«Цветы – остатки рая на земле». Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В православной церкви не существует четких канонов, регламентирующих убранство храмов цветами, да и любое богослужение само по себе не предусматривает в обязательном порядке флористического украшения. Но человек, утерявший когда-то рай, ищет его постоянно. Этим можно объяснить, почему в православных храмах при подготовке к праздничным богослужениям цветочному оформлению отводится столь важная роль. Не случайно возникло понятие «храмовая флористика».
При особо важных событиях – перенесении мощей святых угодников, визитах патриарха, архиерейских праздничных службах, престольных праздниках – храмы в наши дни весьма пышно украшаются гирляндами, композициями, букетами.
Как же должны быть выполнены эти цветочные убранства? У флористов, оформляющих храмы, появляются вопросы относительно стиля, цвета, места расположения декора в храме, техник исполнения и уместного ассортимента используемых растительных материалов.
При обсуждении этих вопросов возникает немало разночтений, поэтому остановлюсь только на самых общих принципах, которых стоит придерживаться.
· Флористическое оформление всегда должно быть согласовано с настоятелем храма либо с наместником монастыря (или с их доверенными лицами). Можно столкнуться с очень разным подходом к цветочному убранству, поскольку люди по-разному видят решение этих задач и имеют неодинаковые вкусовые предпочтения.
· Что касается стиля – конечно, в оформлении храма предполагаются некоторая сдержанность и строгость. Но ничто не мешает вносить во флористику бóльшую степень естественности, наиболее выигрышно показывать различные растительные материалы, учитывая их красоту и природные преимущества; создавать не шаблонные, выполненные в одной плоскости, работы, а «живые», многоуровневые композиции, пропитанные любовью к божественной красоте растений.
Да, это требует большего флористического мастерства. Но мы же к этому и стремимся! Иной раз люди, не имеющие специальной подготовки, но тонко чувствующие эту красоту, делают очень интересные работы. В этом случае им надо постараться освоить еще и флористическую грамоту.
Технические возможности: для усиления выразительности при и техник современной флористики. Для этого надо постоянно развиваться и искать новые решения. Чем шире палитра ваших технических возможностей, тем оригинальнее и разнообразнее может получиться оформление. Так что на воплощении идеи цветочного убранства храма возможно использовать весь арсенал приемов этом поприще необходимо учиться и расширять горизонты.
· В цветовых решениях при флористическом оформлении храмов изначально в большей степени руководствуются общей символикой православных праздников. Конечно, оформление согласовывается с настоятелем храма. Кроме того, определенную роль здесь играют сезонность и имеющиеся в наличии материалы.
· Места расположения цветочного декора. Надо ясно понимать, какого масштаба планируется оформление. Важно верно поставить задачу и учесть имеющиеся ресурсы: бюджет, материалы, команду исполнителей.
Сначала необходимо продумать убранство наиболее значимых объектов: праздничных и особо почитаемых икон, других святынь храма.
Далее надо проработать центрально-осевые элементы: аналойные иконы, Царские врата, Престол, иногда – оформление солеи, определенные части иконостаса.
· Ассортимент. Я ратую за максимальное использование садовых, лесных, полевых и других материалов, которые возможно собрать, заготовить, приобрести по невысокой цене. Также можно призвать прихожан жертвовать растения из своих садов. Кроме прочих преимуществ, подобный подход позволяет обходиться малым бюджетом, при этом очевидно, что флористические оформления будут более интересными, живописными, творческими и трогающими души прихожан. А коммерческие цветы имеет смысл добавлять там, где они действительно дадут сильный и необходимый эффект. И уверяю – их можно использовать совсем немного.
Будем и дальше стремиться обрести потерянный Рай!
Ирина Давыдова, флорист-эксперт, организатор и руководитель оформительских проектов в том числе храмовых.
Светло и радостно становится на душе, когда приходишь в храм на праздничное богослужение. И особое чувство благодати испытываешь, если храм украшен цветами, тонко подчеркивающими красоту икон и церковного убранства.
Традиционно основная цветовая гамма флористического оформления православного храма соответствует цвету облачения священнослужителей.
Например, в праздники, посвященные Богородице преобладают белые и голубые цвета, Троицу, в дни памяти преподобных, – зеленый цвет – символ жизни, на Вознесение, Преображение – белые, в день Воздвижения Креста Господня –фиолетовые и бордовые, в дни Великого поста – темные и фиолетовые, в Пасхальную седмицу – красные.
На Рождество в православных храмах устанавливают небольшие деревца ели и пихты, сооружают вертеп из хвойных веток, украшают его белыми цветами. Вечнозеленые хвойные растения – символ вечной жизни, белый цвет – символ света и духовной чистоты. На Троицу в храмы приносят ветви березы, пол устилают скошенной травой, луговыми и полевыми цветами. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя украшают белыми цветами в напоминание о ткани, в которую при погребении было завернуто тело Христа. На Пасху всегда используется красочная цветочная палитра с преобладанием ярких радостных оттенков.
Цветочное оформление должно гармонично вписываться в интерьер храма и никогда не доминировать, его задача– подчеркивать глубокий сакральный смысл богослужения.
Ольга Таливанова, ландшафтный дизайнер, храмовый флорист