Что такое праксис?
Праксис- это способность выполнять координированные движения руками и пальцами для достижения определенных целей. Этот процесс включает в себя умение сжимать, удерживать и манипулировать объектами различной формы и размера. Этот навык формируется с момента рождения и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. В детском возрасте ручной праксис играет фундаментальную роль в развитии моторики, когнитивных способностей и эмоционального выражения.
Значение праксиса в развитии моторики рук у детей:
Развитие мелкой моторики: Праксис способствует развитию мелкой моторики, что позволяет детям контролировать движения руками и пальцами для выполнения различных задач, таких как письмо, рисование, сборка пазлов и манипулирование мелкими предметами.
Подготовка к школе: Навыки праксиса необходимы для успешного обучения в школе, поскольку они обеспечивают детей способностью писать, рисовать, вырезать и работать с учебными материалами.
Развитие когнитивных способностей: Праксис также способствует развитию когнитивных навыков, таких как внимание, концентрация, память, пространственное мышление и понимание причинно-следственных связей.
Самостоятельность и независимость: Развитие навыков праксиса помогает детям стать более самостоятельными и уверенными в себе, поскольку они приобретают способность выполнять различные задачи без посторонней помощи.
Способы стимулирования праксиса у детей:
Игры и активности: Предоставьте детям разнообразные игры и активности, которые требуют использования рук, такие как лепка, рисование, вырезание, сборка конструкторов, игра с песком и водой.
Участие в творческих проектах: Предложите детям участвовать в творческих проектах, таких как рисование, создание поделок, изготовление украшений и игрушек своими руками.
Поддержка со стороны взрослых: Взрослые могут играть важную роль в стимулировании праксиса у детей, предоставляя подходящие материалы, поддерживая интерес и оказывая помощь при необходимости.
Создание стимулирующей среды: Обеспечьте детям доступ к разнообразным материалам и игрушкам, которые способствуют развитию праксиса, создавая стимулирующую среду для их роста и развития.
Предлагаем вам карточки для развития моторики рук, которые вы сможете сделать самостоятельно. Для этого вам понадобится: шаблоны (https://drive.google.com/file/d/1Z9s_Dxt1bJJWt-XTNYK8wVMLnJ0gd58l/view?usp=sharing), ножницы, ламинатор/ утюг, пленка для ламинатора, бумага, принтер.
1) Распечатать готовый шаблон (на фотобумаге будет ярче, но можно использовать и обычную офисную бумагу).
2) Готовые шаблоны необходимо заламинировать для долговременного применения (с помощью ламинатора или же утюга).
3) Разрезаем наш лист с карточками и снова пускаем в ламинатор/утюг.
4) Все части игры готовы.
Примеры игр:
1. «Повтори»
На карточках изображены различные жесты руками. Дети рассматривают карточку и воссоздают жест.
2. «Последовательность»
Выкладываем из карточек последовательность жестов, а задача ребенка ее воспроизвести. Усложняя задание, мы переворачиваем одну (далее увеличиваем количество) карточку лицевой стороной вниз и просим повторить по памяти. Каждый раз меняйте жесты и их последовательность.
3. «Карточки памяти»
Раскладываем карточки лицевой стороной вниз, а затем просим ребенка переворачивать карточки по очереди, пытаясь найти парные жесты. Задание сопровождаем повторением жеста из карточки.
4. «Эстафета»
Разделите детей на команды. Используйте карточки с изображениями различных жестов. Каждый участник должен передать жест следующему в команде, а тот должен правильно повторить (усложнение - последовательность жестов).
5. «Мышечная память»
Ребенок закрывает глаза, Вы складываете пальцы его в определенную позу, опираясь на карточки. Затем рука ребенка «разглаживается» и его задача воспроизвести заданную ранее позу.
6. «Дорожки для ручек»
Вы выбираете несколько предметов: мячик, машинка, кубик и т.д. Каждому из предметов задаете движение руки, опираясь на карточки. Выкладываете из предметов дорожки и ребенок, усвоив соответствие предмета движению руки, проходит ее. Вначале с опорой на карточки-подсказки, а после уже по памяти. Подобных игр достаточно много. Каждый создает свой вариант, опираясь на фантазию. Но рассмотрим некоторые примеры.
1. По уровням https://drive.google.com/file/d/1mKqacrzJiPu3FBjfafpjQfxboZDwWXqB/view?usp=sharing
2. Дорожка https://drive.google.com/file/d/17GG4qDVl75a_Y1R5RNF5SOaoSBO8gg60/view?usp=sharing
В заключение, праксис играет важную роль в развитии моторики рук у детей, предоставляя основу для их физического, когнитивного и социального развития. Стимулирование праксиса в раннем возрасте способствует формированию навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации в будущем.