Найти тему
Школа "Интеграл"

Родители - друзья?

Очень сложная и волнующая тема.

Можете ли вы сказать: «моя мама - мой самый лучший друг» или «мой папа - мой самый лучший друг»? А еще лучше: «мои родители - мои самые лучшие друзья!»?

Если «ДА», то вы очень счастливый человек! Вам очень повезло! Это большое счастье!

А кто-то, возможно, задумается, должны ли родители быть друзьями своим детям?

Часто в разговорах среди родителей можно услышать, что они стремятся создать в своих семьях дружеские отношения между взрослыми и детьми, которые основаны на взаимном доверии, уважении, привязанности, взаимопомощи, общих интересах.

Звучит здорово, но возможна ли дружба между родителями и детьми? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Итак, вы узнаете, что скоро станете родителями. В семье появится маленькая крошка, которая будет требовать к себе много внимания, сил, финансовых вложений. Ваш привычный уклад жизни перевернется с «ног на голову». Кто-то к этому готов, кто-то постарается подготовиться, а кто-то совсем к этому не готов и не хочет готовиться. Ему и так было хорошо. А еще это маленькое «чудо» нужно будет как-то воспитывать, уделять ему много времени (а времени на себя станет намного меньше), и, если все сложится хорошо, вы станете настоящей семьей, в которой друг друга любят, уважают, ценят, заботятся друг о друге, помогают. У вас появятся общие интересы, и вы будете наслаждаться каждой секундой, проведенной вместе.

Но, не будем торопиться. Вы знали, что существуют стили воспитания? В психологии принято выделять 6 основных стилей семейного воспитания:

1. авторитарный,

2. либеральный,

3. демократический,

4. опекающий,

5. отчуждающий,

6. хаотический.

Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. В современных семьях чаще всего присутствует смешанный стиль семейного воспитания с одним доминирующим стилем. Преимущества доминирующего стиля для родителей очевидны, но, как правило, его недостатки от нас ускользают. Рассмотрим каждый стиль воспитания.

Авторитарный стиль характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме. Отношения строятся на принуждении и безапелляционных указаниях. Нет проявления ласки, заботы и любви.

Для родителей важны только их ценности, интересы, желания, а ребёнка воспринимают как глупое существо. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут родители. Детская инициатива подавляется, ребенок должен быть исполнительным и послушным, т.к. взрослый «лучше знает и плохого не посоветует». За непослушание детей наказывают. Авторитарный стиль воспитания страшен не только физическими наказаниями, но и последствиями морального давления. У детей появляется потеря индивидуальности, низкая самооценка, зависимость от чужого мнения, двуличие, стремление скрывать свои поступки, лгать, позиция жертвы, проблемы со здоровьем.

К сожалению, отрицательные последствия авторитарного стиля воспитания негативно сказываются и во взрослой жизни, т.к. человеку сложно построить гармоничные отношения.

Либеральный стиль (гипоопека) стирает грань между родителями и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Это полная противоположность авторитарному стилю. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.

Ребёнок рано становится самостоятельным (чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести). Необходимая ребенку реальная помощь от родителей заменяется уходом от проблемы.

Да, у детей есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. И это огромный плюс. Но потакание детским прихотям приводит к быстрой утрате интереса и отсутствию силы воли. Частая смена целей, бросание дел на полпути, отсутствие критической оценки своих действий, низкая концентрация внимания негативно влияют на успеваемость в школе. При этом нельзя не упомянуть о другой стороне: ребёнок, который постоянно в поиске, имеет больше шансов самореализоваться и найти своё место в жизни, чем тот, кто получает указания, как ему жить.

Демократический стиль ещё называют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности. Он хорош гармоничными отношениями внутри семьи, но требует усилий от родителей, которые понимают, что в их жизни появился ещё один человек, равный по правам и потребностям. И это означает увеличение как финансовых затрат, так и эмоциональных, физических и психологических. Откупиться деньгами не выйдет. Только всестороннее участие на всех этапах взросления.

Здесь доминируют: уважение к ребёнку, признание его индивидуальных особенностей, интересов и желаний, взаимопонимание внутри семьи. Есть правила, режим и дисциплина (в противовес либеральному стилю). Правила не объявляются безапелляционно, как в авторитарном стиле, а объясняются, проговариваются, обсуждаются, находятся компромиссы. Присутствует баланс наказаний и поощрений, который формирует ответственность и осознанность. Основа воспитания-личный пример взрослых. Сможет ли ребёнок доверять родителям, которые поучают, но не следуют своим принципам?

Взрослым нужно достаточно внутреннего и физического ресурса, чтобы придерживаться такого типа воспитания. Бывают ситуации, когда проще всего раздавать указания или, наоборот, пустить всё на самотёк. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть терпеливыми, готовым идти на компромисс и сдерживать данное тобой слово. Можно сказать, что демократический стиль воспитания всегда предполагает изменения для родителя, но не каждый к этому готов.

Детская активность проявляется позитивно: ребёнок интересуется обучением, ставит цели и прилагает усилия к их достижению. Дети, вырастающие в атмосфере уважения, обладают адекватной самооценкой и могут принимать верные решения, выстраивать крепкие и здоровые отношения. Психологи считают демократический стиль воспитания самым благоприятным для ребёнка. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными.

Опекающий стиль (гиперопека)- это излишняя, чрезмерная опека. Взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Подавляется детская индивидуальность, используются манипуляции и психологическое насилие. Каждый шаг ребенка подвергается контролю. Отсутствуют открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка, дети по умолчанию считаются неразумными, поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой. Ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление.

Представьте себе комнату, которая обставлена всем необходимым для жизни, но эти предметы сковывают движения, не дают сделать «полный вдох», комната душная, в ней невозможно дышать, потому что воздух в помещении несвежий, спёртый, а форточку открывают крайне редко.

Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения. Если при авторитарном стиле воспитания у детей есть силы на бунт, шанс покинуть семью и избавиться от давления, то от гиперопеки сложно убежать в любом возрасте. Так вырастает несамостоятельный человек, которому проще быть ведомым, чем инициативным. Отсутствие мотивации, лень, инфантильность, порой даже хитрость, обман приводят к проблемам в обучении, социализации, общении, попаданию в зависимые «токсичные» отношения. Как правило, в таких семьях вырастают «маменькины сыночки», которые не умеют жить самостоятельно. Неудовлетворённость жизнью и отсутствие счастья в самых крайних случаях могут привести к мыслям о суициде. В итоге человек не может выстроить свою жизнь и вынужденно действует по чужому сценарию.

Отчужденный стиль чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Хорошо, если родители обеспечивают безопасность, еду, гигиену, образование. К сожалению, нередко неблагонадёжные родители не делают даже этого. В таких случаях на защиту прав ребёнка встают социальные службы.

Самооценка у таких детей очень снижена, они замкнуты, порой очень агрессивны, никому не доверяют. Такие дети очень подвержены влиянию и контролю посторонних людей, которые могут полностью изменить внутренний мир ребенка как в лучшую сторону, так и в худшую. Ребенок вынужден рано взрослеть и решать не только свои проблемы, но и проблемы родителей самостоятельно. Вероятность реализовать свой потенциал, раскрыть таланты, у таких детей очень самая разная.

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство), как правило, наблюдается у родителей, которые просто не готовы к своим обязанностям. Они хаотично ищут свой стиль воспитания, бросаясь из крайности в крайность. Неумение договариваться, импульсивные поступки, большое количество конфликтов, ссор, скандалов приводит к хаотичному стилю воспитания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми. Он не чувствует себя в безопасности, у него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожность, одиночество и неспособность комфортно эмоционально жить в социуме. У такого взрослого плохо с самоконтролем и ответственностью. Вместо развития волевых качеств проще обвинять всех вокруг во всех своих неудачах, списывать все на обстоятельства. Без умения понимать себя и свои желания, ставить и достигать цели, ребёнок, выросший в хаосе, теряется. Сложности в учёбе и общении делают его замкнутым и оторванным от реальности, словно он проживает чужую жизнь.

Каждый человек индивидуален, поэтому важно учитывать тип темперамента своего ребенка. Давайте попробуем узнать, какой темперамент у вашего ребенка, чтобы прислушаться к особенностям его характера.

Ребенок-сангвиник прирожденный лидер и оптимист. Деловой и общительный, он знает себе цену. В его движениях видна уверенность, речь живая и быстрая, эмоции во время рассказа старается выражать с помощью мимики и жестов. Такого малыша необходимо учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца, искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.

Ребенок-флегматик никуда не торопится. Он делает все основательно и упорно, преодолевая все препятствия на пути к своей цели. С большим трудом находит друзей, но если они у него появляются, он предан и верен им. Его тяжело чему-либо научить, а переучить почти невозможно. Такому ребенку нужно помочь стать любознательным и инициативным. Учить полнее выражать свои эмоции и чувства: радоваться, жалеть кого-то, быть добрым. Играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, поощряйте соблюдение правил игры.

Ребенок-холерик боец, задира и командир. Он постоянно конфликтует со сверстниками, но и жизни своей без них не представляет. Кажется, что внутри этого энергичного и бесстрашного малыша спрятан громкоговоритель. Он резкий, любит действовать на глазах у публики. Не выносит одиночество. Легко приспосабливается к новой обстановке, с трудом – к требованиям. Энергию такого ребенка нужно всего лишь направить в нужное русло. Обычно он реагирует только на требования своих родителей. Играйте с малышом-холериком в игры, в которых всё зависит от внимания и нужен минимум эмоций. Воспитывайте в нем настойчивость, сдержанность и убирайте любые зачатки агрессии.

Ребенок-меланхолик нерешительный, робкий, застенчивый, обидчивый. А слезы готовы скатиться по щекам в результате любой неудачи или обиды. Любая деятельность для него- это работа, ему трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на мелочи. В комфортной обстановке меланхолик может превзойти самого себя и достичь таких результатов, которые не по силам детям с другими типами темпераментов. Такого ребенка нельзя запугивать, даже из лучших побуждений. Необходимо помочь ему справиться со своими страхами и учить бесстрашию, общительности, доверию к окружающим его людям, смелости, проявлять инициативу.

Нельзя сказать, что дети строго делятся по этим типам темпераментов, но какой-то тип, как правило, доминирует в каждом из нас.

Какими должны быть взаимоотношения с ребёнком

Как найти взаимопонимание с собственным ребенком, завоевать и сохранить его доверие и, наконец, стать другом своему малышу?

Ответ на эти вопросы рано или поздно ищет каждый, у кого есть дети. В процессе воспитания у любого родителя, иногда, возникают сомнения, был ли он прав в той или иной ситуации. Конечно, в каждой семье случались ситуации, когда родители пытались слишком сильно влиять на детей, опекая их, а дети всеми силами стремились вырваться из-под родительского «крыла».
Такие ситуации, как правило, отдаляют детей от родителей. И это очень печально для обоих поколений. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что было бы, если бы мы попытались понять друг друга?

Нам очень важно научиться доверять друг другу, чтобы дети не боялись делиться с нами своими волнениями, задавать любые интересующие их вопросы. Конечно-же, определенные правила должны присутствовать в каждой семье, чтобы в доме царили уважение и порядок. Но каждое правило нужно продумать так, чтобы и ребенок и взрослый чувствовали себя спокойно и комфортно, а также могли обсудить свое несогласие. Открытый диалог – вот что поможет ребенку выучить жизненные уроки. Родителям нужно научиться и не делать из любого поступка драму. Помните, что ребенок - это ребенок, он не может знать всего, его поведение развивается. Ни один малыш не может быть идеалом и запомнить все необходимое с первого раза.

Давайте попробуем сформулировать несколько правил, которые могут помочь старшему поколению стать ближе к младшему поколению

1. Самое главное- любите вашего ребенка! Поверьте, фраза «Я тебя люблю» окрыляет. Любовь родителей к своим детям- это волшебное чувство, которое невозможно купить, продать, забыть, выбросить. Она с каждым годом становится только сильнее. Каждая мама, каждый папа любят своего ребенка. Это самое большое богатство, которое есть у нас с вами. Но бывает так, что, по каким-то непонятным для меня причинам, эту любовь не дарят друг другу. Её прячут от всех, даже от самих себя. Её стыдятся. Считают проявлением слабости. Думают, что нельзя говорить ребенку добрые, ласковые слова потому, что он станет «мягкотелым», «сядет на голову» и будет ножками болтать. Дорогие родители, это так неправильно! Это такая ошибка!

2. Развивайте позитивное отношение к жизни. Любые негативные высказывания (про строгого учителя, неинтересные задания) попытайтесь перевести в позитивное русло, чтобы вместе с ребенком посмеяться и чтобы все, что однажды вызвало негатив, в будущем вызывало лишь положительные эмоции. Объясните ему, что посмеяться можно не только над чем-то, но и над собой.

3. Обратите внимание на индивидуальные особенности и возможности ваших детей. Важно помнить, что не бывает все всегда хорошо. Там, где есть взлёты, будут и падения: сегодня — грамота, завтра —драка с одноклассником... Не бойтесь всех проявлений жизни, ведь так мы ощущаем её насыщенность. Не давите на ребёнка, не будьте диктатором, разрешите ему иметь своё мнение, учиться его высказывать и отстаивать.

4. Интересуйтесь жизнью ребенка вне дома. Спрашивайте, как прошел день, что интересного сегодня произошло? Задавайте больше таких вопросов, на которые нельзя дать односложный ответ. Побуждайте ребенка рассуждать, проговаривайте его чувства, предлагайте альтернативы, учите рассматривать ситуацию с разных сторон. Пусть он сам говорит столько, сколько ему хочется. Просто будьте рядом и слушайте его. Учитесь иногда оставлять своё ценное мнение при себе, позволяя малышу быть активным.

5. Не забывайте в графике ребенка оставлять время для вашего совместного ничегонеделанья- в это время вы можете заняться всем, чем захочет ребенок вместе со своими любимыми родителями. Можно просто посмотреть вместе фильм, сказку, прочитать интересную серию книг, поиграть в игру, сделать поделку, пойти гулять в парк, покататься с горки на ватрушках, съездить на экскурсию (наш город богат своей невероятной историей) или вместе полениться. Такие мероприятия вас будут сближать с каждым разом все сильнее и сильнее.

6. Не критикуйте, не вешайте ярлыков, не унижайте, не давите и не «рубите» на корню любые начинания. Будьте внимательны в своих высказываниях. Не бывает людей, которые все и всегда делают правильно. Разбирайте вместе все сложившиеся ситуации, вместе находите ошибки, вместе старайтесь понять, как такие ошибки не совершать. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Помогите вашему ребенку не замкнуться в себе, а понять, что ошибки совершают все, от этого никто не застрахован.

7. Всегда выполняйте обещания, данные ребенку. Авторитет родителя нельзя подрывать!!! Если у вас возникли обстоятельства, по которым вы никак не можете выполнить свое обещание, объясните ребенку, что у вас, по независящим от вас причинам, возникла такая ситуация. Покажите ему, что вы очень переживаете, что вам придется нарушить свое слово. Извинитесь перед вашим любимым сыном, дочкой. И, при первой появившейся возможности, наверстайте то, что упустили. Вы покажете своим примером, что в жизни случаются обстоятельства, из-за которых человек не может выполнить свое обещание, но в таком случае важно не отчаиваться, суметь об этом поговорить и наверстать все, что не сумели.

8. Привлекайте ребёнка к домашним обязанностям. Позволяйте ему быть самостоятельным, хвалите за проявленную инициативу. Показывайте все своим примером. Конечно, не все с первого раза будет хорошо сделано, но терпенье и труд все перетрут.

9. Разрешайте ребенку самостоятельно выбирать себе друзей. Пусть он учится определять честных, порядочных (и не очень), добрых, ответственных, отзывчивых, злых людей. Приводите примеры, объясняйте, делитесь своими чувствами и опытом. Только не давите на ребенка, он сам должен понять, какой человек может считаться его другом. Ребенок должен знать, что дружба должна приносить только позитив, строиться на честности, доверии, взаимовыручке. Учите вашего ребенка решать любые вопросы цивилизованным путем, без драк. Помните, навыки построения социальных связей формируются годами.

10. Поддерживайте ребёнка в его начинаниях и переживаниях.

11. Хвалите за каждое старание, каждую победу.

12. Заведите свои семейные традиции: читайте вечерами перед сном интересные книги (сначала вы ребенку, потом он вам или наоборот), по субботам вместе рисуйте или мастерите украшения для вашего дома, устраивайте пикники с вкусным перекусом и горячим ароматным чаем, готовьте вместе вкуснейшие торты на все семейные праздники…Общее хобби вас еще больше сблизит. Летом катайтесь всей семьёй на велосипедах, самокатах, зимой-на лыжах, сноуборде…

13. Говорите много добрых и ласковых слов. Не надо этого стыдиться. Ребенок должен чувствовать, что его любят, ценят, понимают, уважают. Он должен знать, что его семья- это его опора, место эмоционального и физического комфорта, дом, в котором его всегда ждут, поддержат, помогут вне зависимости от его возраста и положения.

Помните, настоящая дружба- это огромный труд! Давайте постараемся быть настоящими друзьями нашим детям. Начинаем дружить прямо сейчас! Не важно, сколько лет вашему ребенку…5, 15, 20, 45… Многие думают, что в этом можно будет разобраться потом, когда ребенок повзрослеет. Это не так! Чем раньше, тем лучше. Дружба и воспитание должны всегда идти рука об руку друг с другом. Конечно, если ваш ребенок (вы) уже взрослый человек, постарайтесь построить дружеские отношения. Начинать дружить и проявлять свои чувства никогда не поздно.

Не забываем про важные слова.

Родной мой, я тебя очень люблю! Доченька, ты у меня самая лучшая!

Ты самая лучшая мама на свете! Спасибо за то, что ты у меня есть!

Папа, ты у меня такой классный! Мама и папа, я вас очень люблю!

Я желаю, чтобы все вы были счастливыми мамами, папами, доченьками, сыновьями, бабушками, дедушками. Пусть в ваших семьях всегда живет любовь. Крепкой и дружной семьи!

Материал подготовила мама третьеклассника Школы «Интеграл» Абраменко Юлия Владимировна.