Найти тему

Советские фильмы ужасов – нас пугают, а нам не страшно!

Формально в советском кино отсутствовали некоторые востребованные среди зрителей других стран жанры. Не было эротики, боевиков, мистики, фильмов ужасов. Но неофициально такие фильмы все-таки выходили.

Валентина Шендрикова в фильме "Дикая охота короля Стаха", 1979
Валентина Шендрикова в фильме "Дикая охота короля Стаха", 1979

На афишах советских кинотеатров действительно не могли появиться фильмы с жанром "эротика" или "фильм ужасов" - такие направления в кинематографе официально считалось упадническими и буржуазными. Допустить преклонения перед Западом советский кинематограф не мог. Правда, картину Валерия Рубинчика "Дикая охота короля Стаха" до сих пор почему-то относят и к жанру эротики, и к жанру мистики. Но это явная иллюстрация пословицы о том, что на безрыбье и рак – рыба. И все-таки относящиеся к жанрам ужастиков или мистики фильмы у нас снимались. Правда, лишь единицы обретали всенародную популярность. Не потому, что этот жанр зрителям не нравился, а по той причине, что попытки получались невнятными.

Наталья Варлей и Леонид Куравлев в фильме "Вий", 1967
Наталья Варлей и Леонид Куравлев в фильме "Вий", 1967

Самым известным советским ужастиком можно назвать картину "Вий", снятую в 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачевым. Жуткие создания, летающие гробы и мертвецы — все это традиционные составляющие классических фильмов ужасов. Но создателям "Вия" было легко добиться разрешения на постановку и выхода в прокат, ведь это экранизация одного из культовых произведений классика мировой и русской литературы Николая Гоголя. Картина с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях до сих пор не потеряла своего обаяния, и маленьким детям ее показывать точно не стоит. Много ли можно вспомнить западных ужастиков 1960-х годов, которые способны пугать и сегодня?

Аристарх Ливанов в фильме "Вариант "Зомби", 1985
Аристарх Ливанов в фильме "Вариант "Зомби", 1985

В 1985 году на советские экраны вышло сразу несколько фильмов, не совсем вписывающихся в традиционные для нашего кино жанры. Картина Алоиза Бренча "Двойной капкан" четко укладывалась в лекала настоящего боевика, и по этой причине она стала чемпионом проката, как пятью годами ранее это удалось сделать первому советскому кинобоевику "Пиратам ХХ века". А вот лента таинственного режиссера Евгения Егорова (до сих пор не удается найти о нем никаких сведений) "Вариант "Зомби" больше походит на мистику и даже в чем-то на ужастик. Правда, фильм настолько слабый, что и в момент своего выхода на экран особого интереса зрителей он не вызвал, хотя эти жанры у нас тогда почти не были представлены.

Кадр из фильма "День гнева", 1985
Кадр из фильма "День гнева", 1985

Зато лента "День гнева" совершенно точно может называться настоящим советским ужастиком. Причем снимал эту картину режиссер Суламбек Мамилов на детско-юношеской киностудии им. Горького. Фильм рассказывает о создании неких звероподобных существ отарков в одном из иностранных заповедников. Занимается всем этим зловещий профессор Фидлер (Анатолий Иванов), а тележурналист Дональд Бетли (Юозас Будрайтис) планирует его злодеяния разоблачить. Фильм был популярен в кинотеатрах, но сегодня его смотреть тяжело - он слишком медленный и замороченный.

Ольгерт Кродерс в фильме "Завещание профессора Доуэля", 1984
Ольгерт Кродерс в фильме "Завещание профессора Доуэля", 1984

В определенной степени к жанру ужастиков можно отнести и ленту "Завещание профессора Доуэля", снятую в 1984 году режиссером Леонидом Менакером. В моем детском сознании "отрезанная" человеческая голова, способная мыслить и разговаривать, отпечаталась крепко. Это экранизация одного из самых знаменитых фантастических романов писателя Александра Беляева. Правда, совершенно непонятно, зачем создатели фильма перенесли действие в 1980-е годы, да еще и в Африку вместо предвоенной Европы 1930-х годов. Так что бедной советской актрисе Наталье Сайко пришлось даже играть негритянку. Критики отмечали, что все персонажи этого фильма выглядят неживыми, а самым живым оказалась... та самая голова профессора Доэуля, которую сыграл актер Ольгерт Кродерс. Возможно, потому, что он был лишен пластики и движений.

Виктор Авилов и Анна Демьяненко в фильме "Господи оформитель", 1988
Виктор Авилов и Анна Демьяненко в фильме "Господи оформитель", 1988

Однако официально первым советским ужастиком считается лента 1988 года "Господин оформитель", созданная Олегом Тепцовым, где в главной роли снялся непрофессиональный актер Виктор Авилов. В тогда уже относительно свободной советской прессе много писали о том, что в СССР появился первый фильм ужасов, и я помню, с каким предвкушением мы ждали его показа по ТВ. Увы, он сильно разочаровал. Вольная экранизация рассказа Александра Грина "Серый автомобиль" показалась мне затянутой, скучной, серой (основной цвет картины) и совсем не страшной. Не испугал и фильм Игоря Масленникова "Филипп Траум" 1989 года, даже несмотря на то, что главный герой картины – племянник Сатаны. Наверное, по той причине, что к тому времени видеомагнитофон уже подарил возможность посмотреть "Пятницу, 13" и "Кошмар на улице Вязов". Снимать фильмы в таком стиле советский кинематограф так и не научился. А может, ему это и не было нужно?