Не так давно СМИ ошеломили общественность противоречивым заявлением: РПЦ воспретила священнослужителям изгонять из людей бесов за деньги. Сама новость опирается на проект некоего документа, регламентирующего практику изгнания нечистых духов.
- Но разве «экзорцизм» - это не средневековое понятие, ушедшее в далёкое прошлое?
- Как батюшки «изгоняют» лукавых сегодня?
- И кто вообще имеет право на проведение подобных ритуалов?
- Что обо всём этом говорит сама Церковь?
Давайте постараемся найти ответы на эти непростые вопросы.
Своими рассуждениями на эту тему поделился батюшка Георгий Кочетков:
«...Для начала давайте подумаем вот о чём: что вообще представляет собой так называемый «бес» и как этого «беса» можно из человека изгнать?
Православная Церковь во все времена призывала людей не впадать в суеверность, которой, к сожалению, так подвержено наше общество. Но, в таком случае, не является ли суеверием сам факт существования нечистых духов, имеющих возможность вселяться в людей?
Тут важно понимать, кого или что мы представляем себе, думая о нечистом. Понятие «экзорцизм» дословно переводится как «бесогонство». Древняя Церковь связывала данное действо с Таинством Крещения, подразумевающим под собой как внешние, так и внутренние перемены.
В те дни считалось, что «бесогонство» способно освобождать людей от пагубных зависимостей и пороков: например, от жадности, похоти или озлобленности. Перед Таинством человек должен был долго работать над собой, очищая собственное сердце и совесть, и процесс этот порой длился годами.
И все остальные христиане, и сама Церковь возносила об этом человеке молитвы, внимательно за ним наблюдая. И, если мы рассматриваем экзорцизм с этой точки зрения, то, понимаем, что ничего суеверного здесь нет и быть не может.
В настоящее время экзорцизм может быть двух видов. Прежде всего, нечистых изгоняют в минуту Крещения, как и в давние времена. В процессе Таинства священнослужитель, обращаясь к дьяволу, воспрещает ему нападать на нового члена Православной Церкви. Иными словами, каждый батюшка, крестя своих прихожан, занимается «экзорцизмом» в процессе этого Священного Таинства.
Но существуют и иные, особенные чинопоследования - они проводятся отдельно от каких-либо других Церковных Таинств. Сложно достоверно судить о том, насколько часто батюшки прибегают к таким мерам - такие подсчёты никогда не велись.
Однако же во многих Храмах всегда были и есть так называемые «экзорцисты», то есть опытные священнослужители, к которым люди приводят своих родных с просьбами об «изгнании бесов».
И подобная практика существовала всегда - даже в непростое советское время. Понаблюдать за такими «изгнаниями» всегда было интересно многим - а это, в свою очередь, и посеяло множество околоцерковных суеверий и домыслов.
Что включается в себя непосредственно «экзорцизм»?
Важно понимать, что нечистых изгоняют не совсем молитвами - батюшка в подобную минуту обращается не к Господу, но к дьяволу. Если говорить просто и кратко - священник, обладающий определёнными познаниями, запрещает нечистому воздействовать на людей.
И я лично не раз видел, как экзорцизм воздействует на жертв нечистых, - некоторых не держат ноги и без поддержки они падают на пол, но сложнее, конечно, с людьми, у которых и без того с психикой не всё в порядке.
Однако подобные практики нацелены именно на укрепление людей, на их освобождение от того, что их ослабляет и порабощает.
Почему же само явление «экзорцизма» так волнует и интересует многих? Откуда взялся весь этот не вполне здоровый интерес? Я думаю, что это связано со вспыхивающими время от времени скандалами, не говоря уже об элементах мистики и таинственности, которые, в сознании многих, окружают само понятие экзорцизма.
Некоторые священнослужители, лишённые сана или разодетые самозванцы превращают обряд экзорцизма в красочное магическое представление. Однако интересует таких людей не настоящая помощь людям, но единственно самопрославление и жажда заработка. СМИ же зачастую заинтересованы в том же, и потому такие «шоу» периодически демонстрируются на широкую публику.
Однако же к подобным вещам следует относиться также, как и к любым другим ложным и необоснованным суевериям. К сожалению, порой даже умные и образованные люди бывают болезненно суеверными - это не редкость.
Но очень важно помнить о том, что есть как ряженые шарлатаны, так и по-настоящему духовные люди, способные оказывать реальную помощь в подобных вопросах.
Не так давно было выдвинуто предложение упорядочить практику изгнания бесов, несколько её ужесточив. Кроме того, обсуждается и проект документа «Об отношении РПЦ к современной практике экзорцизма».
Этот документ содержит в себе новое требование, согласно которому право на изгнание бесов останется только у епископов, архиереев и некоторых опытных батюшек, благословлённых на это вышеперечисленными духовными лицами.
При этом документ затрагивает вопрос, касающийся разнообразных внецерковных злоупотреблений - он воспрещает действия, которые могут унижать или оскорблять христиан, а также практики «отчиток» за плату.
Конечно, люди, ищущие мистических представлений могут за них платить - это их право. Но очень важно при этом понимать, что подобные представления к Православию никакого отношения не имеют.
В самой Церкви, конечно, такая практика, как экзорцизм, довольно распространена - бесов изгоняют не только в монастырских обителях. Часто можно встретить по-настоящему опытных и одухотворённых батюшек, и при этом - проницательных и понимающих.
Они относятся с добротой и любовью к каждому своему прихожанину, и такие священнослужители, как мне кажется, должны быть благословлены и на определённые действия.
Их милосердие помогает им относиться к людям одновременно и по-человечески, и по-Божески - иными словами, без лишних предрассудков и предубеждений.
Но, так или иначе, христиане не должны забывать и о работе над собой, и об участии в Святых Таинствах. Одна «отчитка» не поможет встать на праведный путь. И даже «экзорцизм» без духовных трудов тоже может оказаться малоэффективным».
Читайте еще: