В 2010 году классный руководитель моего старшего сына (на тот момент ученика) решила уволиться из школы. Замечательная молодая женщина и педагог тоже замечательный, за детей болела душой, всем сердцем, но перегорела, устала, эмоционально выдохлась.
Сопутствующие аргументы: много часов, много бумажной работы, много дополнительной нагрузки, уходит много энергии и нервов, нездоровый климат в педсоставе гимназии, а зарплата маленькая. И на семью и домашние дела практически не остается времени.
Уговаривали мы её остаться всем классом, что учителя, что дети. Уговорили, осталась. С тех пор прошло более 13 лет. Проблемы у педагогов остались те же, плюс наслоились новые.
В 2023 году в России уволились из школ 193 тысячи учителей (2023 был объявлен Годом Педагога и Наставника). Это официальные данные министерства Просвещения РФ. А действительно, кто теперь будет учить наших детей?
А сколько осталось? Ранее, в том же 2023 году Росстат насчитывал в России 1,2 миллиона школьных учителей. Если считать, что 193 тыс.уволилось — осталось еще более миллиона.
С учетом прибытия выпускников педагогических вузов и если убыль расти не будет (увы, рост имеется, в 2017г., к примеру, уволилось 141,8 тыс. учителей) — школьных преподавателей в России с такими показателями и при таком ведении дел хватит еще на несколько лет.
Эта тема крайне важна, потому что образование — это будущее России.
Можно поменять в стране Президента, депутатов и сенаторов на других, может быть что-то изменится или нет. А вот без учителя не будет ни экономики, ни армии, ни МВД, ни промышленности. Ничего не будет, кроме первобытных деградирующих стад.
А учителя бегут.
Мы недавно писали про проблемы недостатка полицейских в МВД, и правоохранительное ведомство зашло в концептуальный тупик, в попытках их решения. Тупик нехватки учителей — более колоссален по масштабам. Но что любопытно, выход тут чиновниками найден. Но об этом позже.
Что вообще происходит нынче в школах? Во-первых, преподаватели считают, что качественно изменились дети. Стали более нервными, более возбудимыми, с неустойчивой психикой, более физически слабыми, рост детской хронической заболеваемости растет с каждым годом. Они не стали хуже — они другие.
Всё больше учителей жалуются на то, что дети их не слушаются, не желают вникать в предмет, балуются, играют на уроках, отвлекаются, не реагируют на замечания, хамят, дерзят в ответ, при возникновении конфликтных ситуаций начинают оскорблять, в ход идут кулаки с обоих сторон.
И это мы еще не поднимаем проблему плохоговорящих по-русски детей трудовых мигрантов в школах, которые ничего не понимают в учебе, но шалить от этого не перестали. Это тоже стресс и нервы.
Начнешь повышать голос, требовать — школьники тут же бегут к родителям и жалуются, бросаются снимать происходящее на телефон. Родители тоже начинают жаловаться завучам, директору, в инстанции, в СМИ, раздувают скандал. В итоге учитель дисциплинарно наказан и под угрозой увольнения. А оно ему надо?
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин высказался по этому поводу так:
"К сожалению, есть такие семьи, где дети получают ценные рекомендации от родителей (снимать видео), если кто-то повышает голос… Учитель не имеет права унижать учеников, и ученики не имеют право принижать статус наставника… Я категорически против. Эти съемки... когда снимают и выкладывают в сеть — это оскорбление. Оскорбление самой семьи. Родители должны понимать — так они приучают своих детей всю жизнь находить причины своих неудач в чужих людях. Так нельзя. Мы должны думать, осмысливать свои позиции и действия..."
Дошло до того, что министр образования и науки Бурятии Валерий Поздняков предложил приравнять учителей к полицейским. По его мнению, за оскорбление педагогов следует ввести административную (или даже уголовную) ответственность. Он полагает, что "зачастую не учеников от учителей надо защищать, а учителей — от учеников".
Ему вторил глава Бурятии Алексей Цыденов, который предложил ввести административную ответственность за оскорбление учителя.
Еще одна мера, которую предложили ввести для защиты учителей от школьников — оценки за поведение.
Таким образом, глава Совета по правам человека Валерий Фадеев считает, что эта мера непременно поможет учителям справляться с "отпетыми" хулиганами, с буллингом и хамством учеников по отношению к педагогам.
Поможет ли? Помнится, раньше, когда такие оценки существовали — отпетых хулиганов они не останавливали. И оставление на второй год ничему не приучал. На таких могли подействовать разве что учёт в детской комнате милиции и отправка в колонию для несовершеннолетних преступников.
Решат ли предложенные меры все проблемы учителей? Частично может помочь, при условии, что эти прожекты осуществятся.
Но кто поможет решить вопросы с зарплатой, с жильем, с неоплачиваемой общественной нагрузкой, в виде присутствия в комиссиях на всех выборах и прочих общественных мероприятиях?
Зарплата у учителей разная, в зависимости от регионов. В Москве и Подмосковье — хорошая, тут позаботились Собянин и Воробьев. А в других регионах? К примеру, ставка учителя из Тверской области в прошлом году была 22,5 тыс. руб. Можно работать на три-четыре ставки, чтобы сводить концы с концами, а жить когда?
Знаете, какой самый массовый запрос в Яндексе, если набирать в поисковой строке предложение "Почему учителям..."? Ответ: "Почему учителям не подняли зарплату с 1 января 2024 года". Можете проверить сами.
Когда Президент увлеченно рассказывает о планах страны на будущее, он знает — если некому будет учить — никакие планы не смогут осуществиться. Это невозможно, базиса не будет.
Следовательно, государству надо приложить все усилия для того, чтобы наши учителя чувствовали себя наиболее комфортно в образовательной среде.
Как оно прилагает? В феврале 2024 года Путин пообещал следующее:
С 1 октября 2024 года будет введена выплата в 5 тысяч рублей для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах.
В малых населенных пунктах, где живет меньше 100 тысяч человек, с 1 марта будут вдвое увеличены выплаты за классное руководство и кураторство – до 10 тысяч рублей.
Путин также поручил правительству заняться выравниванием зарплат бюджетникам в регионах. В рамках пилотных проектов будет отработана новая модель оплаты в отдельных субъектах, а в 2026 она будет разработана для всей страны.
Решит это финансовые проблемы учителей? Лишними даже эти малые деньги не будут точно. Но много ли преподавателей числятся советниками по воспитанию или живут в малых городах?
Чего греха таить, зарплаты у преподавателей нищенские, соответственно, быть учителем — не престижно. Как пишут "Новые известия", на сегодня в 75 регионах России оклады учителей ниже МРОТ (МРОТ сейчас 19.242 ₽), а менее половины МРОТ зарабатывают сейчас 40% учителей, согласно исследованию профсоюза "Учитель". Как этим людям жить?
А там, где за престижем не гонятся, в сельском образовании — свои проблемы. Чиновники "оптимизируют" малокомлектные школы в деревнях.
Одной рукой государство что-то дает, другой забирает. Скоро малым селам учиться будет негде, школы закрывают (В Великую Отечественную такого не было, как сейчас).
Кстати, на прошедших предвыборных дебатах кандидат от партии "Новые Люди" Вячеслав Даванков предлагал сократить в образовании бюрократов (которые требуют отчетность), а за счет этого увеличить количество учителей. И предлагал ввести т.н. федеральный оклад учителя — 75 тыс. рублей. Но, как известно, выборы этот кандидат проиграл.
Какой выход из всего этого? Очевидно, что точечные небольшие прибавки некоторым категориям педагогов положения не исправят, но это всё, что может дать государство (и винить его в этом не стоит, обстоятельства знаете).
А выход чиновники нашли. К 2030 году планируется, что Искусственный Интеллект будет проверять две трети домашних заданий, а значительная часть образовательного процесса уйдет в онлайн.
Сейчас минпросвещения и минцифры внимательно наблюдают за процессами школьного обучения в Москве, где уже две трети этих процессов проходят онлайн. Чиновники считают, что квалификация учителей год от года падает, и заменить их роботизацией процессов будет, конечно, высокотехнологичнее и дешевле.
Следовательно, скоро учителя будут и не нужны (их можно будет сократить), необходимость в них отпадёт (и сколько потрясающих возможностей появится для сдачи в аренду школьных помещений, раз и школы будут не нужны). А как вы думаете, товарищи, вырастет ли от этого качество образования?