На фоне всех чудовищных событий прошлой недели иду сегодня в Театр Наций на «Макбета» Елизаветы Бондарь.
Необычный Макбет. Зрители уходят в рыданиях буквально группами, и это учитывая, что спектакль без антракта.
Сама режиссер говорит о спектакле так: « Я попыталась представить, что происходит в голове у Макбета. Как для него звучит весь этот чертов мир после того, что он пережил? Отсюда и сценографическое решение — мир контуженного на войне героя стал странной свалкой, с кучей предметов, которые в его сознании обретают звучание. Само пространство стало звуковой средой. Работа с текстом тоже шла в этой логике — стало понятно, что с ним должны происходить странные метаморфозы. Речь не везде различима, она наполняется инверсиями, алогизмами, в отдельных словах заменяются корневые морфемы, слова растекаются, потому что интонация всеобъемлющего ужаса уничтожает интеллект».
Ну и отдел Ное браво режиссер за блестящее прочтение роли Леди Макбет, глубокоаллюзорной этаким анти-оммажем с другой бездетной героиней - Фридой (которая получает прощение за свое смирение и смелость) и этим несчастной до того, что хочет утянуть в пучину Ада весь мир вокруг себя.
Как тут не вспомнить фотографию родителей одного человека, обошедшую вчера все первые полосы мировой прессы.
Наверное, именно такое «пространство внутри мерзавца» и нужно сейчас исследовать.
Впечатления от спектакля самые блестящие.
Это удачная и жесткая, без сантиментов, но и без шокирования ради шокирования попытка режиссера осознать и осмыслить истоки авторитаризма и «мальчиков кровавых в глазах» у российских диктаторов.
Почему Европа преодолела это, а Россия и не думала?? Нет ответа.
Художественное сценическое решение - лаконичное.
Сцена как бы в тумане, и герои в когда в иллюзии одиночества и ведут диалог, по сути, сами с собой.
Основа сцены - как ось - ясень Иггдрасиль – это мировое древо скандинавской мифологии.
Это величественный ясень, соединяющий девять миров скандинавской космологии. Корни и ветви Иггдрасиля простираются в царства богов, великанов, гномов, людей, эльфов и других мифических существ. У его основания находится колодец, охраняемый тремя Норнами, скандинавскими судьбами, которые прядут, измеряют и перерезают нити судьбы.
Ясень этот соединяет все уровни сцены, является осью спектакля.
В спектакле Норна лишь одна, она же великолепно сыгранная ведьма - явная актерская удача.
Подстрекательница и искушительница, тайный голос совести Макбета, не более того, но и не менее.
Человек сам придумывает себе свои скелеты в шкафу, свои ужасы и своих кровавых мальчиков, режиссерская мысль ясна.
И ведьма эта - не более чем порождение мира грез самого Макбета.
Леди Макбет - предательски похожая по иронии режиссера на Терехову - Миледи и на Фриду, беды обоих от мук бездетности.
Леди Макбет всюду носит с собой пустую деревянную колыбельку, и горе поглотило ее настолько, что она готова убить весь свет, а не только Дункана и его наследника.
Спектакль перекликается с «Годуновым», и идея предательства Макдуфа волей-неволей заставляет задуматься о судьбах нынешних Макбетов и особенно Дунканов.
Но нет, Россия - это не Шотландия, где возмездие мерзавцу ограничено скоростью конного перехода из Лондона в Шотландию, в России мальчики кровавые должны как следует отзвучать дикой какофонией в голове близкого к сумасшествию тирана и убийцы, ослепленного горем бездетности (по официальной версии); а на самом деле ему просто нравится убивать соперников.
Но Шекспир не был бы великим, если бы не показал, что любой узурпатор на престоле - явление временное.
Впрочем, не в России; узурпаторша Екатерина Великая почти 30 лет успешно договаривалась со своими скелетами в шкафу. Да и Павел, сынок ея, в сцене коронации скелета Петра 3 тоже был весьма убедителен, и ничто, как говорится, не дрогнуло. А публика одобрила, и граф Алехан и не пикнул, понес за убиенным императором корону на бархатной подушке, после чего и сошел с ума.
Россия - не Шотландия, и возмездие тут приносят не Норны и не мировая судьба, а люди - вот идея спектакля.
Злободневность и актуальность зашкаливает, иной раз думаешь, что это вчера было написано после бобыьий одного особенно мрачного февральского утра.
Гениально сделано, смотреть очень рекомендую.
#макбет
#театрнаций #миронов