Найти тему
Порцелиновый фан

Григорьева Лариса Ивановна (1920-1997). Художник ЛФЗ. 1950-е.

Здравствуйте, друзья! Сегодня поговорим о художнике ЛФЗ Ларисе Ивановне Григорьевой. Лично мне она запомнилась по сервизу "Золотая ромашка" на форме "Тюльпан". О нём подробнее будет рассказано в следующей статье, где будет описываться творчество Л.И. Григорьевой "шестидесятых" годов.

Родилась она в 1920-м году в Твери. С конца 1920-х жила в Ленинграде. Поступила в педиатрический институт. В Войну работала в Ленинграде в военном госпитале. В 1945-м забросила учёбу (не восстановилась в институте) и пришла работать в ЛФЗ учеником живописца. Уже в 1947-м её повысили до живописца. Наставниками её были поначалу такие мастера, как И.И. Ризнич и Т.Н. Беспалова-Михалева. Очень быстро её заметил главный художник предприятия Н.М. Суетин, и предложил ей поработать под его руководством в художественной лаборатории.

Видно, она ещё  молодая девчонка (но перспективная, раз её решили сфотографировать). Расписывает форму "Лотос", которая была разработана С.Е. Яковлевой во второй половине 1930-х годов. В оригинале фото помечено, что идёт 1949-й год. Возможно. И в тоже время подписано, что Григорьева - "за росписью в художественной лаборатории завода". Но всё дело в том, что Григорьеву в художественную лабораторию, где художники сами создают новые росписи, а не расписывают посуду, декор к которой придуман другими, главный художник завода , Суетин пригласил лишь в 1951-м году. Вообще, фотография могла быть сделана как в 1945-м году, когда Григорьева пришла на завод учеником живописца (скорее всего!), так и в 1947-м, когда она "дослужилась" до живописца, так и позднее. И всё-таки не представляю, что здесь ей почти "тридцатник" (а то и более!).
Видно, она ещё молодая девчонка (но перспективная, раз её решили сфотографировать). Расписывает форму "Лотос", которая была разработана С.Е. Яковлевой во второй половине 1930-х годов. В оригинале фото помечено, что идёт 1949-й год. Возможно. И в тоже время подписано, что Григорьева - "за росписью в художественной лаборатории завода". Но всё дело в том, что Григорьеву в художественную лабораторию, где художники сами создают новые росписи, а не расписывают посуду, декор к которой придуман другими, главный художник завода , Суетин пригласил лишь в 1951-м году. Вообще, фотография могла быть сделана как в 1945-м году, когда Григорьева пришла на завод учеником живописца (скорее всего!), так и в 1947-м, когда она "дослужилась" до живописца, так и позднее. И всё-таки не представляю, что здесь ей почти "тридцатник" (а то и более!).

Как и у большинства художников ЛФЗ, рождённых в "двадцатые"-"тридцатые", пик творчества Ларисы Ивановны пришёлся на "золотые" для завода и отрасли "семидесятые" и "восьмидесятые" годы. Все эти люди начинали творить в "пятидесятые" - период помпезного, но чрезвычайно эффектного СТАЛИНСКОГО АМПИРА", прошли через МИНИМАЛИЗМ "шестидесятых" (и очень многие оставили в нём свой след!), но самыми удачными для них стали годы "брежневского застоя".

Будучи ученицей, а затем и художником завода вне художественной лаборатории, она расписывала посуду в декорах, созданными другими, более известными мастерами. Так, например, в 1949-м году она исполнила сервиз "Сказка о царе Салтане" по эскизам, придуманным Т.Н. Беспаловой-Михалёвой.

Вот предметы самого первого её самостоятельного сервиза от 1950-го года. Сервиз под названием "Герань" был "на ура" принят Худсоветом завода, который на тот момент возглавляла В.И. Мухина...

Предметы сервиза "Герань". 1950. Странно, но тогда уже считалось, что чехонинская форма "Наркомпрос" от 1923-го года морально устарела. Почему для росписи Л.И. Григорьева выбрала именно эту форму - загадка.
Предметы сервиза "Герань". 1950. Странно, но тогда уже считалось, что чехонинская форма "Наркомпрос" от 1923-го года морально устарела. Почему для росписи Л.И. Григорьева выбрала именно эту форму - загадка.

В "пятидесятые" года Л.И. Григорьева расписала множество статуэток и скульптур. В каком-то источнике отыскал, что именно Н.М. Суетин подсказал ей идею расписывать скульптуры. Но тут и подсказки особой не требовалось: ведь такая работа хорошо оплачивалась (знатоки - если я не прав - уточните!). Но статуэткам - поскольку их Григорьева расписала во множестве - будет посвящена отдельная публикация, иначе данная заметка перегрузится донельзя!

Одним из первых самостоятельных сервизов (после "Герани") у Л.И. Григорьевой стал сервиз "Золотые розочки". Рисунок создан в 1951-м году, но сервиз, представленный в галерее ниже, явно был расписан позднее, когда в форме "Тюльпан" произошли изменения (хваты иной формы - уже не остроконечные, и т.д.). Либо же сервиз неправильно атрибутирован в "Эрмитаже". Смотрится вполне современно, кроме того, уже читается характерный мелкий рисунок Л.И. Григорьевой позднего времени ("семидесятых"-"восьмидесятых" годов).

А этот сервиз называется "Майский". Также создан в 1951-м году. Судя по заострённому хвату у крышек, здесь форма соответствует "пятидесятым" годам.

Сервиз "Глянцевые веточки" от 1952-го года. Также очень современный вид.

Кофейный сервиз, исполненный на очень интересной форме скульптора Семёнова В.Л., называется просто - "Букет". Рисунок тонкий и изящный, и вечно современный. Им можно только восхищаться!

Сервиз "Ситчик" 1953-го года. Выбран фасон "Весенний" (форма "Весенняя") от С.Е. Яковлевой. Прошу обратить внимание любителей фарфора, что форма "пятидесятых" годов немного не соответствует современной: в современной нет крышки (и соответственно, места под крышку) у сливочника, несколько иной формы сахарница и отсутствует полоскательница.

Ещё одна великолепная роспись: чайно-кофейный сервиз "Фуксия". 1954. Форма создана А.А. Лепорской и называется "Груша".

Очень интересны предметы сервиза "Руслан и Людмила" (по А.С. Пушкину). Художники Фарфорового завода расписали множество сервизов на сказочные темы в 1930-е и в 1940-е годы. Рисунки всегда эффектно смотрелись, потому что это были фактически иллюстрации. При этом художники использовали либо форму "Наркомпрос" С.В. Чехонина, либо "Интурист" Евы Штрикер. Новая для 1950-х годов форма (фасон) "Груша" (автор Лепорская А.А.) в чём-то перекликается с чехонинской формой.

Ещё один редкий сервиз, созданный в 1955-м году. Называется он "Фиолетовые цветы". Обратите внимание на фасон от скульптора ЛФЗ Серафимы Евгеньевны Яковлевой. Называется он "Круглый" (не все знают, в том числе и я не знал, но читатель в комментариях подсказал).

Серьёзная работа на ниве создания рисунков для сервизов, комплектов и отдельных фарфоровых изделий - это уже вторая половина 1950-х годов. Для знакомства с Григорьевой как мастером росписи предлагаю на суд зрителя вот такой интересный ансамбль. Создан он на форме, где ещё читаются ампирные мотивы, при этом рисунок - явно минималистский. И всё сошлось! И получился необыкновенно праздничный, и в тоже время лёгкий сервиз, необычайно редкий на сегодняшний день. Почему его в своё время не закупили музеи (он не представлен на сайте Госкаталог(точка)РФ) - ума не приложу! К сожалению, не указан год создания. Но это уже типичный ранний Советский МИНИМАЛИЗМ (ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ) - период между 1957-1963 гг. (можно чуть расширить - 1956-1963).

Ваза "Фестивальная" была создана к Всемирному Фестивалю молодёжи и студентов, прошедшему в Москве летом 1957-го года. Грандиозное событие для СССР того времени! А уже в 1958-м году на Всемирной выставке в Брюсселе эта ваза была удостоена диплома и Бронзовой медали. Хотя в этой вазе нет ничего сверхудивительного, что выходило бы за пределы тогдашней декоративной моды. Настолько европейцы были поражены мощью СССР, что с книксенами готовы были раздавать медали продукции из СССР налево и направо (напомню - там и Золотая медаль была наша, и Гран-при). Ведь среди достижений СССР были представлены и первый Спутник Земли, и атомный ледоход "Ленин", и пассажирский самолёт, способный выполнять межконтинентальные полёты... Европейцы тогда ещё гадали - кому бы отдать предпочтение, чьим фарватером двигаться? - СССР или США? - а не закидывали страну санкциями с чтением нотаций, как они "бесстрашно" это делают сейчас.

Ваза "Фестивальная". 1957. Автор росписи Григорьева Л.И. , автор формы "Китайская" С.Е. Яковлева С.Е.
Ваза "Фестивальная". 1957. Автор росписи Григорьева Л.И. , автор формы "Китайская" С.Е. Яковлева С.Е.

В СССР, с его идеалами, построенными на надеждах людей на лучшее будущее, вкупе с победами в экономике и в покорении Космоса, МИНИМАЛИЗМ приобрел особенности, в корне отличающиеся от МИНИМАЛИЗМА Западного толка. Далеко не всегда в МИНИМАЛИЗМЕ СССР придерживались концепции геометрических форм и сугубо функциональных решений. Поэтому такое особое Советское ответвление стиля некоторые современные искусствоведы выделяют как ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Сейчас, из нынешнего далека, эти мечты о светлом будущем, может быть, и были излишне наивными, а может быть, так и надо было: с радостью и тревогой смотреть в вперёд, воспевать людей труда и космонавтов-героев, радоваться грандиозным стройкам и удачам в науке, а не фитишизировать джинсы со жвачкой из американских фильмов, и другую подобную мишуру?

Сервиз "Карнавальные фонарики" был создан в 1958-м году. Это уже творчество постфестивальное, когда художникам было позволено многое, в том числе игра в ФОРМАЛИЗМ и МИНИМАЛИЗМ. Единственное направление в искусстве, что в те года не приветствовалось - это НОНКОНФОРМИЗМ. Но представить НОНКОНФОРМИЗМ в фарфоровой росписи практически невозможно (хотя.. кто знает... вот подкинул художникам идею - дерзайте!). Форма "Тюльпан" всё ещё "старая" - с заострёнными хватами и полоскательницей.

Ансамбль того же 1958-го года . Называется "Тюльпан". Стойкое ощущение (конечно, ошибочное!), что рисунок выполнен акварелью. Эффектно, и по манере напоминает корифея дулёвского завода В.К. Яснецова.

Л.И. Григорьева. 1958-й год.
Л.И. Григорьева. 1958-й год.

А это - сервиз "Светлый". Конец 1950-х годов. Создан на известной многим любителям фарфора форме "Утро". Классический ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Кроме использования золота в качестве одного из основных колеров, имеет место и цировка (рисунок золотом по золоту)! Вот тебе и "МИНИМАЛИЗМ"!

Сервиз "Подснежник" на форме (фасоне) "Капля" (автор фасона Лепорская А.А.). Тот же 1960-й год. Тоже очень эффектный, с точным попаданием во Время.

Сервиз в характерной для раннего МИНИМАЛИЗМА росписи. Цветные неровные пятна вперемежку с цветными же волнистыми линиями, и блюдца без видимого посадочного места под чашку в едином колоре. Это такой МИНИМАЛИЗМ чисто европейского толка с намёком на АВАНГАРД. Конец 1950-х (скорее) - начало 1960-х гг.

На форме "Тюльпан" создан сервиз "Флоксы". Судя по наличию полоскательницы и характерным остроконечным хватам на крышках, как на дулёвском "Тюльпане", это ещё 1950-е годы.

Эффектный сервиз с щемящим названием "Цветы брошены".

Кроме сервизов и статуэток, в "пятидесятые" Лариса Ивановна активно расписывала отдельные тарелки, пары, тройки, вазы, бокалы и пр. Смотрим всё это разнообразие в галерее ниже.

Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.