Найти тему

Союз Спасения: Почему они сделали это. Восстание декабристов как кейс

«Эту статью надо было писать ещё в 2014-м после выхода экранизации "Бесов" Достоевского» [1]. Так, с укоризной, заметила мне пара Ставрогин–Верховенский Трубецкой – Рылеев, воплощённая в картине Андрея Кравчука теми же актёрами.

Муви-кейсы я использую в учебных программах по Социогеномике (первая компонента Триады Роста М. Шина) и Импрувменту (Управлению Изменениями, нацеленному на развитие компании, третья компонента Триады). [Первейшее требование – кейс должен быть байопиком или реконструкцией реальных событий.] Вот, что мы увидим в картине «Союз Спасения», если сменим точку зрения на неё с простой зрительской на профессиональную.

Кадр-афиша из х/ф «Сою́з спасе́ния», 2019, Россия.
Кадр-афиша из х/ф «Сою́з спасе́ния», 2019, Россия.

В целом, обойти вниманием один из важнейших исторических сюжетов об изменениях – значит согласиться с выводом сегодняшних ровесников декабристов. [Он без сомнения имеет право на жизнь, но в координатах управления переменами ошибочен.] Даже участники съёмок, казалось бы, погружённые в материал больше других, продолжают повторять: «А всё потому, что власть отказалась выходить на диалог» [2].

Не торопитесь присваивать этому тексту саркастический хэш #ещёодинвсёпонял – возможно, сменив оптику на окуляры Change Management мы увидим в известном что-то новое или добавим новое к ответу на вопрос (и это то, чего многие кинозрители ищут и не находят в картине) «почему декабристы сделали это?». И да поможет нам хайп.

Опрос свидетелей

Принцип X (10) Импрувмента (так называется системный развивающий Change Management в бизнесе) гласит:

Скрытые знания [3] важнее тех, которые могут быть добыты вследствие опросов или пассивного наблюдения.

Руководствуясь этим принципом, гендиры берут на работу практиков (на должность Директора по оргразвитию), а не обрастают консультантами. Изменяемую реальность надо проживать, а не додумывать.

Перевожу... Как только эту грешную землю покидает последний свидетель, непосредственно участвующий в изучаемых событиях, непредвзято их оценивающий и наделённый общественным доверием, так все попытки задним числом объяснить такие события должны быть прекращены. Даже самые смелые, красивые и логичные версии, основанные на документах [4], со временем искажают правду. Применять к Истории есенинский принцип «большое видится на расстоянии» могут только лукавые её переписчики. Таковые всегда были и всегда будут. Им скучно пересказывать противоречивые свидетельства, и даже граф Толстой, оставивший в 1880-м идею написания романа о декабристах, им не указ. Так что отсутствие в картине «Союз Спасения» прямого ответа на вопрос «почему» – это плюс её авторам, а не минус. Расходимся? Ну отчего же!

Мучительная жажда лидерства

В любом протестном движении (как в корпоративном, так и в социальном) участвуют несколько обязательных персонажей, которые в силу своих врождённых социальных миссий не могут быть в стороне от бунта. Неучастие в нём для них противоестественно, физически невозможно; это лучшее, что вообще может произойти в их жизни. Нет протеста – тогда они его организуют. Так считает не психология (мои коллеги в управлении переменами её не используют, ибо поверхностна и врёт), а Социогеномика. Она копает до самых корней поведения и является базовым предметом Первой компоненты Триады Роста.

Почему Трубецкой ушёл с Сенатской площади? Освоившие социогеномный анализ не задаются этим вопросом. Каждому руководителю стоит научиться заранее распознавать «предателей последней минуты», изучить хотя бы базовые архетипы. «Я не хотел крови» – это не неправда. Это не вся правда.

Обогнув профессиональные подробности, остановимся лишь на двух портретах: это лидеры подлинные манипулируемые и лидеры суррогатные манипулирующие.

В импрувменте лидерство разложено на «молекулы» и подано так, что разобраться в нём может даже ленинская кухарка (та самая, что и государством готова управлять, и госкомпанией). Кроме моей любимой Матрицы Лидерства (Шин отводит ей целую главу), в импрувменте есть такой элемент, как институт Лидеров Перемен (концепция Real Change Leaders Катценбаха Шином существенно дополнена). Он поддерживается Принципом VI: Когнитивистика и социогеномика вместо психологии. И правилом № 14 практики импрувмента: Мотивация и лидерство на базе социально-ролевой геномики.

Так вот...

В воспоминаниях Петра Николаевича Свистунова встречаем такое описание декабриста Лунина: «Я упомянул о его бесстрашии, хотя слово это не вполне выражало свойства души, которыми наделила его природа. В нем проявилась та особенность, что ощущение опасности было для него наслаждением» [5].

Здесь приводится только один из ключевых маркеров врождённого лидерства. Его обладателю свойственно выбирать высокие цели в оправдание своего стремления к риску. Чем благороднее цель, тем ближе счастье (как его понимают носители лидерской доминанты). Заранее обречённое восстание Черниговского полка под руководством Сергея Муравьёва-Апостола ещё одно тому подтверждение. То есть ответ на вопрос «почему» для некоторых участников восстания лежит в биологической плоскости и не связан ни с ситуацией в стране, ни с влиянием социума, ни с убеждениями (которые, к слову, всегда являются продолжением персональной врождённой социогеномной миссии).

Кадр из х/ф «Сою́з спасе́ния», 2019, Россия.
Кадр из х/ф «Сою́з спасе́ния», 2019, Россия.

Здесь нелишне будет заметить, что сама концепция личного счастья, с которым мы последние лет 50 носимся как с писаной торбой, в начале XIX века попросту не существовала. Вопрос о дозволительности счастья для себя был поставлен лишь в 70-х (роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстой писал с 1873 по 1877 год).

Для мужчины времён декабристов счастьем было послужить Отечеству и умереть за него. Умереть, послужив делу улучшения Отечества, – что может быть прекраснее! Какими стойкими, целеустремлёнными, искренними, пассионарными, готовыми к самопожертвованию ecc. были герои Отечественной войны 1812 года мы, как ни старайся, не сможем себе представить [6]. Но понять благородство порывов – вполне. Российские правители не раз восходили на трон на штыках верных себе военных, поэтому участие в госперевороте являлось для декабристов естественным продолжением логики судьбы. То, что такого рода «диалог с властью» отбрасывает желанные перемены на несколько лет, пассионарии не понимали ни тогда, ни сейчас.

Как руководитель сообщества Лидеров Перемен я знаю лично многих специалистов (по развитию, маркетингу, качеству, Lean), которым знание основ профессии управляющего изменениями заменяет вера в благородство целей. Они указывают генеральным директорам на необходимость улучшений и горько сетуют оттого, что те их не слышат. Свидетельствами массового непрофессионализма в управлении изменениями полны журналы и книги о российском бизнесе. Профессионализм в переменах и это «почему» – вещи взаимоисключающие. Специалист по Change Management знает, что диалог с властью с позиций принуждения работает против реформ, а не на них (реформы, как эхо Сенатской, начались в России только через 30 лет).

Самоцель диалога

В картине «Союз Спасения» Николай I (Иван Колесников) на прямой вопрос о диалоге с бунтовщиками отвечает блестяще, хотя и не исчерпывающе. Как это ни противно тем, кому хотелось бы всё списать на плохие личные качества первого лица и его банальное нежелание отдавать власть, дело (особенно в случае просвещённого правления) обстоит иначе. Change-Management называет основными три причины:

Во-первых, всё то же пресловутое отсутствие скрытых/глубинных знаний у протестующих – они не могут увидеть снизу всю картину целиком (ситуацию в стране в причинно-следственных связях и расклад сил). Сказать, что власть сверху видит всё целиком, было бы преувеличением, но видит она несомненно больше и, главное, бессильна объяснить юношеству («истину нельзя передать, её можно только пережить»), чего именно оно не понимает. По каким таким причинам провести перемены Х нельзя с наскока и именно сейчас, не говоря уже о том, что некоторые Х не нужно проводить вообще. Отмене крепостного права в 1861-м предшествовала длительная подготовка. Не станем на бегу оценивать её качество и полноту, но вспомним, как отблагодарило Царя-освободителя следующее поколение несогласных...

Декабристам всех времён нужно быстро. «Быстро» их ахиллесова пята. Они традиционно путают «давно назрело» с «уже давно всё готово», мол, только отмашку дай. Они совсем не жаждут кропотливой работы здесь. Они хотят «как там». О подверженности протестующих Синдрому Туриста чуть позже.

Во-вторых. При отсутствии согласия в сообществе (любом) власть остаётся единственным источником защиты последнего от физического уничтожения. Вопрос выживания всех как фирмы, команды, народа, страны волнует власть тем больше, чем больше к ней задираются те, кто её «умнее». Пойти на «диалог», начавшийся именно так – всё равно что дать сигнал «вперёд!» внешним «доброжелателям». Это понимают правители, но не хотят понимать «декабристы». Власть перестаёт быть властью в тот момент, когда она показывает, что её можно заставить слушать. Заставить силой.

В-третьих. Хотя бы потому, что властители общаются с другими власть предержащими, они знают больше о самой власти. Пылкие улучшенцы природу власти как правило не изучают, её институты они отождествляют с высшим государственным чиновником, их нарративы всегда базируются на «власть плохая, и мы все знаем, кто там самый плохой».

Как и в любой истории про выбор на основе персональных социально-ролевых программ, в случае с мнимыми улучшенцами образование бессильно. Даже зная, что это за категория такая – власть, – они будут упорно и сознательно «путать» её с злоупотреблением полномочиями, примерами ненадлежащего исполнения служебных обязанностей или влиянием собственной жены. Эффектная и пылкая аргументация, исходящая отсюда, действует на ровно также подготовленную и также мотивированную аудиторию.

В одной из статей М. Шин использует понятие «парадокс глухаря», показывая, как улучшенцы инвестируют собственные силы одновременно и в призывы к диалогу, и в образовательную глухоту. К слову, в кинематографе есть примеры обучающих эпизодов, но я не припомню случая их широкого обсуждения.

Например, в картине Энди Теннанта 1999 года «Анна и Король» на праведный гнев главной героини во спасение несчастных влюблённых, король Сиама отвечает: «Она нарушила закон!». «Любя другого? – возмущена героиня. – Принеся себя в жертву ради правды? "Не преследуй" – разве не это учение Будды?».

Кадр из х/ф «Анна и ́король», 1999, США.
Кадр из х/ф «Анна и ́король», 1999, США.

– Я король! И я говорю – достаточно!

– Вы просили всегда говорить то, что я думаю...

– Что вы думаете – и что вы делаете! И как! Это не одно и то же. Неужели вы решили, что я хочу казни этой девушке? Но из-за того, что вы заявили суду, что скажете королю, что ему делать, я не могу вмешаться. Вы – женщина и иностранка – сделали вид, что король в вашем распоряжении. Вы сделали вид, что я слабый и могу вмешаться, не потеряв лицо!

– Но вы же король!

– И чтобы остаться им, я не могу подрывать власть, основанную на верности, когда я ещё должен держать страну под охраной!

– Но вы обладаете властью, чтобы...

– Сейчас уже поздно пытаться изменить сделанное!

– Но если не сейчас, то когда?! Сколько людей должно умереть, чтобы вы смогли сохранить лицо?!

Просвещённая английская учительница искренне не понимает короля...

Своего царя не понимают и декабристы. Они игнорируют историческую логику, согласно которой госперевороты скорее приводят не к благоденствию, а к появлению у власти марионеток или диктаторов. В Change-Management истинных Лидеров Перемен от революционеров-недоучек (возможно сверхобразованных в других областях) отличают по их позиции в отношении сотрудничества. Для желающих бунта ради бунта мысль о диалоге с властью через сотрудничество вызывает отвращение. И они, и пылкие романтики легко попадают под влияние лидеров суррогатных (манипулирующих). В картине и истории декабристов эту роль исполнил сенатор Мордвинов (Сергей Колтаков). Версия о том, что всё восстание дирижировалось им из-за кулис, скорее всего ошибочна.

А как у них

Любой из вариантов ответа на вопрос «зачем декабристы сделали это» (не почему, а зачем) отсылает нас как к документам о России первой половины XIX века, так и к тем явлениям общественной жизни, которые заговорщики увидели в Европе и приняли за образец.

Элемент №17 практики Импрувмента обязывает борцов за новое учитывать подверженность человеческого мозга разного рода когнитивным искажениям. Главным из них, пожалуй, является Синдром Туриста. Он не только влияет на мировоззрение, но может являться и сильным мотиватором.

«Хотим, чтобы было как во Франции/Англии/США!» – с этим выходят на площади. Вы удивитесь, но на уровне предприятий сегодня можно услышать «хотим, как в Японии». С точки зрения импрувмента механизм появления этого «хотим» один и тот же. Спасение от Синдрома Туриста одно – персональный опыт, а он требует времени. Вот почему среди людей среднего и пожилого возраста вы найдёте гораздо меньше тех, кто движимы им в сторону социального протеста (не взрослеют только одержимые, манипуляторы и необучаемые). У людей молодых образы того, как надо, могут вытеснять категории высших смыслов. В первых кадрах картины Николай I замечает Муравьёву-Апостолу, что тот давно не был на причастии. Уверенность в непогрешимости свойственна именно заговорщикам, а не просвещённой власти.

Кадр из х/ф «Сою́з спасе́ния», 2019,  Очередная блестящая актёрская работа Виталия Кищенко.
Кадр из х/ф «Сою́з спасе́ния», 2019, Очередная блестящая актёрская работа Виталия Кищенко.

Взросление неизбежно

Жизненный путь человека (поколения, сообщества) имеет период инициализации личности [7]. Не завершившись по каким-либо причинам, он превращает своего хозяина в недоразвитое в психологическом плане, инфантильное создание.

Природа налагает на процесс взросления три обязательных условия: прямой контакт с окружающей действительностью, осознание её вызовов и преодоление трудностей. В целом это понятно каждому родителю, поскольку примеров того, каким может вырасти тепличный ребёнок, предостаточно. [Для компании процессом инициализации является становление маркетинга].

Сравнивать с декабристами 1825 года любое последующее поколение их сверстников, не получившее той же закалки, не стоит. Мальчишество, приписываемое декабристам (напр. Ипполиту Муравьёву-Апостолу) некоторыми исследователями, пожалуй, единственное, что может дать основание проводить параллели.

Главная претензия взрослеющего инфантильного отпрыска к своим родителям: «Они меня не слышат». Попытки диалога заканчиваются «они меня не понимают». Не «я их», а всегда «они меня». Если дитя добилось каких-либо побед, то требовать и призывать к ответу старших по возрасту и чину оно считает оправданным/заслуженным.

Вот так и бравые улучшенцы, когда приходят в компанию, покрытые медалями предыдущих побед, считают личным оскорблением отсутствие от высшего руководства мгновенной реакции на все их (безусловно, прогрессивные) инициативы. А если «власть нас не слышит», то «мы тут власть», и «надо разбудить спящих», и только мы знаем... а дальше на выбор: что такое справедливость, как надо работать, каким должно быть управление. В этой обоюдной глухоте и состоит исторический рок.

История, как известно, повторяет своим детям не усвоенные ими лекции. И есть какая-то зловещая ирония в том, что в прокате «Союз Спасения» идёт одновременно с кинокомедией «Холоп»...

Ссылки

1. О х/ф «Бесы» по роману Ф. М. Достоевского.

2. Иван Янковский (Михаил Бестужев-Рюмин): «Ребята того времени, конечно, были совсем другими: сегодня мы сидим в телефонах, выстраиваем план поездок, покупаем билеты... А те ребята, которым было по 24-25 лет, уже воевали во Франции, "брали" Париж. Нам нужно учиться у "той" молодежи: характеру, закалке, стремлению к мысли. Нужно быть смелыми, отстаивать свою идею. Это кино выходит очень вовремя: ровно в то время, когда народ ощущает, что он власти не нужен, и это кино про "вот, что будет, если диалога власти и народа не состоится". Мы должны друг друга понимать, общаться». Источник.

3. За 1 минуту объясняю, что такое «Скрытые знания»..

4. Д/ф «Дело декабристов».

5. Тайные общества в России в начале 19 столетия. М., изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1926, стр. 196.

6. Юрий Лотман. «Декабристы».

7. Возрастная периодизация.

8. Чернов С. Н. Павел Пестель: «Избранные статьи по истории декабризма».

Впервые опубликовано на блоге Improvement 04.01.2020

P.S. 2023 года

С выходом на экраны сериала «Союз спасение. Время гнева» этот муви-кейс стал ещё более ценным для реформаторов.

Некоторые кинокритики ставят в вину создателям сериала «невнятность главного героя» (за такового принимают Муравьёва-Апостола). Другие подозревают сценаристов в том, что они не знают историю организации «Союз спасения», которая к началу событий уже не существовала. Критиков не останавливает даже тот факт, что консультантом картины была Оксана Киянская – признанный специалист по истории декабристов. Как человек, больше 40-ка лет пишущий статьи, сценарии, учебные материалы и прочие тексты, требующие заголовка, я не нахожу здесь никакой ошибки. Главный героем картины является ни кто-то один, а именно союз и именно «спасителей», ведомых эпохальной идеей тираноборчества,

В фильме не представлен общеевропейский исторический контекст, поэтому уточним.

Победитель Наполеона, «тиран» Александр I, после реставрации династии Бурбонов во Франции настоял на её ограничении конституцией. Она же была дарована им Царству Польскому, что из нашего времени и в профессиональном контексте лидеров перемен может рассматриваться как «пилотный проект» в наиболее подготовленном подразделении. Подразделение было готово, но прогрессивных перемен не заслуживало (поляки были на стороне Наполеона в Войне 1812 года). Россия, по мнению декабристов, их заслуживала больше.

Это уже сделанное «тираном», а вот не сделанное, а только планируемое, относилось к «предательской раздаче» русских земель (возможность дарования полякам политых русской кровью территорий так же, как ранее финнам).

Созданный по инициативе Александра I «Священный Союз» (Россия, Пруссия, Австрия) был призван защищать легитимные монархии и, прежде прочего, отделял подлинные наследные от завоёванных монархий (например, наполеоновской). Союз объединял силы для борьбы с революциями и отрицал право народов на восстание, которое отстаивали декабристы. Их вдохновлял пример восстановления конституции 1812 года в Испании после реставрации монархии. [Первого января 1820 года подполковник Рафаэль Риего организовал поход на Мадрид, с которого начались революционные события в Испании.]

Европейские события, происходившие параллельно с восстанием Семёновского полка не оставляли сомнений в том, что «всемирное пламя революции» разожжёт костёр и в России. Однако по уже действующему соглашению «Священного Союза» восстание должно было быть подавлено в худшем случае при участии союзнических сил.

Книги:

- Натан Эйдельман, «Апостол Сергей: Повесть о Сергее Муравьеве-Апостоле».

- Яков Гордин, «Мятеж реформаторов».

- Оксана Киянская, «Декабристы. Пленники свободы».

- Юрий М. Лотман «Декабрист в повседневной жизни».

Заметки разделов:

Лидерство

Профессия Развивающий

Дао Белой Вороны

Статья о муви-кейсах на Дзен