В финале обсуждения сам режиссер с подачи актрисы Аллы Югановой, исполнявшей главную роль, наконец-то понял, про что его фильм. Ура! Наконец-то.
Как жить без любви в этом мире? Без любви к ближнему, Богу, без любви к себе.
"И вокруг дер@мо, и люди дер@мо, и сам дер@мо".
Собравшиеся размышляли, почему режиссер решил снять именно такой фильм, какой жанр картины — драма, притча или криминальный триллер, важна ли в нем достоверность, почему именно этих героев выбрал режиссер для реализации сюжета, какие темы поднимаются в этом кино, кто из героев достоин искупления вины и как трактовать финал фильма.
А до этого на вопрос ведущего Гордона: какова задача произведения: исповедь ли это или проповедь - он не мог ответить или не хотел.
Дело в том, что автор криминальной драмы "Сторож", который мы смотрели в последний раз в Закрытом показе, Юрий Быков, он и сценарист, и режиссёр, и исполнитель главной роли.
Это тот Быков, который снял "Майора" и "Дурака". Вы видели? Я - нет. Говорят, фильмы удачные и яркие, остро социальные.
Признаюсь, это тот случай, когда обсуждение гораздо интереснее и ярче, чем сам фильм. И скажу честно, я заставляла себя его смотреть, то есть настолько тягучий, нудный и тоскливый он был. Здесь автору удалось передать безнадегу и беспросветность жизни, если он ставил такую цель.
Заброшенный санаторий в лютую зиму, депрессивный сторож, повешенная собака, тоскливая психоделическая музыка. Странные посетители, муж с женой, скрывающиеся от бандитов, случайно мешают Сторожу осуществить суицид. Некоторые признаки триллера.
В общем, в одном заброшенном месте автор собрал несчастных людей, погрязших в своих глубоко неразрешимых проблемах. И что же, они пытаются искупить свои грехи и преступления? Отнюдь. Они, скорее, ждут, хотят отсидеться, и это неверный ход. Странно возникающий якобы любовный треугольник, попытка поджечь Сторожа людьми, которые от него пострадали - это родные погибшей от ножа хирурга Сторожа.
Почему не возникает эмпатии по отношению к героям, почему их не жалко?- задаётся вопросом Гордон вслед за зрителями.
Режиссер признается, что в этой картине он не любит ни одного героя, объясняя это тем, что любить их не за что, потому что, натворив бед, они не стремятся искупить их страданием.
И финал объясняется именно этим.
Не говорю, как именно. Вдруг вам нравятся такие истории, и вы захотите посмотреть этот фильм, невзирая на антирекламу. Фильм смотреть было сложно, погружаться в этот депресняк было тяжко, я в это раз спасалась вязанием носка, и то не смогла досмотреть. Не спасали даже острые моменты.
И только на следующий день досмотрела само обсуждение.
Вот это интересно. Умные люди, живая беседа, столкновение взглядов. Всё же Гордон умелый ведущий, да и эксперты - интересные люди. Но мне кажется, удачный фильм не особо нуждается в комментариях и тем более толкованиях автора. Или это не кажется, а так и есть?
"Любая попытка искупить страдание ожиданием, бездействием - провальна"- говорит Быков.
Да, всё-таки это исповедь. Автор хотел понять, что его мучит и разобрался, а теперь ты, зритель, помучайся.
Смотреть или нет?
Сначала мой ответ на этот вопрос был категоричен: нет, не советую.
Но после обсуждения я засомневалась. А может, стоит пострадать?
Чтобы своя жизнь не казалась такой уж беспросветной.
Это кино про нас, талантливое или нет, другой вопрос.
А вы смотрели фильмы Юрия Быкова? Смотреть или нет?
Ваша Птичка Степная *