Доброго времени суток всем книгочеям, заглянувшим в Книжную Башню! В эту февральскую ночь приглашаем поближе к камину - кости надо держать в тепле, - даём отхлебнуть из кружки масалу (индийский чай на молоке со специями, очень согревает), а из чтива предлагаем гостям... Правильно, детектив! Но это будет не обычный детектив, а настоящее Страдающее Средневековье. Сегодня на первой полке вас встречает "Имя розы" Умберто Эко.
Мне казалось поначалу, что этот роман заставит меня попотеть, как читателя. И действительно, споры религиозного характера, философские диалоги, а иногда и монологи, погружение в историю западного христианства и борьбу разных течений за власть - всё это ставит "Имя розы" на очень высокий пьедестал, до которого рядовым книжкам не дотянуться никогда. Чем обусловлена такая особенность? Всё просто - автор, Умберто Эко, досконально знал, о чём пишет. Всё-таки образование свою роль играет, и специалист по семиотике и средневековой эстетике, учёный, философ, теоретик и писатель смог грамотно изложить на бумаге историю вражды разных монашеских орденов в конкретный период времени в Италии так, чтобы её более и менее понял читатель. Но большее мастерство Эко заключается даже не в этом, а в том антураже, в той атмосфере, в тех условиях, которыми он окружил свои исторические, философские и религиозные воззрения)
Все эти невероятно сложные вещи он сумел облечь в детективную историю, очень интересную детективную историю. Не хочу пересказывать сюжет, обозначу лишь канву. В некоем аббатстве случается происшествие: один из монахов умирает странной смертью, и Аббат просит о содействии в расследовании бывшего инквизитора Вильгельма Баскервильского. Когда тот вместе со своим учеником, послушником Адсоном, начинает заниматься этим делом, в аббатстве происходит целая череда загадочных смертей и становится совершенно ясно, что это преднамеренные убийства. Все они как-то связаны с одной книгой, хранящейся в библиотеке монастыря - самой большой в Европе и самой закрытой...
"Имя розы" это роман о книгах, как говорит Умберто Эко в начале своего произведения. Это делает его невероятно привлекательным для всех, кто искренне любит читать) Здесь с такой любовью, с таким обожанием говорится о книгах, как о единственном (по тем временам) источнике бесценных знаний! С каким усердием монахи в скриптории переводят древние тексты с греческого и арабского на латынь, как болят их спины и натруженные, онемевшие от холода пальцы, но радуются глаза, глядя на плоды трудов. И как ревностно эти знания охраняются от других...от простецов... особенно от простецов...
Библиотека... Библиотека манит, но она закрыта для всех, кроме библиотекаря, его помощника и Аббата. Книги выдаются для работы, а потом возвращаются назад в таинственное хранилище, куда никого не пускают. Не пускают даже Вильгельма, хотя он напрямую говорит, что все смерти связаны с этим местом. Читатель тоже невольно постоянно стремится узнать, что же там, за завесой тайны... И эти чувства - азарт и страх быть пойманным, - овладевают вами всё сильнее каждый раз во время каждого незаконного проникновения в лабиринт книжных полок и неотгаданных секретов.
А что персонажи?
* самый отрицательный и раздражающий:
Аббат. Да, на удивление, для меня это оказался не главный антагонист, не фанатик-инквизитор Бернард Ги, не глупый библиотекарь, а дипломатичный Аббат, который был виноват в гибели людей ничуть не меньше убийцы. Если бы он допустил Вильгельма в библиотеку, если бы так не страшился потерять власть, если бы лучше следил за собственными монахами, многих трагедий могло бы не случиться вовсе.
* самый необычный и удивляющий:
Несомненно, это преступник, он же главный антагонист. Это очень цельный персонаж, очень убеждённый, и очень злой. По-настоящему злой, для него человеческая жизнь вообще не имела никакого значения. А ещё антагонист - это главная интрига всей книги! Как лично я определяю, что детектив действительно хороший? Я до конца не могу понять, в чём дело (мотив преступления), и не могу вычислить злодея до самой последней главы, где всегда всё разъясняется. Фишка отличного детектива - непредсказуемость в этих двух аспектах. "Имя розы" в этом плане просто побило все рекорды! Я была в восторге, когда поняла, наконец, кто стоял за всеми кознями)) Ребята, если вы понимаете, что к чему и кто главная злюка на селе, с первых страниц, значит вам подсунули дно с красивым названием)
* самый яркий и запоминающийся:
Ну конечно же, это Вильгельм! Как могло быть иначе?! Умберто Эко создал Вильгельма не просто монахом-следователем, но сделал из него Учителя. И этот образ удался настолько мощно и удачно, что сподвиг меня, читателя, в реальности пойти и навестить мою школьную учительницу) Ну что за прелесть)
Как мне кажется, одной из причин, почему Вильгельм-учитель предстаёт перед нами в столь привлекательном свете, заключается в том, что на протяжении всей книги повествование ведётся от лица его ученика, Адсона. Именно Адсон передаёт нам восхищение своим наставником, именно через его чувства и переживания мы понимаем, что Вильгельм действительно заслуживает безграничного уважения и доверия за свои ум, смекалку, хитрость и силу воли. Больше всего на свете Вильгельм любит и ценит книги и знания, и на этом, конечно, строятся все его жизненные убеждения. Адсон раскрывает перед нами и его недостатки - гордыню от большого ума, местами самомнение, не без этого. Но Вильгельм из-за них становится только живее в наших глазах. Не случайно именно Адсон рассказывает нам о Вильгельме - авторитет учителя может раскрыться только через уважение к нему ученика)
Сам по себе роман очень смешной - на страницах этого произведения властвуют юмор и сарказм. Связано ли это с атеистическими настроениями автора? Мне кажется, да. Тут очень много рассуждений о тех или иных религиозных догмах: что есть смех, позволителен ли он или его стоит считать происками Дьявола; можно ли назвать женщину орудием совращения и сосудом греха, если Господь создал её из "благороднейшего человеческого материала" и не мог не наделить добрыми качествами; был ли беден Христос или собственность имел (диспут на эту тему между братьями вообще повергает в глубокий культурный шок и вызывает неконтролируемые приступы хохота); и многое другое.
Иногда всё выходит за рамки просто рассуждений и перерастает в оспаривание этих догм через сатиру. Так, например, с лёгкой подачи Вильгельма и Адсона я искренне смеялась над проповедью Хорхе о явлении Антихриста:
...- Антихрист подчинит себе земли западные и развалит пути сообщения, в руках у него будут железо и огнь карающий, и он будет жечь всё своей яростью, и злость его будет пламя; сила его будет святотатство, обольщение - его длани, десница его будет гибель, шуйца - содержать мрак погибельный. И вот признаки, отличающие его: голова его - пылающий огнь; правый глаз заполнен кровью, левый - кошачьей зеленью; две зеницы у него, и веки белые; и брыла книзу отвислые, губа толстая, чресла слабые, стопы громадные, нарицательный перст плосок и удлинён!
- Точный портрет оратора, - прошептал Вильгельм мне на ухо. Реплика совершенно неуместная, но я был за неё благодарен, потому что волосы у меня на черепе постепенно начинали вставать дыбом. Я с трудом подавил припадок смеха, раздув щёки и со свистом выпуская воздух через сомкнутые губы. Как я ни старался, получилось достаточно шумно, и в тишине, наступившей после слов слепого, все прекрасно расслышали этот шум, но, по счастью, расценили его не то как кашель, не то как всхлипыванье, не то как приглушённый стон; к подобному восприятию имелись все основания.
Ну и, конечно же, знаете, что мне особенно понравилось в этой книге? Одна, казалось бы, незначительная деталь, но как значительно она повлияла на моё восприятие этого романа в целом! Работа с символами.
Дело в том, что я терпеть не могу топорную, неграмотную работу с символами. Многие авторы, не зная/не понимая или зная поверхностно значения тех или иных символов в искусстве, религии, культуре и т.д., пихают их везде, где только можно, чтобы сделать свою книжку супер-пупер загадочной и "глубокой". Однако на деле получается просто адская мешанина, смысла в которой ноль. Яркий пример - Виктор Пелевин и его вечные буддистские отсылки буквально в КАЖДОМ произведении. Одинаково я не люблю книги, авторы которых хоть и разбираются в символизме, но выстраивают сюжет ТОЛЬКО вокруг него и ни шагу в сторону сделать не могут. К таким относятся знаменитые бестселлеры Дэна Брауна "Код да Винчи", "Инферно". В своих детективах Браун полностью строит повествование на религиозном символизме и это... неинтересно. Герой просто гоняется за знаками, подсмотренными преступником в Библии/работах да Винчи/"Божественной комедии"... А где своё-то, хочется спросить...
Прочитав "Имя розы", я впервые увидела, как автор виртуозно растаптывает этот пресловутый символизм. Умберто Эко берёт за основу так называемые семь труб Апокалипсиса, описанные в Откровении Иоанна Богослова (гл.8). Способы и условия смертей в своём детективе он как будто бы подгоняет под это явление, описанное в религиозных текстах, тем самым сбивая Вильгельма в расследовании и вместе с ним - читателя. Однако в конце книги выясняется, что схожесть смертей с описанными в религиозном тексте стихийными бедствиями (град, огонь, кровь, вода и т.д.) - это чистой воды случайность. У убийцы не было цели совершать преступления и обыгрывать это как символ. И Вильгельм говорит: "Я идиот. Хватило одной фразы Алинарда, чтобы я вообразил, будто череда преступлений повторяет музыку семи апокалиптических труб". Зачем городить огород там, где у преступника ясный и чёткий мотив, не нуждающийся ни в каких символах?!))) Умберто Эко выставляет это ошибкой следователя, и именно это делает книгу очень реалистичной! Просто браво!!!
Последняя мысль в романе, но не по важности, кажется мне одной из самых правильных, которые я когда-либо читала:
... - Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине. Как еретик рождается из святого, а бесноватый - из провидца. Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда - ещё до того, как отдать свою. А иногда - вместо того, чтобы отдать свою. *** совершил дьявольское деяние потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто всё позволено тому, кто борется с неправотой. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твёрдая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине, преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений.
Я бы искренне хотела прочесть такой же художественный роман, но про нашу, Русскую православную церковь, про духовные особенности православия и про влияние Раскола на церковь. Надеюсь, однажды я натолкнусь на подобный труд)
"Имя розы" Умберто Эко получает 10/10 и мою смелую рекомендацию к прочтению!
P.S. Почему "имя розы"? Послушник Адсон совершает грех любодеяния с крестьянкой, которую впоследствии сжигают на костре как ведьму. Он переживал любовные муки, и так и не узнал её имени.
#отжени #имярозы #историязападногохристианства #средневековье #детектив #философиярелигии #умбертоэко