Вы когда-нибудь мечтали работать ассенизатором? Увлеченно так, чтобы просыпаться утром с мыслью о том, что вы будете ездить на большой, красивой машине с толстой гофрированной трубой, через которую будете устранять последствия человеческой жизнедеятельности, и люди, которых вы избавляете от этих самых последствий, станут срывать со своих голов шляпы и с благодарностью к вам подбрасывать их в воздух, и кричать вам "браво"? Нет?
Вот я, когда выбирал профессию юриста, тоже во всем этом ковыряться не мечтал.
Я все больше представлял себе, что буду, как Перри Мейсон, защищать безвинно обвиненных в таинственных и загадочных преступлениях, и выступать перед умными присяжными, и побеждать нерасторопных злобных прокуроров.
Моя хрустальная мечта разбилась о первый же процесс, который я хоть и выиграл, но было мне противно, потому что был этот процесс гражданским, спорили в нем муж с женой по поводу совместно нажитого имущества, и поливали они друг друга грязью с таким усердием, так увлеченно, что работы в этом процессе действительно было больше для ассенизатора, чем для юриста.
- Вы знаете, мне даже как-то неловко об этом говорить, но мне, кажется, нужна помощь специалиста...
Напротив сидит очень приличная, подчеркнуто культурная женщина между тридцатью и сорока.
- Никогда не думала, что придется столкнуться с чем-то подобным, но на меня мама в суд подала. На алименты. Пожалуйста, вот исковое заявление.
Исковое, исковое... Это не исковое, это какое-то обвинительное заключение, в котором моя собеседница представлена кровожадным монстром, на воспитание которого была положена вся героическая жизнь ее матери - написано даже про то, что будучи младенцем, она причиняла своей родительнице страдания во время кормления - кусала свою маму, попросту говоря. Ну, и дальше в том же духе: плохая, неблагодарная дочь, которая совершенно не заботится о матери, не уделяет ей внимания, не помогает материально, не расплачивается за годы забот и хлопот и материнскую жизнь, положенную на алтарь любви к собственному ребенку.
Честное слово, так и написано: "материнскую жизнь, положенную на алтарь любви".
Требования - взыскать алименты в размере десять тысяч рублей ежемесячно, потому что не хватает на лекарства и зубные протезы.
- Простите, ваша мама жалобы на соседей президенту не пишет?
- Президенту - нет, а в прокуратуру - да. Скажите, с этим можно хоть что-нибудь сделать? Это же... бред какой-то.
Это вы еще бреда не видели, дорогой мой человек.
- Скажите, а вот ваша мама... Она реально нуждается в вашей помощи? И если да, то почему бы не прийти к какому-то соглашению? Зачем до суда доводить? Оговорили бы какую-то сумму, посильную для вас - мама же, все-таки.
Есть у меня такой обычай - я всегда предлагаю обратившимся ко мне людям договориться мирно. Всех денег на земле не заработаешь, а у меня, глядишь, немного карма почистится, если я кому-то помогу не поругаться окончательно. А кроме того, когда ко мне приходят по вопросам алиментов, которые родители хотят взыскать со своих детей, это еще и небольшая проверка на педикулез.
Выясняем, что мама еще не очень старая, лет ей всего шестьдесят шесть, и пенсия у нее на сегодняшний день на удивление приличная, двадцать шесть тысяч со всеми доплатами, и квартира не очень большая, то есть коммуналка не сумасшедшая, и инвалидности с дорогими лекарствами у мамы нет, и посетительница моя и рада бы ей помогать, но...
- Понимаете, я всю свою жизнь мамой называла свою бабушку. Меня моя мама ей оставила и свою жизнь устраивала. И до своих двадцати семи я ее видела раза три в год - до тех пор, пока она с очередным мужчиной не разошлась и не вспомнила, что у нее дочь есть. Вот тогда она попыталась рассказать мне, как надо правильно жить, как строить семью и отношения, как растить ее внука, который к тому моменту уже первый класс закончил и свою бабушку называл не иначе как "эта". Только у нее не получилось. А теперь у меня не получается, я себя заставить не могу в ответ на ее требования.
Что и требовалось доказать.
Знаете, в чем я убедился за годы работы?
Никогда в моей практике, ни при каких обстоятельствах родители, которые действительно достойно воспитывали своих детей, уделяли им время, давали им образование, проще говоря - по-настоящему были родителями, не подавали исковых заявлений в суд на алименты со своих детей.
Нет, я не отрицаю того факта, что, возможно, где-то существуют совершенно неблагодарные дети, чьи родители действительно положили свою жизнь на тот самый пресловутый алтарь и остались в старости у разбитого корыта, и вынуждены искать защиты в суде. Но я с такими не сталкивался. Возможно, нормальные родители просто стыдятся подобных вещей.
В большинстве случаев алименты со своих детей требуют их биологические папы, которые с их мамами давным-давно в разводе.
Знаете, что очень плохо? У очень многих таких "пап" отсутствует задолженность по алиментам, причем не потому, что они их исправно платили, а потому что мамы очень гордыми были и эти самые алименты с них просто не взыскивали, или исполнительный лист когда-то у приставов забрали.
Я когда у таких спрашиваю, зачем они этот самый исполнительный лист забирали - говорят: чтобы он нас в покое оставил и на алименты в старости сам подать не мог.
Честное слово: если бы я мог найти того самого "нулевого рассказчика", который когда-то вложил в умы мамочек легенду, что если с папы ребенка не взыскивать алименты, то он в старости их со своего ребенка тоже взыскать не может - я бы учинил над ним расправу жестокую: заставил бы гражданский кодекс с комментариями съесть, не запивая.
И вот приходит такой "папа" в суд и вполне себе успешно какую-то денежку со своего ребенка взыскивает, потому что пенсия у него с ноготок, минималочка, а формальных оснований отказать в алиментах вовсе у суда не имеется. А когда у такого "родителя" спрашиваешь, по какой причине он вообще считает, что его ребенок, с которым он, получается, развелся, как и с его мамой, когда тот еще в пеленки писал, что-то ему должен, ответ в большинстве случаев по своей сути один:
- До фига хорошо живет!
То, что его ребенок до фига хорошо живет не благодаря ему, а вопреки - это вообще никакого значения не имеет.
Матерей, которые своих детей в юности побросали, конечно, меньше - но тоже встречаются.
Есть, правда, еще одна категория родителей, которые со своих детей алименты взыскивают по согласию и дети их такие иски алиментные с удовольствием признают и соглашаются на любые заявленные родителем суммы. Потому что кроется за таким алиментным иском небольшой шахер-махер.
Дело в том, что при исполнительном производстве алименты взыскиваются самыми первыми. Если быть канцелярски точным, то "в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда" - и, как вы понимаете, наши приставы и даже органы ФСИН тоже канцелярски точны, и в первую очередь с должника взыскивают именно алименты, а уж потом все остальное. И я уж не говорю о долгах по кредитам и прочим гражданским спорам, но даже сидельцы, которым положено возмещать со своего скудного лагерного заработка ущерб, причиненный преступлением, очень часто по договоренности с родителями оформляют вот такой замечательный иск, чтобы как можно больше денег осталось, что называется, "в семье".
Но это - частные случаи. В целом же суды иски о взыскании алиментов на содержание родителей тоже не очень-то и сильно любят. Потому что действительно чаще всего бывает, что начинает судья выяснять, а почему это выросшее чадо своему родителю посильную помощь не оказывает, и оказывается, что мамой это самое чадо называло в детстве свою бабушку, а не ту милую старушку, которая сейчас перед судьей слезы льет и на скудное питание жалуется.
Потому что от осинки, вы уж меня извините, в подавляющем большинстве случаев не родятся апельсинки, если над осинкой Мичурин не трудился. И коли родной ребенок вам в вашей старости оказывается чужим - что-то вы не так в этой жизни или делали, или делаете.
И нет у матери моей посетительницы, конечно, шансов на эти 10 тысяч рублей алиментов. Если она сможет доказать, что пенсии ее (вполне приличной по средним меркам) действительно не хватает на необходимый человеку минимум, то взыщет суд с моей доверительницы пару тысяч рублей в месяц.
Но стоит ли прожитая жизнь такого итога?
Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.
Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.