Мысль эта посещает регулярно, поскольку нынешние постановщики довольно часто обращаются к классическим произведениям за вдохновением, почвой, идеями да и просто базой, материалом. Сегодня посмотрела один из таких фильмов, довольно уже поживший – 2016 года, называется «Дама пик», режиссер – Павел Лунгин. Но статья не о нем. То есть сначала немного о нём, но только в контексте общей темы.
В основе сюжета – та самая пушкинская «Пиковая дама». Есть условный Германн, условная Елизавета, и, разумеется, графиня. Тоже условная. А еще тройка, семёрка, туз и роковая пиковая дама. Фильм не повторяет сюжет, это отдельная история, но в ней немало места отведено «Пиковой даме».
Великая оперная певица Софья Мейер, некогда сбежавшая из СССР за границу, возвращается в Россию и ставит здесь оперу П.И. Чайковского «Пиковая дама». Амбициозный и талантливый, но никому неизвестный оперный певец Андрей всеми силами рвётся заполучить роль Германна. Ну а Лиза в фильме - племянница Софьи и инструмент Андрея для получения через неё заветной роли. Только Андрей заигрывается и начинает если не отождествлять себя с Германном, то стремится стать им.
На Кинопоиске у истории скромная «6.0», в копилке – два «Золотых орла» (лучшая мужская роль и лучшая работа по гриму и пластическим спецэффектам) и четыре номинации на «Нику». Мне фильм очень понравился. Он далек от классики, которую я читала у Пушкина и смотрела в Малом театре. Но поднимает те же проблемы, что и «наше всё» - нравственное падение, алчность, двуличие. И как наказание за всё это – потеря всего, включая себя самого. У Пушкина буквально – Германн сходит с ума, у Лунгина фигурально – Андрей теряет самое дорогое, что у него было, голос.
Есть и другие примеры фильмов, где классику перепрошивают нынешней действительностью. Например, «Дубровский» (2014) с Данилой Козловским, «Бесприданница» (2011) с Мариной Александровой или «Гроза» (2019) с Любовью Аксёновой. Сказать мне о них нечего, поскольку «Дубровского» я смотрела давно и ничего о нём не помню, кроме того, что пересматривать его не из-за чего, а «Бесприданницу» и «Грозу» не смотрела и не планирую, глядя на низкие рейтинги КП.
Классика и современность в сериалах
Классика вечна, поэтому ничего страшного не произойдет, если адаптировать её под современность – так рассуждают не только в большом кинематографе, но и в сериальном жанре. Вот уже несколько месяцев то там, то тут вижу рекламу сериала «Преступление и наказание», премьера которого ожидается в этом году. В нём действие тоже перенесено в наше время. Родиона Раскольникова будет играть всё тот же многостаночник и мастер перевоплощения Иван Янковский. Жду сериал, буду смотреть. Никогда не видела постановок этого романа Достоевского, хотя читала дважды. Очень любопытно, как он зазвучит в наше время. Подозреваю, что актуально.
А помните невероятного «Шерлока» с Камбербетчем? Не Достоевский, конечно, и не Толстой, но Конан Дойль тоже в своём жанре – классик. И перенос его героев в современную действительность лишь подтверждает, что эти нестареющие персонажи подходят любой эпохе. Есть ещё «Мёртвые души» 2020 года, но их не смотрела и пока не готова. А вы?
Театры как машина времени
Театры, как никто, любят пересадить традиционную литературу на современную почву. Так, например, в театре Ермоловой спроецировали роман «Портрет Дориана Грея» на современность. В Театре Наций любят поступить аналогично. Недавно вышел спектакль «Борис Годунов» по Пушкину, где декорациями служит школьный спортзал. «ГрозаГроза» осовременивает всё ту же Катерину Кабанову, но теперь уже лучом света в тёмном царстве становится Юлия Пересильд. А я скоро схожу в этот театр оценить, что оставил Константин Богомолов от Александра Островского в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Как говорится, не переключайтесь, всё расскажу.
В МХТ Чехова через современную оптику рассмотрели лермонтовскую драму «Маскарад» и чеховские «Три сестры». Через века шагает в театре Вахтангова «Мнимый больной», а театре Пушкина – «Красавец-мужчина». И список этот можно продолжать и продолжать.
Ради чего это всё?
Имеют ли право современники так издеваться над классикой? И издевательство ли это? Когда-то на уроке литературы учительница нам рассказывала, что позволяет классическим произведениям так называться. Их вневременность. Все они поднимают проблемы и сталкивают характеры, которые существуют и живут в любое время и эпоху. Трусы, воры и мошенники, равно как и честные, верные и справедливые герои были и будут всегда. Они всегда будут любить, предавать, продавать, трансформироваться и расти (а может наоборот, терять лицо и себя) под действием обстоятельств. Тогда какая разница, в джинсы ли они будут одеты или в панталоны, будут ли они перемещаться в конках или на такси.
Вот, например, как объясняет Богомолов своё изложение пьесы Островского:
Я не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других, казалось бы, бесконечно далеких от Александра Николаевича авторов, сочиняя самостоятельно. В случае с Островским мне кажется это наиболее естественным, потому что он писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени. Но, тем не менее, как всякий талантливый драматург, Островский заложил в них универсальные коды, которые продолжают работать, даже если применить к пьесам принцип импровизационного, вольного авторского развития. Поэтому мой спектакль и по пьесе Островского, и на основе нашей сегодняшней жизни», – говорит Константин Богомолов.
У подобных приемов есть одна совершенно точно полезная черта (ну помимо того, что смотреть старые пьесы на новый лад многим попросту интересно). Они приобщают к классике молодежь. Может быть старшекласснику скучно будет смотреть на историю купцов, мещан и дворян. Зато тот же сюжет, но экстраполированный на депутатов, поп-звёзд, байкеров и т.п., станет актуальным и близким. А выводы будут сделаны из него ровно те же, что и из оригинального произведения, где все в кафтанах и без мобильников. Значит, главная задача будет выполнена. Автор и через столетие достучится до души своего читателя/зрителя и в очередной раз донесёт понимание, что такое хорошо, и что такое плохо, что смешно, нелепо и глупо, а что есть честь, достоинство и красота человеческой души.
А для вас какие постановки ближе - классические или осовремененные?