Здравствуйте, друзья! Сегодня поговорим о художнике ЛФЗ Ларисе Ивановне Григорьевой. Лично мне она запомнилась по сервизу "Золотая ромашка" на форме "Тюльпан". О нём подробнее будет рассказано в следующей статье, где будет описываться творчество Л.И. Григорьевой "шестидесятых" годов.
Родилась она в 1920-м году в Твери. С конца 1920-х жила в Ленинграде. Поступила в педиатрический институт. В Войну работала в Ленинграде в военном госпитале. В 1945-м забросила учёбу (не восстановилась в институте) и пришла работать в ЛФЗ учеником живописца. Уже в 1947-м её повысили до живописца. Наставниками её были поначалу такие мастера, как И.И. Ризнич и Т.Н. Беспалова-Михалева. Очень быстро её заметил главный художник предприятия Н.М. Суетин, и предложил ей поработать под его руководством в художественной лаборатории.
Как и у большинства художников ЛФЗ, рождённых в "двадцатые"-"тридцатые", пик творчества Ларисы Ивановны пришёлся на "золотые" для завода и отрасли "семидесятые" и "восьмидесятые" годы. Все эти люди начинали творить в "пятидесятые" - период помпезного, но чрезвычайно эффектного СТАЛИНСКОГО АМПИРА", прошли через МИНИМАЛИЗМ "шестидесятых" (и очень многие оставили в нём свой след!), но самыми удачными для них стали годы "брежневского застоя".
Будучи ученицей, а затем и художником завода вне художественной лаборатории, она расписывала посуду в декорах, созданными другими, более известными мастерами. Так, например, в 1949-м году она исполнила сервиз "Сказка о царе Салтане" по эскизам, придуманным Т.Н. Беспаловой-Михалёвой.
Вот предметы самого первого её самостоятельного сервиза от 1950-го года. Сервиз под названием "Герань" был "на ура" принят Худсоветом завода, который на тот момент возглавляла В.И. Мухина...
В "пятидесятые" года Л.И. Григорьева расписала множество статуэток и скульптур. В каком-то источнике отыскал, что именно Н.М. Суетин подсказал ей идею расписывать скульптуры. Но тут и подсказки особой не требовалось: ведь такая работа хорошо оплачивалась (знатоки - если я не прав - уточните!). Но статуэткам - поскольку их Григорьева расписала во множестве - будет посвящена отдельная публикация, иначе данная заметка перегрузится донельзя!
Одним из первых самостоятельных сервизов (после "Герани") у Л.И. Григорьевой стал сервиз "Золотые розочки". Рисунок создан в 1951-м году, но сервиз, представленный в галерее ниже, явно был расписан позднее, когда в форме "Тюльпан" произошли изменения (хваты иной формы - уже не остроконечные, и т.д.). Либо же сервиз неправильно атрибутирован в "Эрмитаже". Смотрится вполне современно, кроме того, уже читается характерный мелкий рисунок Л.И. Григорьевой позднего времени ("семидесятых"-"восьмидесятых" годов).
А этот сервиз называется "Майский". Также создан в 1951-м году. Судя по заострённому хвату у крышек, здесь форма соответствует "пятидесятым" годам.
Сервиз "Глянцевые веточки" от 1952-го года. Также очень современный вид.
Кофейный сервиз, исполненный на очень интересной форме скульптора Семёнова В.Л., называется просто - "Букет". Рисунок тонкий и изящный, и вечно современный. Им можно только восхищаться!
Сервиз "Ситчик" 1953-го года. Выбран фасон "Весенний" (форма "Весенняя") от С.Е. Яковлевой. Прошу обратить внимание любителей фарфора, что форма "пятидесятых" годов немного не соответствует современной: в современной нет крышки (и соответственно, места под крышку) у сливочника, несколько иной формы сахарница и отсутствует полоскательница.
Ещё одна великолепная роспись: чайно-кофейный сервиз "Фуксия". 1954. Форма создана А.А. Лепорской и называется "Груша".
Очень интересны предметы сервиза "Руслан и Людмила" (по А.С. Пушкину). Художники Фарфорового завода расписали множество сервизов на сказочные темы в 1930-е и в 1940-е годы. Рисунки всегда эффектно смотрелись, потому что это были фактически иллюстрации. При этом художники использовали либо форму "Наркомпрос" С.В. Чехонина, либо "Интурист" Евы Штрикер. Новая для 1950-х годов форма (фасон) "Груша" (автор Лепорская А.А.) в чём-то перекликается с чехонинской формой.
Ещё один редкий сервиз, созданный в 1955-м году. Называется он "Фиолетовые цветы". Обратите внимание на фасон от скульптора ЛФЗ Серафимы Евгеньевны Яковлевой. Называется он "Круглый" (не все знают, в том числе и я не знал, но читатель в комментариях подсказал).
Серьёзная работа на ниве создания рисунков для сервизов, комплектов и отдельных фарфоровых изделий - это уже вторая половина 1950-х годов. Для знакомства с Григорьевой как мастером росписи предлагаю на суд зрителя вот такой интересный ансамбль. Создан он на форме, где ещё читаются ампирные мотивы, при этом рисунок - явно минималистский. И всё сошлось! И получился необыкновенно праздничный, и в тоже время лёгкий сервиз, необычайно редкий на сегодняшний день. Почему его в своё время не закупили музеи (он не представлен на сайте Госкаталог(точка)РФ) - ума не приложу! К сожалению, не указан год создания. Но это уже типичный ранний Советский МИНИМАЛИЗМ (ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ) - период между 1957-1963 гг. (можно чуть расширить - 1956-1963).
Ваза "Фестивальная" была создана к Всемирному Фестивалю молодёжи и студентов, прошедшему в Москве летом 1957-го года. Грандиозное событие для СССР того времени! А уже в 1958-м году на Всемирной выставке в Брюсселе эта ваза была удостоена диплома и Бронзовой медали. Хотя в этой вазе нет ничего сверхудивительного, что выходило бы за пределы тогдашней декоративной моды. Настолько европейцы были поражены мощью СССР, что с книксенами готовы были раздавать медали продукции из СССР налево и направо (напомню - там и Золотая медаль была наша, и Гран-при). Ведь среди достижений СССР были представлены и первый Спутник Земли, и атомный ледоход "Ленин", и пассажирский самолёт, способный выполнять межконтинентальные полёты... Европейцы тогда ещё гадали - кому бы отдать предпочтение, чьим фарватером двигаться? - СССР или США? - а не закидывали страну санкциями с чтением нотаций, как они "бесстрашно" это делают сейчас.
В СССР, с его идеалами, построенными на надеждах людей на лучшее будущее, вкупе с победами в экономике и в покорении Космоса, МИНИМАЛИЗМ приобрел особенности, в корне отличающиеся от МИНИМАЛИЗМА Западного толка. Далеко не всегда в МИНИМАЛИЗМЕ СССР придерживались концепции геометрических форм и сугубо функциональных решений. Поэтому такое особое Советское ответвление стиля некоторые современные искусствоведы выделяют как ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Сейчас, из нынешнего далека, эти мечты о светлом будущем, может быть, и были излишне наивными, а может быть, так и надо было: с радостью и тревогой смотреть в вперёд, воспевать людей труда и космонавтов-героев, радоваться грандиозным стройкам и удачам в науке, а не фитишизировать джинсы со жвачкой из американских фильмов, и другую подобную мишуру?
Сервиз "Карнавальные фонарики" был создан в 1958-м году. Это уже творчество постфестивальное, когда художникам было позволено многое, в том числе игра в ФОРМАЛИЗМ и МИНИМАЛИЗМ. Единственное направление в искусстве, что в те года не приветствовалось - это НОНКОНФОРМИЗМ. Но представить НОНКОНФОРМИЗМ в фарфоровой росписи практически невозможно (хотя.. кто знает... вот подкинул художникам идею - дерзайте!). Форма "Тюльпан" всё ещё "старая" - с заострёнными хватами и полоскательницей.
Ансамбль того же 1958-го года . Называется "Тюльпан". Стойкое ощущение (конечно, ошибочное!), что рисунок выполнен акварелью. Эффектно, и по манере напоминает корифея дулёвского завода В.К. Яснецова.
А это - сервиз "Светлый". Конец 1950-х годов. Создан на известной многим любителям фарфора форме "Утро". Классический ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Кроме использования золота в качестве одного из основных колеров, имеет место и цировка (рисунок золотом по золоту)! Вот тебе и "МИНИМАЛИЗМ"!
Сервиз "Подснежник" на форме (фасоне) "Капля" (автор фасона Лепорская А.А.). Тот же 1960-й год. Тоже очень эффектный, с точным попаданием во Время.
Сервиз в характерной для раннего МИНИМАЛИЗМА росписи. Цветные неровные пятна вперемежку с цветными же волнистыми линиями, и блюдца без видимого посадочного места под чашку в едином колоре. Это такой МИНИМАЛИЗМ чисто европейского толка с намёком на АВАНГАРД. Конец 1950-х (скорее) - начало 1960-х гг.
На форме "Тюльпан" создан сервиз "Флоксы". Судя по наличию полоскательницы и характерным остроконечным хватам на крышках, как на дулёвском "Тюльпане", это ещё 1950-е годы.
Эффектный сервиз с щемящим названием "Цветы брошены".
Кроме сервизов и статуэток, в "пятидесятые" Лариса Ивановна активно расписывала отдельные тарелки, пары, тройки, вазы, бокалы и пр. Смотрим всё это разнообразие в галерее ниже.
Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.