Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Она была возведена в 1693-1699 годы из кирпича на месте разобранной надвратной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в только что отстроенную тогда церковь с Трапезной палатой. Прежняя каменная Сергиевская церковь была сооружена в 1513 году, в тот период, когда крепостная стена была еще деревянной. После того как ограда была отстроена в камне, церковь преподобного Сергия, а вслед за ней и построенная на ее месте Предтеченская, оказалась внутри монастыря - потому как линия каменной стены была отнесена на восток от линии прежней деревянной на несколько метров. Над новым входом в обитель построили Красную башню.
Строилась церковь на деньги купца и мецената Г.Д. Строганова. Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные - в стенах храма и горизонтальные - в крытой галерее, его окружающей. Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм сильно вытянут по вертикали, но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям.
"Четверик" храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 году. В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней.
Пятиглавие было восстановлено в 1974 году во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора. Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями.
Стены, как и в Трапезном храме, покрывала ярко раскрашенная лепнина, которая не сохранилась. Живопись поновлялась несколько раз, а в 1872 году весь храм был отделан заново. После открытия монастыря в 1946 году в церкви на месте уничтоженного иконостаса XVIII века в 1948 году установлен золоченый резной иконостас первой трети XIX века в стиле ампир. Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 году и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 года. В росписях стен преобладают сюжеты из жития святого Иоанна Предтечи и многочисленные изображения библейских пророков. В арке под церковью, которая является частью Святых врат, также можно увидеть росписи, которые являются продолжением тех. что имеются в арке под Красной башней.
Слева от церкви располагается двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (1640 год). За корпусом расположена угловая Пятницкая юго-восточная башня монастырской стены. На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. 9 ноября 1608 года во время осады лавры польско-литовскими войсками, под ней был сделан вражеский подкоп, но был уничтожен Клементьевским крестьянами Никоном Шиловым и Слотою, которые погибли, сгорев в нём. Во время этого акта башня была разрушена и заново построена в 1640 году.
С противоположной стороны от Святых врат расположена Угловая Уточья башня, названная так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной. Башня появилась при строительстве каменных укреплений Троице-Сергиевой лавры в XVII столетии, в конце столетия она была несколько перестроена.
Изначально построенная с бойницами, она очень быстро потеряла своё оборонное значение. В середине XVIII столетия её приспособили под водонапорную вышку, что не лучшим образом сказалось на её внешнем виде. Переливы воды в зимнюю пору способствовали образованию наледи на стенах, что разрушало сооружение. Свой прежний вид башня обрела лишь после реставрации. Уточья башня имеет форму восьмигранника, а её соотношение пропорций между верхом и низом считается в архитектуре почти идеальным.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.