Найти тему
Книжная башня

В ТАЙНОМ ХРАНИЛИЩЕ ТОМ КНИГИ ЛЕЖАТ... БРАТЬ ИХ ОПАСНО!

Доброго времени суток всем книгочеям, заглянувшим в Книжную Башню! В эту февральскую ночь приглашаем поближе к камину - кости надо держать в тепле, - даём отхлебнуть из кружки масалу (индийский чай на молоке со специями, очень согревает), а из чтива предлагаем гостям... Правильно, детектив! Но это будет не обычный детектив, а настоящее Страдающее Средневековье. Сегодня на первой полке вас встречает "Имя розы" Умберто Эко.

Обложка книги на сайте www.litres.ru
Обложка книги на сайте www.litres.ru

Мне казалось поначалу, что этот роман заставит меня попотеть, как читателя. И действительно, споры религиозного характера, философские диалоги, а иногда и монологи, погружение в историю западного христианства и борьбу разных течений за власть - всё это ставит "Имя розы" на очень высокий пьедестал, до которого рядовым книжкам не дотянуться никогда. Чем обусловлена такая особенность? Всё просто - автор, Умберто Эко, досконально знал, о чём пишет. Всё-таки образование свою роль играет, и специалист по семиотике и средневековой эстетике, учёный, философ, теоретик и писатель смог грамотно изложить на бумаге историю вражды разных монашеских орденов в конкретный период времени в Италии так, чтобы её более и менее понял читатель. Но большее мастерство Эко заключается даже не в этом, а в том антураже, в той атмосфере, в тех условиях, которыми он окружил свои исторические, философские и религиозные воззрения)

Все эти невероятно сложные вещи он сумел облечь в детективную историю, очень интересную детективную историю. Не хочу пересказывать сюжет, обозначу лишь канву. В некоем аббатстве случается происшествие: один из монахов умирает странной смертью, и Аббат просит о содействии в расследовании бывшего инквизитора Вильгельма Баскервильского. Когда тот вместе со своим учеником, послушником Адсоном, начинает заниматься этим делом, в аббатстве происходит целая череда загадочных смертей и становится совершенно ясно, что это преднамеренные убийства. Все они как-то связаны с одной книгой, хранящейся в библиотеке монастыря - самой большой в Европе и самой закрытой...

"Имя розы" это роман о книгах, как говорит Умберто Эко в начале своего произведения. Это делает его невероятно привлекательным для всех, кто искренне любит читать) Здесь с такой любовью, с таким обожанием говорится о книгах, как о единственном (по тем временам) источнике бесценных знаний! С каким усердием монахи в скриптории переводят древние тексты с греческого и арабского на латынь, как болят их спины и натруженные, онемевшие от холода пальцы, но радуются глаза, глядя на плоды трудов. И как ревностно эти знания охраняются от других...от простецов... особенно от простецов...

Библиотека... Библиотека манит, но она закрыта для всех, кроме библиотекаря, его помощника и Аббата. Книги выдаются для работы, а потом возвращаются назад в таинственное хранилище, куда никого не пускают. Не пускают даже Вильгельма, хотя он напрямую говорит, что все смерти связаны с этим местом. Читатель тоже невольно постоянно стремится узнать, что же там, за завесой тайны... И эти чувства - азарт и страх быть пойманным, - овладевают вами всё сильнее каждый раз во время каждого незаконного проникновения в лабиринт книжных полок и неотгаданных секретов.

Кадр из х/ф "Имя розы", 1986 г. Вильгельм и Адсон в библиотеке.
Кадр из х/ф "Имя розы", 1986 г. Вильгельм и Адсон в библиотеке.

А что персонажи?

* самый отрицательный и раздражающий:

Аббат. Да, на удивление, для меня это оказался не главный антагонист, не фанатик-инквизитор Бернард Ги, не глупый библиотекарь, а дипломатичный Аббат, который был виноват в гибели людей ничуть не меньше убийцы. Если бы он допустил Вильгельма в библиотеку, если бы так не страшился потерять власть, если бы лучше следил за собственными монахами, многих трагедий могло бы не случиться вовсе.

* самый необычный и удивляющий:

Несомненно, это преступник, он же главный антагонист. Это очень цельный персонаж, очень убеждённый, и очень злой. По-настоящему злой, для него человеческая жизнь вообще не имела никакого значения. А ещё антагонист - это главная интрига всей книги! Как лично я определяю, что детектив действительно хороший? Я до конца не могу понять, в чём дело (мотив преступления), и не могу вычислить злодея до самой последней главы, где всегда всё разъясняется. Фишка отличного детектива - непредсказуемость в этих двух аспектах. "Имя розы" в этом плане просто побило все рекорды! Я была в восторге, когда поняла, наконец, кто стоял за всеми кознями)) Ребята, если вы понимаете, что к чему и кто главная злюка на селе, с первых страниц, значит вам подсунули дно с красивым названием)

* самый яркий и запоминающийся:

Ну конечно же, это Вильгельм! Как могло быть иначе?! Умберто Эко создал Вильгельма не просто монахом-следователем, но сделал из него Учителя. И этот образ удался настолько мощно и удачно, что сподвиг меня, читателя, в реальности пойти и навестить мою школьную учительницу) Ну что за прелесть)

Как мне кажется, одной из причин, почему Вильгельм-учитель предстаёт перед нами в столь привлекательном свете, заключается в том, что на протяжении всей книги повествование ведётся от лица его ученика, Адсона. Именно Адсон передаёт нам восхищение своим наставником, именно через его чувства и переживания мы понимаем, что Вильгельм действительно заслуживает безграничного уважения и доверия за свои ум, смекалку, хитрость и силу воли. Больше всего на свете Вильгельм любит и ценит книги и знания, и на этом, конечно, строятся все его жизненные убеждения. Адсон раскрывает перед нами и его недостатки - гордыню от большого ума, местами самомнение, не без этого. Но Вильгельм из-за них становится только живее в наших глазах. Не случайно именно Адсон рассказывает нам о Вильгельме - авторитет учителя может раскрыться только через уважение к нему ученика)

Вильгельм Баскервильский в исполнении Шона Коннери. х/ф "Имя розы", 1986 г., экранизация.
Вильгельм Баскервильский в исполнении Шона Коннери. х/ф "Имя розы", 1986 г., экранизация.
Шон Коннери в роли Вильгельма Баскервильского и Кристиан Слэйтер в роли Адсона в х/ф "Имя розы", 1986 г., экранизация.
Шон Коннери в роли Вильгельма Баскервильского и Кристиан Слэйтер в роли Адсона в х/ф "Имя розы", 1986 г., экранизация.

Сам по себе роман очень смешной - на страницах этого произведения властвуют юмор и сарказм. Связано ли это с атеистическими настроениями автора? Мне кажется, да. Тут очень много рассуждений о тех или иных религиозных догмах: что есть смех, позволителен ли он или его стоит считать происками Дьявола; можно ли назвать женщину орудием совращения и сосудом греха, если Господь создал её из "благороднейшего человеческого материала" и не мог не наделить добрыми качествами; был ли беден Христос или собственность имел (диспут на эту тему между братьями вообще повергает в глубокий культурный шок и вызывает неконтролируемые приступы хохота); и многое другое.

Иногда всё выходит за рамки просто рассуждений и перерастает в оспаривание этих догм через сатиру. Так, например, с лёгкой подачи Вильгельма и Адсона я искренне смеялась над проповедью Хорхе о явлении Антихриста:

...- Антихрист подчинит себе земли западные и развалит пути сообщения, в руках у него будут железо и огнь карающий, и он будет жечь всё своей яростью, и злость его будет пламя; сила его будет святотатство, обольщение - его длани, десница его будет гибель, шуйца - содержать мрак погибельный. И вот признаки, отличающие его: голова его - пылающий огнь; правый глаз заполнен кровью, левый - кошачьей зеленью; две зеницы у него, и веки белые; и брыла книзу отвислые, губа толстая, чресла слабые, стопы громадные, нарицательный перст плосок и удлинён!
- Точный портрет оратора, - прошептал Вильгельм мне на ухо. Реплика совершенно неуместная, но я был за неё благодарен, потому что волосы у меня на черепе постепенно начинали вставать дыбом. Я с трудом подавил припадок смеха, раздув щёки и со свистом выпуская воздух через сомкнутые губы. Как я ни старался, получилось достаточно шумно, и в тишине, наступившей после слов слепого, все прекрасно расслышали этот шум, но, по счастью, расценили его не то как кашель, не то как всхлипыванье, не то как приглушённый стон; к подобному восприятию имелись все основания.

Личное фото автора, сделанное во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике "Русская икона XVIII-начала XX вв." Это, конечно, чёрт православный, но я не могла его вам не показать, больно он колоритный)))
Личное фото автора, сделанное во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике "Русская икона XVIII-начала XX вв." Это, конечно, чёрт православный, но я не могла его вам не показать, больно он колоритный)))

Ну и, конечно же, знаете, что мне особенно понравилось в этой книге? Одна, казалось бы, незначительная деталь, но как значительно она повлияла на моё восприятие этого романа в целом! Работа с символами.

Дело в том, что я терпеть не могу топорную, неграмотную работу с символами. Многие авторы, не зная/не понимая или зная поверхностно значения тех или иных символов в искусстве, религии, культуре и т.д., пихают их везде, где только можно, чтобы сделать свою книжку супер-пупер загадочной и "глубокой". Однако на деле получается просто адская мешанина, смысла в которой ноль. Яркий пример - Виктор Пелевин и его вечные буддистские отсылки буквально в КАЖДОМ произведении. Одинаково я не люблю книги, авторы которых хоть и разбираются в символизме, но выстраивают сюжет ТОЛЬКО вокруг него и ни шагу в сторону сделать не могут. К таким относятся знаменитые бестселлеры Дэна Брауна "Код да Винчи", "Инферно". В своих детективах Браун полностью строит повествование на религиозном символизме и это... неинтересно. Герой просто гоняется за знаками, подсмотренными преступником в Библии/работах да Винчи/"Божественной комедии"... А где своё-то, хочется спросить...

Прочитав "Имя розы", я впервые увидела, как автор виртуозно растаптывает этот пресловутый символизм. Умберто Эко берёт за основу так называемые семь труб Апокалипсиса, описанные в Откровении Иоанна Богослова (гл.8). Способы и условия смертей в своём детективе он как будто бы подгоняет под это явление, описанное в религиозных текстах, тем самым сбивая Вильгельма в расследовании и вместе с ним - читателя. Однако в конце книги выясняется, что схожесть смертей с описанными в религиозном тексте стихийными бедствиями (град, огонь, кровь, вода и т.д.) - это чистой воды случайность. У убийцы не было цели совершать преступления и обыгрывать это как символ. И Вильгельм говорит: "Я идиот. Хватило одной фразы Алинарда, чтобы я вообразил, будто череда преступлений повторяет музыку семи апокалиптических труб". Зачем городить огород там, где у преступника ясный и чёткий мотив, не нуждающийся ни в каких символах?!))) Умберто Эко выставляет это ошибкой следователя, и именно это делает книгу очень реалистичной! Просто браво!!!

Последняя мысль в романе, но не по важности, кажется мне одной из самых правильных, которые я когда-либо читала:

... - Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине. Как еретик рождается из святого, а бесноватый - из провидца. Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда - ещё до того, как отдать свою. А иногда - вместо того, чтобы отдать свою. *** совершил дьявольское деяние потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто всё позволено тому, кто борется с неправотой. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твёрдая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине, преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений.

Я бы искренне хотела прочесть такой же художественный роман, но про нашу, Русскую православную церковь, про духовные особенности православия и про влияние Раскола на церковь. Надеюсь, однажды я натолкнусь на подобный труд)

"Имя розы" Умберто Эко получает 10/10 и мою смелую рекомендацию к прочтению!

P.S. Почему "имя розы"? Послушник Адсон совершает грех любодеяния с крестьянкой, которую впоследствии сжигают на костре как ведьму. Он переживал любовные муки, и так и не узнал её имени.

#отжени #имярозы #историязападногохристианства #средневековье #детектив #философиярелигии #умбертоэко