Многие родители и учителя отмечают, что дети стали менее мотивированными к самостоятельной учебе, и такое положение дел вызывает серьезные опасения. Почему у детей нет желания учиться самостоятельно?
Объем материала.
Часто ребенок просто пугается, когда видит, сколько ему нужно сделать. Объем пугает, и ребенок просто не знает, с чего начать.
Сложность материала.
Ребенок может не понимать тему или пропустить материал из-за болезни или других причин. Признаться в этом может быть сложно, и многие дети предпочитают просто промолчать, а не разбираться в материале.
Привычка, что родители или учителя всегда готовы помочь.
Во многих семьях сложилась традиция, когда родители или учителя помогают ребенку с уроками. В результате, дети могут не научиться самостоятельно работать с материалом, и это усложняет их дальнейшую учебу.
Пути решения проблемы
Разбивка на этапы.Объемный материал следует разбить на части, чтобы ребенок мог видеть результаты своих усилий и понимать, что он движется к цели.
Постепенное усложнение. Важно, чтобы материал был понятен ребенку. Если он не понял какую-то тему, следует вернуться к ней и объяснить ее подробнее.
Самостоятельность. Необходимо приучать ребенка к самостоятельной работе, не делать все за него. Важно поддерживать его и помогать, но не делать всю работу за него.
Так же, в качестве стимуляции к обучению можно применить знаменитый «метод зелёной ручки».
Традиционный подход к оценке работ учащихся, так называемая “красная ручка”, заключается в акцентировании внимания на ошибках и недочетах. Такой подход может негативно сказаться на самооценке ученика, поскольку он постоянно сталкивается с опытом неудачи и теряет веру в свои силы.
“Зелёная ручка” предлагает совершенно иной подход – выделение лучших моментов и достижений ребенка. Это позволяет сформировать у него положительное отношение к собственным успехам и мотивировать его к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Как делаю я: когда ребенок учился писать, предлагала найти самую красивую букву и ее подчеркивали. При ошибках просто ставлю карандашом пометку на полях : одна черточка - одна ошибка в строчке. Ребенок ищет, исправляет.
Отказ детей от самостоятельной учебы - это серьезная проблема, которая требует внимания и усилий со стороны родителей, учителей и общества в целом. Важно понять причины такого поведения и предложить детям адекватные пути решения возникающих проблем. Только так можно добиться того, чтобы дети с удовольствием учились и развивались.