Готическая архитектура родилась во Франции в первой половине 12-го века. После постройки первого готического храма в аббатстве Сен-Дени, мода на готику очень быстро распространилась по Франции и ряду близлежащих стран, но затронула отнюдь не все европейские государства (в Италии она не прижилась).
Готические храмы возводились только в католических странах, поэтому на территории бывшего СССР готики немного. Советский человек, не выезжая за границу, имел возможность познакомиться с готической архитектурой в Прибалтике, Западной Украине и совсем чуть-чуть в Белоруссии. Но большая часть храмов на этих землях – небольшие приходские церкви, мало напоминающие величественные готические сооружения в Западной Европе. А достаточно внушительные костелы - Домский собор в Риге и кафедральный собор в Львове - отстоят довольно далеко от классической готики.
До классики данного архитектурного стиля во Франции и Британии советскому человеку добраться было непросто, поскольку в эти страны ездили только избранные. Познакомиться с ней было легче в более близкой Чехословакии, которая относилась к социалистическим странам.
После развала СССР ситуация изменилась, но отнюдь не все россияне, желающие приобщиться к красотам готической архитектуры, могут путешествовать там, где им хочется (тем более сегодня).
В 21 веке самым бюджетным вариантом знакомства с готической храмной архитектурой являлась та же самая Чехия, где церквей этого стиля сохранилось очень много: там не только имеются десятки христианских храмов, самыми известными из которых являются соборы Святого Вита в Праге и Святой Варвары в Кутна Гора, но и другие готические сооружения (башни Карлова моста в Праге, Пороховые ворота, Староновая синагога и др.).
Но сначала пару слов о самом стиле. Чем готический храм отличается от предшествующих ему романских церквей? Готика - это свет и высота. Конструкция готического храма смогла одновременно обеспечить доступ света в помещение и поднять потолок сооружения на недоступную прежде высоту. Признаки классической готики следующие: крестовый нервюрный свод опирается на арки (нервюры) и колонны; в стенах, которые не выполняют несущей функции, размещены большие окна с витражами; снаружи храма – контрфорсы и аркбутаны, которые поддерживают колонны.
Подробнее о готике можно прочитать в моей статье:
Обзор чешских готических храмов правильнее начать с Праги, где готических храмов не много, а очень много. В Старом городе они стоят буквально на каждом углу. Но главная жемчужина пражской готики находится не там, а в Пражском граде.
Так получилось, что у современной Праги три фактических центра, которые обязательны для посещения туристами. Причина этого проста: Прага была образована лишь в 1784 году из 4-х самостоятельных городков: на западном берегу Влтавы находились Градчаны и Мала Страна (южнее Пражского града), на восточном берегу – Старе Место (Старый город) – на севере, и Нове Место (Новый город) – южнее Старого города.
Резиденция королей - Пражский град был естественным центром Градчан, Староместская площадь, где находится городская ратуша и Тынская церковь - Старого города, а Вацлавская площадь – центр современной Праги (ранее был одним из центров Нового города – там находился Конный рынок).
Таким образом, будучи в столице Чехии, мимо Пражского града вам точно не пройти, а значит, вы неизбежно попадете и в главный готический памятник Чехии - собор Святого Вита, который является доминантой Пражского града и своеобразной визитной карточкой Праги.
Кафедральный собор Святого Вита
Тот факт, что собор строили почти 600 лет (с 1344 года по 1929-й), стал уже общим местом. Об этом упоминают в любой заметке о данном сооружении. Но не очень просто понять из них, в каком состоянии был храм к концу 19 века, когда было принято решение его достроить. Это позволяют сделать старые рисунки и фото собора. На фото внизу хорошо видно, что собор заканчивался колокольней.
Сейчас он производит впечатление единого здания, которое было таким изначально, хотя более 500 лет храм представлял собой весьма уродливое сооружение. Его длина составляла примерно половину от сегодняшнего собора. Главным чешским храмом был настоящий полуфабрикат.
Первый архитектор храма француз Маттиас из Арраса руководил строительством 8 лет. После его смерти на место архитектора заступил 23-летний Петр Парлерж, который позднее станет самым знаменитым чешским архитектором.
Парлерж разработал для собора оригинальный свод, базирующийся на двух диагональных балках (сетчатый свод). Высота свода – 33 метра (для сравнения: в соборе Парижской богоматери – 35 метров). В 1399 году Парлерж умер. К этому времени был закончен лишь хор и часть трансепта (поперечного нефа, который перпендикулярно пересекает основной неф, чтобы церковь в плане имела крест). Строительство собора продолжалось еще 20 лет до начала гуситских войн. На этом основные работы были приостановлены почти на 500 лет.
Выход из храма был сбоку – на фото выше справа от колокольни. Дважды собор был разграблен, в 1757 году пострадал от прусской бомбардировки при штурме Праги войсками Фридриха II.
Два раза предпринимались попытки закончить храм: в 1509-1511 его пытался достроить король Чехии и Венгрии Владислав II Ягайло (Ягеллон), а в 1673 году император Священной Римской империи Леопольд. Но у них ничего не получилось.
К 19 веку собор обветшал и нуждался в срочном ремонте. Но ремонтом чехи не ограничились и с 1873 года стали достраивать собор. К этому времени искусство строительства готических храмов было утрачено и зодчим пришлось учиться возведению готических арок и сводов заново. С завершением строительства не торопились – ныне существующий храм был освящен лишь в 1929 году.
- Мы строили, строили и, наконец, построили – сказал приматор (мэр) Праги на открытии собора, еще не зная, что его бессмертные слова самым наглым образом будут присвоены одним странным, но крайне популярным в России животным….
Все кто был в храме, могут засвидетельствовать, что достройка прошла весьма успешно. Центральный неф кажется абсолютно цельным. Западный фасад собора, через который сейчас посетители попадают в храм, заключает в себе 2 башни, взметнувшиеся ввысь на 82 метра. Общая длина сооружения стала 124 метра (чуть поменьше, чем у собора Парижской богоматери).
Снаружи храм также производит впечатление цельного произведения, хотя готический храм несколько портит крыша большой башни (колокольни), сделанная в стиле барокко.
Достройка собора Святого Вита символизирует окончание истории чешской готики. А с чего она началась?…
Чешская готическая архитектура родилась в монастырях – именно туда передовые архитектурные идеи добрались раньше всего (примерно через сто лет после появления первой готической церкви в Сен-Дени). Одним из таких монастырей был пражский – святой Анежки, построенный в Старом городе Праги.
Готические храмы Старого города Праги
До того как превратиться в район современной столицы Чехии Старый город (Старе Место) с 13 века был самостоятельным городом. Поначалу он назывался Пражское Место, а после основания Нового места пражского - Старе Место пражское.
Вероятно, что именно здесь было построено первое готическое религиозное сооружение в Чехии - женский монастырь святой Анежки Чешской, который можно найти рядом с Влтавой недалеко от Штефаникова моста. Точно сказать, что храм этого монастыря был первым готическим в Чехии нельзя, поскольку примерно в это же время возводились готические церкви в Тепельском и Тршебичском монастырях.
Анежское аббатство
Женский монастырь строился в первой половине 13-го столетия (он был основан в 1232 г. по инициативе дочери чешского короля Пржемысла Отакара - Анежки).
Чуть позднее женского в аббатстве появился и мужской монастырь (держать возбужденных монашек рядом с возбужденными монахами было смелым решением!). У каждого из этих монастырей был свой храм. В дальнейшем аббатство несколько раз перестраивалось, в том числе в стиле барокко, но до сегодняшнего времени готический облик монастыря виден достаточно отчетливо.
В 1782 году аббатство было закрыто коммунист…. пардон, императором-реформатором Иосифом II. После этого в нем селилась беднота. С 30-х гг. 20 века аббатство находилось на реставрации почти полвека. Сейчас в нем музей.
Церковь Святого Духа
Примерно та же история с переделкой готической церкви в барочную произошла с небольшим храмом Святого духа (находится в Старом городе недалеко от Парижской улицы, рядом с ним воздвигнут памятник Кафке).
Церковь была построена в 1346 году для бенедектинского монастыря. В 1698 году она сгорела, но была восстановлена в барочном стиле. Несмотря на переделки, готическая основа храма сохранилась.
Церковь святого Якуба
А вот одна из самых больших пражских церквей – трехнефная церковь Святого Якуба (на улице Якубская) свой первоначальный готический облик не уберегла.
Возвели костел в 1373 году, но после пожара в 1689 году в Старом городе его перестроили в стиле барокко. Сама основа сооружения явно готическая и небольшие контрфорсы хорошо заметны, но и только.
Зато внутри церковь очень красивая! Внутреннее убранство считается самым роскошным среди всех храмов Праги.
Церковь святого Гаштала
Церковь находится на Гаштальской площади рядом с Анежским монастырем. С 12 века на этом месте стоял романский храм, а готическую церковь построили в 14 столетии. Через четыре века храм был перестроен в стиле барокко, но основные готические элементы костела дошли до наших дней.
Особенно примечательны готические своды этой четырехнефной церкви.
Храм Девы Марии перед Тыном (Тынский храм)
Находится прямо на Староместской площади Праги. К большому сожалению, со всех сторон эта грандиозная церковь плотно окружена средневековыми домами.
Первоначально на этом месте в 1135 году была построена небольшая церковь для иностранных купцов, а перестройка храма в готическом стиле началась лишь во второй половине 14 века, когда все вокруг было застроено домами. В основном, строительство церкви было закончено в 1511 году.
Храм был сильно поврежден при Великом пожаре 1679 года: в нем был переделан главный свод, но готические своды в боковых нефах сохранились.
Церковь святого Сальватора (Спасителя)
Есть три храма в Старом городе, которые посвящены Сальватору (Спасителю) – иными словами, Иисусу. Один построен в стиле барокко для ордена иезуитов (находится прямо у входа на Карлов мост), второй - готический входит в состав Анежского монастыря, а третий, возведенный протестантами в 17 веке – опять же в готическом стиле, расположен недалеко от Староместской площади – за барочной церковью святого Николая на Сальваторской улочке.
Если кто-то думает, что только большевики глумились над храмами, то он ошибается. Традиция эта очень древняя и весьма распространенная. В христианской стране Чехии над христианскими храмами тоже измывались по всякому. В частности, данный храм с конца 18 столетия использовался как монетный двор, но в следующем столетии его выкупили чешские евангелисты. Сейчас это действующая церковь.
Несмотря на готическую конструкцию самого храма, колокольня построена в стиле барокко, да и наружная отделка современной церкви мало напоминает готику.