Найти тему
Педагог на фрилансе

Игры и игровые упражнения для развития праксиса+бонус: скачивайте готовые материалы!

Что такое праксис?

Праксис- это способность выполнять координированные движения руками и пальцами для достижения определенных целей. Этот процесс включает в себя умение сжимать, удерживать и манипулировать объектами различной формы и размера. Этот навык формируется с момента рождения и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. В детском возрасте ручной праксис играет фундаментальную роль в развитии моторики, когнитивных способностей и эмоционального выражения.

Значение праксиса в развитии моторики рук у детей:

Развитие мелкой моторики: Праксис способствует развитию мелкой моторики, что позволяет детям контролировать движения руками и пальцами для выполнения различных задач, таких как письмо, рисование, сборка пазлов и манипулирование мелкими предметами.

Подготовка к школе: Навыки праксиса необходимы для успешного обучения в школе, поскольку они обеспечивают детей способностью писать, рисовать, вырезать и работать с учебными материалами.

Развитие когнитивных способностей: Праксис также способствует развитию когнитивных навыков, таких как внимание, концентрация, память, пространственное мышление и понимание причинно-следственных связей.

Самостоятельность и независимость: Развитие навыков праксиса помогает детям стать более самостоятельными и уверенными в себе, поскольку они приобретают способность выполнять различные задачи без посторонней помощи.

Способы стимулирования праксиса у детей:

Игры и активности: Предоставьте детям разнообразные игры и активности, которые требуют использования рук, такие как лепка, рисование, вырезание, сборка конструкторов, игра с песком и водой.

Участие в творческих проектах: Предложите детям участвовать в творческих проектах, таких как рисование, создание поделок, изготовление украшений и игрушек своими руками.

Поддержка со стороны взрослых: Взрослые могут играть важную роль в стимулировании праксиса у детей, предоставляя подходящие материалы, поддерживая интерес и оказывая помощь при необходимости.

Создание стимулирующей среды: Обеспечьте детям доступ к разнообразным материалам и игрушкам, которые способствуют развитию праксиса, создавая стимулирующую среду для их роста и развития.

Предлагаем вам карточки для развития моторики рук, которые вы сможете сделать самостоятельно. Для этого вам понадобится: шаблоны (https://drive.google.com/file/d/1Z9s_Dxt1bJJWt-XTNYK8wVMLnJ0gd58l/view?usp=sharing), ножницы, ламинатор/ утюг, пленка для ламинатора, бумага, принтер.

1) Распечатать готовый шаблон (на фотобумаге будет ярче, но можно использовать и обычную офисную бумагу).

2) Готовые шаблоны необходимо заламинировать для долговременного применения (с помощью ламинатора или же утюга).

3) Разрезаем наш лист с карточками и снова пускаем в ламинатор/утюг.

4) Все части игры готовы.

Примеры игр:

1. «Повтори»

На карточках изображены различные жесты руками. Дети рассматривают карточку и воссоздают жест.

2. «Последовательность»

Выкладываем из карточек последовательность жестов, а задача ребенка ее воспроизвести. Усложняя задание, мы переворачиваем одну (далее увеличиваем количество) карточку лицевой стороной вниз и просим повторить по памяти. Каждый раз меняйте жесты и их последовательность.

3. «Карточки памяти»

Раскладываем карточки лицевой стороной вниз, а затем просим ребенка переворачивать карточки по очереди, пытаясь найти парные жесты. Задание сопровождаем повторением жеста из карточки.

4. «Эстафета»

Разделите детей на команды. Используйте карточки с изображениями различных жестов. Каждый участник должен передать жест следующему в команде, а тот должен правильно повторить (усложнение - последовательность жестов).

5. «Мышечная память»

Ребенок закрывает глаза, Вы складываете пальцы его в определенную позу, опираясь на карточки. Затем рука ребенка «разглаживается» и его задача воспроизвести заданную ранее позу.

6. «Дорожки для ручек»

Вы выбираете несколько предметов: мячик, машинка, кубик и т.д. Каждому из предметов задаете движение руки, опираясь на карточки. Выкладываете из предметов дорожки и ребенок, усвоив соответствие предмета движению руки, проходит ее. Вначале с опорой на карточки-подсказки, а после уже по памяти. Подобных игр достаточно много. Каждый создает свой вариант, опираясь на фантазию. Но рассмотрим некоторые примеры.

1. По уровням https://drive.google.com/file/d/1mKqacrzJiPu3FBjfafpjQfxboZDwWXqB/view?usp=sharing

2. Дорожка https://drive.google.com/file/d/17GG4qDVl75a_Y1R5RNF5SOaoSBO8gg60/view?usp=sharing

В заключение, праксис играет важную роль в развитии моторики рук у детей, предоставляя основу для их физического, когнитивного и социального развития. Стимулирование праксиса в раннем возрасте способствует формированию навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации в будущем.