Метафорические карты как инструмент психолога-практика
Автор Сергеева Жанна Владимировна, аналитический психолог, психодраматист, интегральный каузальный психотерапевт, специалист по работе с метафорическими картами.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) часто сравнивают с картами Таро и гадательными картами, но между ними есть принципиальная разница.
Если карты, на которых гадают, будь то Иерофант или бубновый валет, имеют одно или несколько конкретных значений, то метафорическая карта сама по себе значения не имеет, его приписывает тот, кто смотрит на эту карту.
Лоуренс Франк, исследователь проективных методов, в том числе ассоциативного теста Карла Густава Юнга, теста «Пятна Роршаха» и тематического апперцептивного теста, созданного Г.Мюрреем и Х. Морганом, писал о том, что система динамических процессов, составляющая личность, направляет, искажает, изменяет и переиначивает каждую ситуацию под внутренний мир человека.
Соответственно, действия, чувства, слова, движения и эмоциональные проявления человека всегда несут на себе отпечаток его внутреннего мира. «И мы можем побуждать индивида к раскрытию собственного способа организации опыта, предоставляя ему поле (предметы, материалы, переживания)… чтобы личность могла проецировать на это пластичное поле свое видение жизни, свои смыслы, ценности, паттерны и особенно свои чувства».
Самые первые метафорические карты были придуманы канадским искусствоведом Эли Раманом в 1975 году. Они назывались «OH-cards» – этот возглас удивления можно перевести как «ух ты» или «это надо же». Психологи, которые работают с метафорическими картами, часто слышат эти слова от клиентов, когда карта, как моментальный снимок внутреннего мира, отражает то, что творится в их душе. В эту секунду можно увидеть непередаваемое выражение лица – человеку кажется, что карта слышит и понимает его.
Она - словно ключ, которым можно открыть дверь в бессознательное и встретиться с тем, что до поры было скрыто, поэтому работа с метафорическими картами, как правило, вызывает у клиентов много чувств и озарений.
При виде того или иного изображения у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, находится свой, значимый только для него смысл, и это предоставляет психологу много материала для терапии.
Метафорические карты специально сделаны так, что их можно трактовать по-разному: на карте, где будет изображено море и солнечный диск на горизонте, один человек увидит рассвет, а другой – закат. Рассматривая карту с собакой, кто-то решит, что она очень добрая, а кто-то – что злая и готова укусить. Припоминается клиентка, которая вслепую вытянула из колоды карту с отрубленной головой. Эта карта часто вызывает у клиентов негативные чувства, но девушка была очень рада ей и начала рассказывать о мужчине, в которого влюбилась: «Я просто потеряла голову!»👇🏻
«В открытую» и «вслепую» – два формата работы с метафорическими картами. В первом случае карты лежат на столе изображениями вверх, и клиент для ответа на какой-либо вопрос или в качестве иллюстрации к обсуждаемому материалу выбирает ту карту, которая кажется ему наиболее подходящей или «притягивает» к себе. В этом случае выбор выглядит для клиента более безопасным и в большей степени обращается к его сознанию, хотя при более глубокой работе с картой может распаковаться вытесненный материал.
Выбор «вслепую» предполагает работу с картами, которые лежат рубашками вверх, и при этом выборе клиент вступает в контакт со своим бессознательным, доверяя ему сделать этот выбор. В этих случаях клиенты часто говорят о магии метафорических карт, потому что при выборе вслепую случаются удивительные инсайты.
Работа с картами не всегда приятна и безболезненна, и в сложных случаях можно использовать диссоциативный метод и говорить не о самом человеке, а об изображении: «Какая она, эта женщина на карте, что находится вокруг нее, что она чувствует, что с ней происходит?» В этом случае материал все равно будет получен, но клиент будет чувствовать себя в большей безопасности, и, возможно, спустя какое-то время свяжет свой рассказ с тем, что происходит в его собственной жизни.
Изображение, которое «притянуло» к себе клиента, всегда расскажет больше, чем его слова, и беседа с психологом о карте и чувствах, которые она вызывает, может помочь встретиться с теми переживаниями, о которых клиент мог бы не заговорить, а также осознать их и отрефлексировать. Часто бывает так, что на выбранных картах из разных колод оказывается повторяющийся сюжет или детали, и клиент может заметить эти повторы и с помощью психолога понять, что они для него означают.
Колод карт много – универсальные и тематические, рисованные и фотоколоды, абстрактные, портретные, ресурсные… Точно так же много способов и техник в работе с МАК – психологи, которые начинают изучать метафорические карты, через некоторое время начинают придумывать свои техники в самых разных модальностях.
Метафорические карты – не метод, а инструмент, и подойти он может психологам любых направлений. С помощью карт можно вступать в контакт со значимыми людьми из своей жизни, исследовать символы и архетипы, решать экзистенциальные вопросы, осознавать свои внутренние конфликты, работать с психосоматическими проблемами и многое другое.
Примеры из практики
На одной из терапевтических групп я использовала колоду карт, на которых были изображены деревья, и работа шла с осознанием образа дерева как образа человека. Один из участников группы описывал выбранное им дерево так: «Это большое, крепкое дерево, оно ничего не боится. На нем живут белки, постоянно прилетают птицы, в складках коры есть жуки и прочие насекомые, под ним ходят лисы, олени, зайцы. Около дерева стоят лавочки для тех, кто прогуливается под деревом, а неподалеку качели, где часто качаются влюбленные пары». С помощью определенным образом выстроенных вопросов мы смогли найти несколько способов сделать жизнь перегруженного дерева полегче – но лишь немного, потому что он наотрез отказывался переселять птиц и животных в другие места. На следующий день его поведение стало понятным – участник пришел на занятие счастливый и рассказал, что у него родился восьмой ребенок.
С помощью карт можно также встречаться с реальными или фантазийными персонажами – для этого используются портретные колоды. Один мой клиент, работая с трансгенерационным страхом зарабатывать большие деньги, выбрал из колоды портрет немолодого мужчины в халате и тюбетейке. С помощью трансовых и психодраматических техник клиент соединился с образом и увидел себя сидящим в чайхане, абсолютно спокойным, расслабленным, но вместе с тем уверенным и властным. С моей помощью образу был задан вопрос о том, как соединиться с возможностью иметь крупные суммы. «Сынок, я тебе все разрешаю, столько имей денег, сколько захочешь», – ласково ответил человек в тюбетейке. Во время обсуждения клиент рассказал, как в трансе увидел, что у образа появились усы, которых на карте не было – но в его семье усы носят все мужчины, и эта деталь стала подтверждением встречи с предком.
Контакт с бессознательным пробуждает креативность, и те клиенты, которые работают с картами, через время замечают, что стали более творческими, что у них появились новые идеи.
Во время обучения психологов работе с МАК мы с коллегой использовали игровую технику – из ресурсной колоды участники вслепую вытягивали три произвольных карты, а потом с их помощью нужно было прорекламировать свой проект.
Вот несколько примеров:
Литература:
- Карл Густав Юнг. Человек и его символы. Серебряные нити, 2014.
- Арнольд Лазарус. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии. Класс, 2000.
- Вильям Стюарт. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. Класс, 2005.
- Галина Кац, Екатерина Мухаматулина. Метафорические карты. Руководство для психолога. Бомбора, 2022.
- Наталья Дмитриева, Наталия Буравцова. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. MACards, 2021.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, МАК, проективные методы психотерапии.
_________________________________________________________________________________________
🔥 СИСТЕМНАЯ РАБОТА С АГРЕССИЕЙ от "А" до "Я", обучение с 5 апреля.
Это секретный ключ к успеху терапии большинства психологических и психосоматических проблем 🗝️
Почему секретный? Потому что агрессия жестко табуируется с ранних лет жизни и подавляется на протяжении всей жизни человека через механизмы цензуры и психических защит. Особенностью работы с агрессией является то, что в терапии мы имеем дело с двойными запретами – с одной стороны, у клиента, а с другой – у терапевта.
💡 Это приводит к тому, что терапевт не видит симптомов подавленной агрессии в материале или поведении клиента и «опасная тема» обходится стороной.
Как с этим работать? 🤔
Мы используем подход, основанный на психодинамическом понимании агрессивного драйва и методике, которая включает когнитивные, суггестивные, психоаналитические приемы, мотивы символдрамы и техники нейромоделирования, которые позволяют снять запреты на осознавание и переработать накопившуюся вытесненную агрессию.
❗ Методика дает клинически видимый результат уже со 2-3 сеанса и является каузальным методом лечения депрессивных, тревожных расстройств и очень эффективна для работы со следующими расстройствами:
√ тревожно-депрессивные
√ обсессивно-компульсивные
√ нарциссические
√ психотические
√ психосоматические
√ пассивно-агрессивные
и подробно освещает подходы к работе с агрессией
√ в сексуальной сфере
√ у детей и подростков
⚡ Приглашаем вас, коллеги, на тренинговый курс "МЕТОДЫ И ПРОТОКОЛЫ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РАССТРОЙСТВАХ" с 5 апреля по 17 мая. 7 занятий онлайн по пятницам 15:00-18:00МСК.
Обучение включает проработку собственной подавленной агрессии и дает выраженный терапевтический эффект для участников.
Курс ведут АВТОРЫ СИСТЕМЫ Тор Юрий Николаевич, магистр психологии, психотерапевт, основатель и руководитель Академии интегральной психодинамической психотерапии, и Зедгенизова Ирина Александровна, врач-психотерапевт, психолог-психоаналитик, психиатр высшей квалификационной категории, сексолог, зав. кафедрой психоанализа в Академии ИПП, супервизор ОППЛ.
🤗 Помимо занятий в зуме по пятницам программа включает отработку терапевтических приемов в тройках под запись с проверкой и обратной связью.
На странице программы вы можете посмотреть видео о результатах, полученных для себя студентами нашего прошлого курса, а также многочисленные отзывы.
✅ Овладение системой работы с подавленной и избыточной агрессией выведет вашу практику на качественно новый уровень и произведет глубокие личностные трансформации, которые существенно улучшат ваше психологическое благополучие и самочувствие.
📌 СТОИМОСТЬ:
- В рассрочку: 9900 р. в месяц (всего на 3 месяца рассрочка).
До 4 апреля 1-й платеж,
до 4 мая 2-й платеж,
до 4 июня 3-й платеж.
Общая цена за курс 29700 р.
📍Ссылка для оплаты в рассрочку:
- При единовременной оплате скидка 3000 р. (стоимость 26700 р.).
📍 Ссылка для единовременной оплаты:
Для студентов профпереподготовки “Интегральная каузальная психотерапия” скидка 20% (цена 7920 р./мес. или 20760 р. при единовременной оплате).
Для студентов остальных программ Академии ИПП скидка на курс 10% (цена 8910 р./мес. или 23730 р. при единовременной оплате).
Для получения ссылки для оплаты со скидкой напишите нам на
mail@aipp.education.
Запись и пакет методических материалов у вас останется бессрочно.
В стоимость программы включен выпуск электронного сертификата. Возможно также заказать гос удостоверение о повышении квалификации и авторский сертификат в печатном виде за 1490 руб.
👉🏼 Программа и регистрация