Раньше девушки, мечтающие о замужестве, ставили в этот день в храме свечи, встреча с суженым случалась тут же.
Православная церковь чтит в этот день память епископа Вукола Смирнского, который жил в самом начале 1 века и был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он, собственно, и поставил его первым епископом Смирнской церкви, которая была расположена в одном из старейших древнегреческих городов (сегодня это - турецкий город Измир). В Книге Откровений Иоанна Богослова эта церковь упоминается как одна из семи Церквей Апокалипсиса.
О жизни святого Вукола известно очень немного: он был одним из самых первых священнослужителей высокого ранга в христианстве, про него ходят легенды, рассказывающие о том, как он одним своим присутствием успокаивал всех, был опытным и мудрым наставником для своей паствы и привел к истинной вере множество людей.
После его смерти у гроба святителя Вукола выросло миртовое дерево, которое помогало исцелять больных.
Русский народ прозвал Вукола Телятником, потому что как раз в эти дни шел массовый отел коров и появившиеся на свет малыши были главной заботой хозяев и хозяек.
Не смотря на уже довольно длинные дни и высокое солнце, дни обычно стояли морозные, так что надо было еще «углядеть», когда корова отелится, чтобы ей помочь в случае необходимости и теленка в дом забрать, чтобы не замерз. Это было нормой в подавляющем большинстве крестьянских домов – телята, козлята и ягнята, появившиеся на свет в сильные морозы, обычно первые несколько дней жили в доме вместе с хозяевами. Если в семье были маленькие дети, то для них никаких других игрушек не надо было, кроме этих маленьких животных. Благодаря чему дети впоследствии вырастали любящими животных и заботящимися о них, а животные привыкали к своим будущим хозяевам с рождения.
Чтобы все в доме были здоровы, хозяйки в день Вукола обязательно варили овсяную кашу на молозиве – молоке от коровы, которая отелилась не более трех суток назад. Считалось, что такая каша позволит быть здоровым всем членам семьи - смешанную с замороженными ягодами и хорошо сдобренную сметаной, ее подавали на завтрак и полдник. Каждый из домочадцев должен был отведать хотя бы ложку такой кашей.
Для животных в этот день тоже варили кашу из овса, измельчая его в крупу и запаривая горячей водой. Чтобы домашний скот был здоров, а коровы легко растелились, 19 февраля обязательно окуривали хлевы чабрецом, предварительно хорошенько его почистив.
А вот в доме убирать в этот день было не принято – если же и убирали, то мусор из избы не выносили – на него нечисть могла какую-нибудь гадость наслать. Вообще ничего из дома в этот день отдавать нельзя – ни насовсем, ни в долг. С этим может уйти все имеющееся благополучие.
Вукол считается помощником в благополучном разрешении бремени и повышения плодовитости, поэтому если кто-то из молодых женщин не мог забеременеть, то они в этот день шли в церковь и просили о помощи святого. Молились ему и те, кто уже носил младенца под сердцем – просили о том, чтобы роды прошли быстро и безболезненно.
Помогал святой Вукол и встретить суженого – девушки, мечтающие встретить своего единственного, шли 19 февраля в храм, ставили свечи и просили святого о встрече со своей второй половинкой. Говорят, встреча часто случалась прямо тут же – при выходе из храма.
Приметы дня на 19 февраля:
- если сильный мороз на Вукола, то весна придет скоро, а лето будет сухим и жарким;
- если в этот день оттепель, то коровы весь год молока будут мало давать;
- табак отсыревает – к снегу;
- кошки клубочком сворачиваются и мордочки прячут, к морозам;
- сухие листья на деревьях шелестят – к большому снегу;
- если полевые мыши из нор повылезали и по снегу бегают, будет пасмурно и снежно.