроде East-17. На западе другие методы работы, там утрачены основы музицирования. Все основано на идолопоклонничестве. Публика слушает фонограмму, смотрит на красиво разодетого идола, а тот ей улыбается со сцены. Вот, собственно, и все. Какими-то музыкальными особенностями такие исполнители не отличаются. Мы же основное внимание обращаем именно на само музицирование. Быть может, поэтому мы и кажемся элитарными.

— Насколько я знаю, у записи альбомов Вы подходите очень основательно. Подолгу работаете — три альбома за девять лет. Приглашаете знаменитых музыкантов. Например, к записи последнего альбома, «Я выбираю тебя», привлекли известного саксофониста Игоря Бутмана. А в результате получается музыка, несомненно качественная, но с трудом продаваемая. Окупаются ли все эти моральные и физические затраты?

— Физические затраты не окупаются. Потому что выступаем мы достаточно редко. Большие сложности с гастролями. Занимающиеся ими «прокатные» фирмы обычно имеют несколько своих «придворных» артистов, с которыми постоянно и работают. Мы им не нужны, а самим организовать гастроли сложно именно потому, что мы стараемся делать качественную музыку. Слишком много денег уходит на видеоклипы, покупку хороших инструментов, выпуск пластинок. Последнее время особенного дорого. Почему? Да потому, что ныне звукозаписывающий бизнес сплошь коррумпирован и криминализован. Он практически не приносит дохода самим музыкантам.

— Как же вы выживаете?

— А мы – госслужащие.

— ?

— Дело в том, что мы работаем в концертном объединении «Садко», при правительстве Москвы. Живем на зарплату, как все нормальные люди. На хлеб хватает, жаловаться грех. Вдобавок все участники группы работают параллельно над самыми разными проектами. Например, гитарист Николай Девлет-Кильдеев записал два сольных альбома. Вдобавок записал множество гитарных партий для самых разных исполнителей: «Любэ», Валерии, «Иванушек-International»… Плюс он вместе с Константином Симоновым создает новый проект. Такая современная электронная музыка. Выступают в модных ночных клубах.

— Тем не менее «Моральный кодекс» снимает очень стильные и, думаю, недешевые видео…

— Это все благодаря личным контактам, друзьям. Несколько лет назад, когда для бизнесменов деньги словно росли на деревьях, многие занимались меценатством. Это-то нас и выручало. Кроме того, у нас много друзей в мире кино: Федор Бондарчук, Женя Митрофанов, Степан Михайлов. Они великолепные мастера в области клипмейкерства, у них хорошо получается. Мне нравятся их работы. В этом году мы планируем выпустить два видеоролика на песни, записанные еще два года назад.

— Какие еще планы? Ведь в этом году десятилетие коллектива.

— Во-первых, хотим закончить наш четвертый альбом. Во-вторых, планируем юбилейный концерт. Не будет никакого идолопоклонничества, главное – музицирование. На концерт мы пригласили много хороших музыкантов. Например, будет Еврейский хор Михаила Турецкого, а также биг-бэнд Игоря Бутмана. Последний коллектив, на мой взгляд, может стать событием в музыкальном мире.

-3

— А не планируете ли Вы продолжить сотрудничество с Натальей Ветлицкой?

— Все зависит от песен. Хотя, конечно, подобное совместное творчество хотелось бы продлить. У нас с Наташей хорошо сочетаются голоса. Да и весь ее образ мне очень нравится. Мы знакомы на протяжении уже многих лет. Но повода к совместному исполнению не было. Не выходить же на сцену только ради того, чтобы просто выйти. Нет смысла. Как-то Наташа нашла подходящую песню, которую написал ее знакомый — художник. Отличный текст! Константин Смирнов сделал аранжировку, Игорь Бутман сыграл на саксофоне, мы спели. И получилось красивое произведение, которое люди с удовольствием слушают вот уже три года.

— И все же, Ваша лирика адресна? Она кому-то посвящена?

— Разумеется! Когда я пою, то всегда мысленно обращаюсь к каким-то конкретным личностям. Поэтому и получается с любовью. Но лучше не говорить — с любовью к кому. Они знают и этого мне достаточно.

Фото Вячеслава ПОМИГАЛОВА

И из архива Сергея Мазаева