Формально в советском кино отсутствовали некоторые востребованные среди зрителей других стран жанры. Не было эротики, боевиков, мистики, фильмов ужасов. Но неофициально такие фильмы все-таки выходили.
На афишах советских кинотеатров действительно не могли появиться фильмы с жанром "эротика" или "фильм ужасов" - такие направления в кинематографе официально считалось упадническими и буржуазными. Допустить преклонения перед Западом советский кинематограф не мог. Правда, картину Валерия Рубинчика "Дикая охота короля Стаха" до сих пор почему-то относят и к жанру эротики, и к жанру мистики. Но это явная иллюстрация пословицы о том, что на безрыбье и рак – рыба. И все-таки относящиеся к жанрам ужастиков или мистики фильмы у нас снимались. Правда, лишь единицы обретали всенародную популярность. Не потому, что этот жанр зрителям не нравился, а по той причине, что попытки получались невнятными.
Самым известным советским ужастиком можно назвать картину "Вий", снятую в 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачевым. Жуткие создания, летающие гробы и мертвецы — все это традиционные составляющие классических фильмов ужасов. Но создателям "Вия" было легко добиться разрешения на постановку и выхода в прокат, ведь это экранизация одного из культовых произведений классика мировой и русской литературы Николая Гоголя. Картина с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях до сих пор не потеряла своего обаяния, и маленьким детям ее показывать точно не стоит. Много ли можно вспомнить западных ужастиков 1960-х годов, которые способны пугать и сегодня?
В 1985 году на советские экраны вышло сразу несколько фильмов, не совсем вписывающихся в традиционные для нашего кино жанры. Картина Алоиза Бренча "Двойной капкан" четко укладывалась в лекала настоящего боевика, и по этой причине она стала чемпионом проката, как пятью годами ранее это удалось сделать первому советскому кинобоевику "Пиратам ХХ века". А вот лента таинственного режиссера Евгения Егорова (до сих пор не удается найти о нем никаких сведений) "Вариант "Зомби" больше походит на мистику и даже в чем-то на ужастик. Правда, фильм настолько слабый, что и в момент своего выхода на экран особого интереса зрителей он не вызвал, хотя эти жанры у нас тогда почти не были представлены.
Зато лента "День гнева" совершенно точно может называться настоящим советским ужастиком. Причем снимал эту картину режиссер Суламбек Мамилов на детско-юношеской киностудии им. Горького. Фильм рассказывает о создании неких звероподобных существ отарков в одном из иностранных заповедников. Занимается всем этим зловещий профессор Фидлер (Анатолий Иванов), а тележурналист Дональд Бетли (Юозас Будрайтис) планирует его злодеяния разоблачить. Фильм был популярен в кинотеатрах, но сегодня его смотреть тяжело - он слишком медленный и замороченный.
В определенной степени к жанру ужастиков можно отнести и ленту "Завещание профессора Доуэля", снятую в 1984 году режиссером Леонидом Менакером. В моем детском сознании "отрезанная" человеческая голова, способная мыслить и разговаривать, отпечаталась крепко. Это экранизация одного из самых знаменитых фантастических романов писателя Александра Беляева. Правда, совершенно непонятно, зачем создатели фильма перенесли действие в 1980-е годы, да еще и в Африку вместо предвоенной Европы 1930-х годов. Так что бедной советской актрисе Наталье Сайко пришлось даже играть негритянку. Критики отмечали, что все персонажи этого фильма выглядят неживыми, а самым живым оказалась... та самая голова профессора Доэуля, которую сыграл актер Ольгерт Кродерс. Возможно, потому, что он был лишен пластики и движений.
Однако официально первым советским ужастиком считается лента 1988 года "Господин оформитель", созданная Олегом Тепцовым, где в главной роли снялся непрофессиональный актер Виктор Авилов. В тогда уже относительно свободной советской прессе много писали о том, что в СССР появился первый фильм ужасов, и я помню, с каким предвкушением мы ждали его показа по ТВ. Увы, он сильно разочаровал. Вольная экранизация рассказа Александра Грина "Серый автомобиль" показалась мне затянутой, скучной, серой (основной цвет картины) и совсем не страшной. Не испугал и фильм Игоря Масленникова "Филипп Траум" 1989 года, даже несмотря на то, что главный герой картины – племянник Сатаны. Наверное, по той причине, что к тому времени видеомагнитофон уже подарил возможность посмотреть "Пятницу, 13" и "Кошмар на улице Вязов". Снимать фильмы в таком стиле советский кинематограф так и не научился. А может, ему это и не было нужно?