Аудитория с давних времён нуждается в качественных представителях шпионского жанра фильмов: раньше эту нишу заполняли франшизы про Джеймса Бонда или Джейсона Борна, но всё хорошее рано или поздно подходит к концу, вследствие чего эти истории завершились на самой высокой ноте из возможных. Дальнейшие голливудские и английские потуги не смогли вытянуть из зрительских карманов большие денежные суммы, что натолкнуло авторов на верные мысли: жанр нужно перестраивать с нуля. Вышло ещё и так, что в течении кинематографа XXI века пользуется спросом пост-ирония и мета-ирония: об этом в 2010-м году и смекнул молодой английский режиссёр Мэттью Вон, подаривший нам свой "Пипец" - неприхотливую, но невероятно смешную и креативную деконструкцию тогда только зарождающейся супергероики. А уже через четыре года Вон снял первый "Kingsman" - практически шедевр в своём жанре, впечатливший и преданную фанбазу шпионских фильмов, и прожорливую аудиторию кинокритиков. Именно с того момента Мэттью и пробил себе лестницу в большое карьерное будущее
Однако идея с развитием вселенной "Kingsman" быстро сошла на нет, когда, внезапно, оказалось, что единожды заряженный револьвер не может выстрелить второй раз: окончательная стагнация во франшизу пришла уже в приквеле Вона, "The King`s Man". Жанр отчаянно нуждался в новой деконструкции, и на подиум вновь ворвался Мэттью, анонсировавший совершенно новый, по его заверениям, шпионский проект - "Аргайла". Как режиссёр заявлял в многочисленных интервью и промо-материалах, он приготовил для зрителей новую креативную картину, которая сможет удивить даже самого предвзятого зрителя. Даже не один, и не два, и не три раза! Но получилось ли у Вона сохранить достоинство и не упасть в грязь лицом, впервые с момента "Секретной службы" продемонстрировав аудитории качественный развлекательный продукт под брендом собственного имени? К сожалению, не совсем
"Аргайл" имеет очень странную и лишь условную концепцию: есть молодая писательница шпионских романов (история будет часто перекликаться с реальным Мэттью Воном, постановщик явно умеет в хорошую мета-иронию), охоту на которую начинает вести таинственная преступная организация. Всё из-за того, что девушка обладает неким талантом "ясновидения", предугадывая каждый дальнейший шаг злодеев в своих книжках. А на помощь героине приходит закалённый в боях шпион из некой секретной разведки: вместе с ним она и будет медленно приходить к шокирующим результатам и поворотам, которые в дальнейшем могут в корень поменять всю её жизнь. Казалось бы, завязка уже отдаёт неким странным злосчастным трипом, но в тот же момент многие могут подумать: это же Мэттью Вон, на протяжении всей своей карьеры он специализировался как раз на подобных, "бредовых", завязках. И в какой-то степени вы будете правы
Но лишь по прошествии первой половины ленты, которая, во многом, отдаёт дань уважения уже почившим представителям шпионского жанра боевиков. "Аргайл" начинается бодро, лаконично и забавно, хоть местами и карикатурно, шаблонно и неоригинально. Тем не менее, при наличии такой формулы можно состряпать хотя бы весёлый и беззубый боевик на вечер (недавний "Пчеловод" Дэвида Эйра - вам в пример), но Вон решил пойти ещё дальше: явно вдохновившись безумием своего же "Kingsman" превратить историю "Аргайла" в подобие шпионского трэша, где грань фарса и безумия соседствует с драмой и излишним пафосом. Концепция картины меняется настолько резко, что невозможно сразу же переключиться на другое настроение: буквально пять минут назад мы смотрели незамысловатый и простой в своём понимании фильм, а уже сейчас лицезреем на голову отбитый боевик, где уровень экранной буффонады лишь повышается по градусу накала чуть ли не до самого финала
Очевидно, что Вону так и не удалось окончательно определиться с конечным направлением своего проекта: он хотел угодить всем и каждому, подарив неплохой вариант шпионской комедии на вечер и для "олдфагов" (поклонников старого жанра), и для более молодой аудитории, жаждущей драйва и безумия. Под этими амбициями чуть ли не полностью ломается структура картины (которая, к слову, идёт чуть ли не два с половиной часа, что для фильмов Вона - второе место по хронометражу), а концовка превращается в парад олицетворения отчаяния постановщика, банально не понимающего, чем сегодня можно увлечь хоть какую-нибудь публику. И это по-своему печально
Сложно сказать, можно ли получить полное удовлетворение от технического сегмента "Аргайла": многие критики ещё до полноценной мировой премьеры картины успели пожаловаться на отвратительный уровень графики и ужасный хромакей, и в этом плане с журналистами можно согласиться. Однако, чего греха таить, лента припасла для вас парочку экранных сюрпризов: так, одна экшен-сцена практически полностью снята в стиле слоу-мо (Снайдер, учись!), в некоторых местах отдавая работами Дэвида Цукера, вроде того же "Голого пистолета", а другая, уже в третьем акте ленты, выполнена в стиле первого "Kingsman": отключив мозги, вы действительно получите неплохой вариант для вечернего развлечения. Но лишь в случае второй половины фильма, потому что, как автор уже писал выше, первая идёт по совершенно иному повествовательному пути
Но с чем у Мэттью Вона никогда не было особо заметных недочётов, так это с актёрским составом: он по полной сияет и в "Аргайле". Сэму Рокуэллу идут комичные и иногда слишком карикатурные роли (что признают даже самые твердолобые фанаты актёра), а на второстепенном плане сияют эшелонные звёзды первой величины: раздражающая (в хорошем смысле этого слова) Кэтрин О`Хара, дуболомный и весёлый Сэмюэл Л. Джексон, карикатурный Брайан Крэнстон и, в первую очередь, харизматичное дуо Генри Кавилла и Джона Сины (хотя этих двоих, признаться, в ленте хватило буквально на десять-пятнадцать минут экранного времени, несмотря на такой сильный пиар в соцсетях с их участием). Многих может "подкосить" игра Брайс Даллас Ховард, но в своей основе это не придаёт ленте существенных недостатков. Увы, их у "Аргайла" хватает и без неё
"Аргайл" - к сожалению, ещё один шаг назад для Мэттью Вона, как для креативного английского деконструктора жанров. С выходом проекта подтвердились самые страшные опасения фанатов режиссёра: Вон попросту не понимает, чем сегодня можно удивить голодную и прожорливую публику. Он постарался уместить в одну двухчасовую ленту сразу все присущие шпионскому жанру элементы и этюды: от дуболомной сатиры и безумного фарса, до креативного боевика и карикатурной истории, но ни одно из этих направлений в итоге не нашло своего места внутри сценария данного проекта. Впрочем, Вон всё ещё может провести работу над ошибками триквелом своего же "Kingsman", который узрит свет уже в следующем году. Хотя после проектов вроде "Аргайла" за "Синюю кровь" (так звучит подзаголовок третьей части) начинаешь переживать сильнее прежнего
Плюсы:
- Актёрский состав
- Парочка качественных экшен-сцен
- Неплохая первая половина ленты
- Чувство юмора Мэттью Вона
Минусы:
- Странный темп повествования
- Безумная по градусу и наполнению вторая половина фильма
- Странная сюжетная арка у главной героини
- Посредственный технический сегмент
- Не совместимые друг с другом этюды
- Ничего нового: лишь повторение ошибок прошлого
5/10
- Чем лучше шпион, тем больше лжёт он